Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;

- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;

- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;

- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с

ограниченными возможностями…………………………………………..

1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной

реабилитации детей с ограниченными возможностями…………………

1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и

содержание…………………………………………………………

ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с

ограниченными возможностями……………………………………..

2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-

инвалидов………………………………………………………………..

2.2. Социально-психологической реабилитации детей

с ограниченными возможностями………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

Приложения………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (14).doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, необходимо учитывать, что  реабилитация – это не просто оптимизация  лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой6.

     Терапия как определенная форма вмешательства в интересах ребенка может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

     В процессе реабилитации происходит изменение  ориентации – от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с  социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем  и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.      

 

      1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание. 

     Социальная  реабилитация лиц с ограниченными  возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

     Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей.7

     В рекомендациях  1185 к реабилитационным программам 44-й сессии парламентской  Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992г. инвалидность определяется как ограничения  в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью8.

     В 1989г. ООН приняла текст о правах ребенка, которая обладает силой  закона. В ней закреплено право  детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст.23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие9.

          В 1971г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно  трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей,  с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень10.

     Особое  значение для детей-инвалидов имеет  норма, утверждающая, что при наличии  возможностей умственно отсталый человек  должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

     В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (ст.12) зафиксировано право каждого  инвалида (как взрослого, так и  несовершеннолетнего) на наивысший  достижимый уровень физического и психического здоровья.    

     В соответствии с Законом СССР «Об  основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным  Советом СССР  11 декабря 1990г., инвалидом  является лицо, которое в связи  с ограничением жизнедеятельности  вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

     Инвалидность  детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения  их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

     Проблемы  инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения  человека – семьи, дома-интерната  и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым и детям –  основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам.

     ВОЗ следующим образом анализирует  данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы.

     Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. За рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия абилитации и реабилитации. Абилитация – это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба эти понятия, причем предполагается не узскомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы.

     В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация  и активизация личности. Решение  этих задач, по сути противоречивых и  в тоже время диалектически единых, существенно зависят от многих внешних  и внутренних факторов.

     Социальная адаптация предполагает активное приспособление инвалида к условиям социальной среды, а социальная автомизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В тоже время человек с высоким уровнем социальности  должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям.

     Процесс социальной реабилитации , даже при  благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и  может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

     Под проблемами социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении  той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения  этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.

     Трудности овладения социальной ролью возникает  чаще всего тогда, когда ребенок  не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка  нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).

     Трудности реабилитации могут быть связаны  и с тем, что внутри социума  наблюдается «размытость» образов  ролевого поведения (например, стираются  границы между представлением об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).

     В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения.

     Условия организации жизнедеятельности детей в интернатах создают внешние трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

     Наиболее  серьезным следствием инвалидности является утрата «базового доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.

     Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом  межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и  подозрительности, недоверчивости, агрессивности  ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма – с другой.

     Слияние блокирует, а иногда делает вовсе  невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности  за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское «мы»). В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости.

     Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.

     Вследствие  последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в социальном развитии.

     Причины возникновения проблем вхождения  ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, не, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

     Критериями  преодоления этих трудностей могут  быть следующие:

     1. Готовность к адекватному восприятию  возникающих социальных проблем  и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

     2. Устойчивость к неблагоприятным  социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных  качеств, сформированных установок и ценностей;

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями