Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;

- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;

- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;

- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с

ограниченными возможностями…………………………………………..

1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной

реабилитации детей с ограниченными возможностями…………………

1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и

содержание…………………………………………………………

ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с

ограниченными возможностями……………………………………..

2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-

инвалидов………………………………………………………………..

2.2. Социально-психологической реабилитации детей

с ограниченными возможностями………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

Приложения………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (14).doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

     Выполняя  программу реабилитации ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие между собой системы. Чтобы социально-реабилитационная работа была успешной, необходимо добиться нормализации всех систем взаимоотношений.

          Делая выводы можно отметить, что  социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но и об успехах и достижениях ребенка.                                                                                                                       Когда социальный работник спрашивает у детях, это порой воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия – залог успешной коммуникации.  
 
 

      2.2. Социально-психологическая  реабилитация детей  с   

                         ограниченными возможностями. 

     «Инвалидность, о чем говорилось выше, - не есть чисто  медицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей, это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют ребенку, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».

     В 1992 году клуб инициировал первый в России Центр независимой жизни для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и разработал инновационные модели и программы, в основе которых лежит именно социально-политическая модель инвалидности.

     Работа  клуба базируется на трех инновационных моделях «Центр независимой жизни», «Выездной лицей», и  «Персональный ассистент».

     Инновационная модель «Цент независимой жизни  для детей с ограниченными  физическими и / или умственными  возможностями».

     Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента. В социально-политическом значении независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникаций, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь – это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуация. В социально-политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности  человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для его физического функционирования.

     В философском понимании независимая  жизнь – это способ мышления, это психологическая ориентация личности. Которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества.

     С точки зрения философии независимой  жизни, инвалидность рассматривается  с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить  обычными категориями. Таким образом, человек, имеющий инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между членами общества. Для того, чтобы он мог сам принимать решения и определять свои действия, создаются специальные службы.

     Центр независимой жизни – это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают режим равных возможностей для детей с особыми проблемами.

     Основной  задачей в реализации модели Центра независимой жизни является обучение детей и родителей умениями и  навыкам независимой жизни. Ключевую роль в модели играет служба «От  родителя к родителю». От родителя к родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. Формы работы: беседы, семинары. Мероприятия, творческие кружки, исследования, создание служб. Два года назад активных родителей было очень мало. Сейчас в Центре независимой жизни принимают участие, активное и инициативное, 100-150 родителей. Привлекают родителей не только организацией мероприятий. Они работают преподавателями, экспертами и руководителями служб.

     Цель: Изменение среды, окружающей человека с ограниченными возможностями, таким образом, чтобы стало возможным  включение его во все аспекты  жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего инвалидность.

     Задачи: 

     1.Создание  моделей социальных служб, помогающих  адаптировать условия окружающей  среды нуждам детей, имеющих  инвалидность.

     2.Создание  экспертной службы для родителей,  осуществляющей мероприятия по  обучению родителей основам независимой жизни и представительство их интересов.

     3.Создание  системы волонтерской помощи  родителям, имеющих особых детей.

     4.Налаживание  мостов сотрудничества с Государством, Бизнесом, Общественностью, Наукой.

     5.Инициирование  сетевой структуры Центров независимой жизни в России.

     Инновационная модель службы «Персональный ассистент».

     Служба  «Персональный ассистент» подразумевает  помощь человеку,

     имеющему  инвалидность, в преодолении препятствий, мешающих ему на равных принимать  участие в жизни общества. «Персональный» - значит знающий особенности каждого отдельного человека, имеющего инвалидность. Критерий «потребителя», введенный в данную социальную службу позволяет поручить найм и обучение персональных ассистентов самим людям, которые в этих условиях нуждаются. При помощи персонального ассистента, человек, имеющий инвалидность, может учиться в открытом учебном заведении и работать на обычном предприятии. Экономическая выгода государства при организации такой социальной службы заключается в том, что:

     1.потенциальные  способности людей, имеющих инвалидность,  будут использованы в полной  мере (специализированные заведения  создаются под ограниченные возможности  людей, имеющих инвалидность, и  вместе с надомным и детским  трудом при интернатах, усиливают  сегрегирующий характер экономической политика государства по отношению к ним);

     2.создается  рынок труда, так как персональным  ассистентом может работать практически  любой человек.

     Политическая  выгода очевидна, так как данная социальная служба обеспечивает каждого члена общества равными правами на образование, труд и отдых.

     Клуб  «Контакты-1» сделал попытку развернуть модель службы «Персональный ассистент» в рамках программы Центра независимой  жизни для детей. Имеющих ограниченные возможности. Ограниченные финансовые средства не позволили реализовать модель в чистом виде: она была осуществлена с программой «Выездного лицея», а персональные ассистенты чаще всего работали одновременно и преподавателями. Кроме того, на мероприятиях для большого количества детей, персональные ассистенты обслуживали группы. Однако, даже эта попытка, предпринятая в России впервые силами небольшой общественной организации, дала положительные результаты и показала перспективность идеи. Она также доказала, что такое использование финансовой поддержки более всего отвечает требованиям времени, так как оно позволяет очень успешно изменять общественное сознание и неузнаваемо меняет облик ребенка, имеющего самые серьезные виды инвалидности, которые начиная чувствовать уважение к своей личности и уверенность, раскрывает свои способности. Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценивании проблем, связанных с инвалидностью, и начинают проявлять большую социальную активность, направленную вовне, на то, чтобы изменить ситуацию в целом, для всех детей, а не только пытаться, не видя проблем другой семьи, имеющей такого же особого ребенка, улучшить свое положение.

     Персональным  ассистентами в течении 1993-1994 учебного года работали родители и студенты факультета социальной работы и социологии Института молодежи.

     Цель  службы: открыть детям, имеющим инвалидность, широкие возможности для развития их потенциальных возможностей и  талантов, и активного участия  во всех аспектах жизни общества.

     Задачи:

     1.Создать  действующую модель «Человек с особыми проблемами ассистент».

      2.Расширить круг детей, получающих  помощь ассистентов.

     3.Провести  социально-педагогические исследования  модели с целью разработки  рекомендаций для неправительственных  организаций.

     Инновационная модель службы «Выездной лицей»

     Медицинская модель инвалидности, официально  принятая в России, находит свое выражение  в том, что социальная политика имеет  сегренирующий характер. Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для  людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого дискриминируются.

     Изменения в социально-политической и экономической  жизни России делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их независимой жизни. Однако в социальных программах специализированность остается доминирующей, что объясняется медицинской моделью инвалидности, положенной в основу законодательства, недоступной архитектурной средой и отсутствием системы социальных служб.

     Экспериментальная модель «Выездной лицей» - это попытка  решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих ограниченные возможности, посредством создания службы «Персональный ассистент» и специальной транспортной службы («Зеленая служба»), которые бы предоставляли им равные возможности. Комплексный подход необходим для того, чтобы организовать обучение детей, имеющих инвалидность, в режиме «двустороннего движения»:

     1.Преподаватели  едут на дом к ребенку и  дают ему домашние уроки;

     2.Службы  помогают ребенку выехать из  дома и заниматься в интегрированных  группах, организуемых в Центре.

     Цель: Духовное и культурное развитие детей  и их интеграция в общество через организацию специальных служб «Выездной лицей», «Персональный ассистент» и транспортные службы.

     Задачи:

     1.Обучение  детей, имеющих инвалидность, общеобразовательным  дисциплинам и творчеству на  дому.

     2.Профессиональное  обучение и развитие творческих способностей детей в интегрированных кружках вне дома.

     3.Интеграция  детей, имеющих инвалидность, и  их родителей умением и навыками  независимой жизни.

     Методы.

     1.Движение  на дом обеспечивают профессиональные  педагоги которые привлекаются  для работы в службе «Выездной лицей» на контрактной основе. Приоритет при этом отдается педагогам, обладающим достаточным запасом знаний и жизненным опытом, необходимыми для работы с особыми детьми по индивидуальным программам. Большое значение придается привлечению к работе педагогов из общеобразовательной школы с тем, чтобы приблизить школу к пониманию проблем детей, имеющих инвалидность, а затем превратить ее в основного союзника.

     2. Движение из дома обеспечивается  тремя службами одновременно. Персональные  ассистенты и оборудованный транспорт необходим для того, чтобы ребенок, имеющий инвалидность, получил мобильность и смог посещать кружки вне дома.

     3. Интеграция детей, имеющих инвалидность, в общеобразовательную школу  осуществляется при помощи службы  «Персональный ассистент» и транспортной службы, которые помогут детям посещать интегрированные кружки и обычные классы.

     4. Знания о независимой жизни  людей, имеющих инвалидность, передаются  на семинарах, организуемых службами  «От родителя к родителю» и  «Правовая защита интересов ребенка».

     Таким образом, мы можем заметить, что президентская  программа «Дети России» всколыхнула  третий сектор, объединяющий неправительственные  организации. Включение в программу, поддерживаемую бюджетом, инновационной  практики независимых организаций, является ярким примером положительных изменений в социальной политике Государства. Союз и сотрудничество между государством и неправительственными организациями имеет большое значение для таких организаций, как клуб «Контакты-1», так как признание их равноправными партнерами, умеющими внести положительную динамику в социальную политику, дает им силы и желание работать, проявлять инициативу и принимать на себя всю ответственность за предлагаемые идеи, модели, программы.  

     Особенности развития реабилитации детей-инвалидов всегда находятся под воздействием специфических условий развития каждой отдельной страны.

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями