Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:46, дипломная работа
Цель дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;
Введение…………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями…………………………………………..
1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной
реабилитации детей с ограниченными возможностями…………………
1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и
содержание…………………………………………………………
ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями……………………………………..
2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-
инвалидов………………………………………………………………..
2.2. Социально-психологической реабилитации детей
с ограниченными возможностями………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Приложения………………………………………………………………….
Введение……………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с
ограниченными
возможностями………………………………………….
1.1.
Научно-теоретические основы
реабилитации
детей с ограниченными
1.2.
Дети с ограниченными
содержание………………………………………
ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с
ограниченными возможностями……………………………………..
2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-
инвалидов………………………………………………………
2.2. Социально-психологической
с ограниченными возможностями………………………………………
Заключение………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
Приложения………………………………………
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Более
того, в нашей стране, как и
во всем мире, наблюдается тенденция
роста числа детей-инвалидов. В
России частота детской инвалидности
за последнее десятилетие
В 1995г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов.
Ежегодно
в стране рождается около 30 тысяч
детей с врожденными
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.п.), но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
В
настоящие время процесс
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим – не жить, а именно выживать.
Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно – иждивенческих жизненных ориентаций.
Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие «человек с ограниченными возможностями», которое стало все чаще использоваться в российском обществе.
Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Однако проблемы реабилитации
инвалидов, особенно детей-
В России, имеющей глубокие национальные корни, богатые традиции, для которых характерны милосердие, взаимопомощь, где веками оказывалась практическая социальная помощь. Официальное появление социальной работы как профессии зарегистрировано лишь в начале 90-х годов, поэтому сегодня остро ощущается потребность в научных разработках, исследованиях, новых методиках и технологиях, способствующих созданию условий для максимального внедрения в общество отдельных лиц или групп людей, с ограниченными возможностями. Особую значимость в современных условиях имеет также социальная педагогика, поскольку именно воспитание как социальный феномен призвано содействовать изменению личности, оно играет важную в роль гармонизации отношений отдельной личности и общества. Более того, многие ученые утверждают, что социальная работа должна иметь педагогическую базу. Как пишет Бочарова В. Г., – для большей эффективности осуществляемой деятельности «слишком очевидной стала востребованность тех ценностей, которые являются общими для всех представителей этой профессии и которые отражают их социально-педагогическую сущность»1.
Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся содержания и технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Цель дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
-
описать содержание понятий
-
выявить проблемы в работе
с детьми с ограниченными
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
-
изучить практический опыт
Объект исследования - являются дети с ограниченными возможностями.
Предмет исследования – технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции, реабилитации лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.
Гипотеза данного исследования: технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями не достаточно развита, предлагаемые формы и методы работы доступны не всем, и в целом требует рассмотрения и доработки с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка-инвалида.
Степень разработанности проблемы: Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации, социологические исследования, монографии, статистические данные.
На сегодняшний день вопросы из области социальной работы отражены в трудах Белинской А.Б., Л. Г. Гусляковой, С. И. Григорьева, В. А. Ельченинова, Колкова В.В., П. Д. Павленка, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой В. Н. , Шапиро Б.Ю., Ярской В. Н. и др. К проблемам социальной педагогики, а также соотношения ее с социальной работой обращаются в своих трудах такие российские ученые как Бочарова В. Г., Вульфов Б.З., Галагузова М.А., Гуров В. Н., Загвязинский В. И., Зимняя И. А., Никитин В.А., Мудрик А.В., Маврина И.А., Малыхин В. П., Павлова Т.Л., Плоткин М. М., Сластенин В.А., Смирнова Е.Р., Штинова Г.Н., Ярская В.Н.
При осуществлении исследования использовался личностно-ориентированный подход (Н. А. Алексеев., Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.); концепции социальной психологии механизмов и этапов социализации (Г. М. Андреева, А. А. Реан и др.); концепция реабилитационной педагогики (Н.П. Вайзман, Е. А. Горшкова, Р. В.Овчарова и др.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, формируется гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями» идет речь о научных концепциях социальной реабилитации. Раскрывается содержание понятий инвалидность и реабилитация, и виды реабилитаций.
Во
второй главе «Формы и методы социальной
работы с детьми с ограниченными
возможностями» рассматриваются проблемы
семей воспитывающих детей с
ограниченными возможностями и
трудности социально-
В заключении даются основные выводы и предложения.
В литературе указывается перечень использованной литературы в процессе работы.
В
приложении выписки из основных
законов по данной теме.
Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации
детей с ограниченными
возможностями.
1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной
реабилитации детей
с ограниченными возможностями.
История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь - начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.
Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В перспективе их численность будет расти2.
Вот почему так остро на повестке дня стоят проблемы социальной реабилитации инвалидов.
Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения – с другой.
В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена.
Так анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации в частности осуществлялся в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: с точки зрения социоцентристских теорий и на теоретико-методологической платформе антропоцентризма. На основе социцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом. На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж.Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.
Для осмысления проблемы анализа инвалидности как социального феномена важной остается проблема социальной нормы, с разных сторон изучавшаяся такими учеными, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье.
Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации инвалидов в частности осуществляется в плоскости социологических концепций более общего уровня обобщения сущности этого социально явления – концепция социализации.
Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.
Важными
в разработке теории социальной реабилитации
являются подходы к понятию
В структурно функциональном подходе (К.Девис, Р.Мертон, Т.Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия «дети с ограниченными возможностями», «инвалиды». В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Н.С. Морова, Н.Б. Шабалина и др.
Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями