Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;

- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;

- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;

- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с

ограниченными возможностями…………………………………………..

1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной

реабилитации детей с ограниченными возможностями…………………

1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и

содержание…………………………………………………………

ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с

ограниченными возможностями……………………………………..

2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-

инвалидов………………………………………………………………..

2.2. Социально-психологической реабилитации детей

с ограниченными возможностями………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

Приложения………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (14).doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

     Так характерным примером в этом отношении  служит сравнение двух моделей социального  обслуживания – европейской и  американской.

     На  Европейском континенте социальное обслуживание формировалось под воздействием распада общины и межобщинных связей и, соответственно, ослаблением поддержки нуждающихся со стороны их ближайшего окружения.

     В США у больных детей и детей-инвалидов  есть специальные детские отделения трудотерапии в госпиталях графства Норфолк. Возраст детей – клиентов отделения самый различный – от нескольких месяцев до 19-ти лет. Трудотерапевты в области педиатрии ставят главной задачей в своей работе развивать у детей оптимальный уровень независимости в повседневной  жизни с точки зрения физической, психологической и социальной.

     Трудотерапевты  также помогают инвалидам вести  нормальную и интересную культурную жизнь вне дома; научится новому мастерству, в специальных дневных  центрах. Если у инвалида возникает необходимость выехать из дома, то департамент социальных служб предоставляет ему транспорт.

     Для облегчения жизнедеятельности существует масса различных реабилитационных форм, которые могут предоставить по заказу инвалида  любое оборудование, инструменты или средства для облегчения жизни.

     При социальных службах в Великобритании существуют специальные  службы по найму инвалидов на работу. В них  инвалидам оказывается помощь в  поисках работы, выделяется пособие  для оплаты специального транспорта, обеспечивается рабочее место клиента необходимым оборудованием. Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие в размере 6000 фунтов для приобретения специальной техники. Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливают специальное компьютерное оборудование. Для пациентов с полной или частичной потерей зрения выдаются пособия для оплаты услуг чтеца (человек, который ему читает).

     В Великобритании существует комплексная  схема, доступная  для помощи инвалидам в работе. В нее включены: специальные виды специальной помощи по схеме занятости; доплата для рабочей силы на транспорт; приобретение приспособления к дому и оборудования; служба личного чтеца; работа на дому с технологией; введение в работу и т.д. [19,9]

     Информация  о таких схемах и службах занятости  для нвалидов размещена в Кодексе  хорошей практики инвалидов и  в буклетах, выпускаемых консультативными службами и центров занятости  инвалидов.

     Инвалиды  принимаются на работу с испытательным  сроком (6 недель), при этом выплачивается  субсидия в размере 45фунтов в неделю. Штат центр занятости помогает обсудить каждую кандидатуру инвалида и подходящую для него работу с работодателями во всех конкретных случаях.

     Таким образом, социальной работе с инвалидами за рубежом уделяется очень большое  внимание. Социальной защитой инвалидов  занимаются как государственные, так  и общественные и частные организации. Такая социальная работа с инвалидами и работа трудотерапевтов дает нам образец качества социальных услуг, оказываемых инвалидам и способа их организации. Способствует развитию международно признанных норм обучения трудотерапевтов в различных странах Всемирная организация трудотерапевтов.     

 

      Заключение. 

     Термин  «инвалид» в силу сложившейся  традиции несет  в себе дискриминационную  идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как  к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными  возможностями» в традиционном подходе  ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

     Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок – общество - государство». Суть этого изменения состоит в следующем:

     Главная проблема ребенка с ограниченными  возможностями заключается в  его связи с миром, в ограничении  мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении  общения с природой, доступа к  культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

     Ребенок, имеющий инвалидность – часть  и член общества, он хочет, должен и  может участвовать во всей многогранной жизни.

     Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как  и его сверстники, не имеющие проблем  со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью  пользу обществу, ему мешает неравенство  возможностей.

     Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

     Отмечая государственное внимание к детям  с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.

     Государство не просто призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему  социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

       Важнейшей проблемой при работе  с детьми с ограниченными физическими  возможностями является выявление  семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на  особенности поведения и психическое здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребенка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка.

     Не  менее важной проблемой является работа по профориентации ребенка с ограниченными возможностями. Правильный выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей позволяет ему быстрее адаптироваться в обществе.

     Значимой  составной частью социальной работы является психолого-педагогическая подготовка родителей.

     Психолого-педагогическое образование родителей означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой  является трансляция знаний, формирование соответствующих представлений  и навыков развития, обучения и  воспитания детей с ограниченными физическими возможностями и использование родителей в качестве ассистентов педагогов.

     Методологическим  основанием программы психолого-педагогического  образования родителей является положение, что семья — это  та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе —"Я — концепция", где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа, ибо задача семейного воспитания — помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

     Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и  родителей в работе с детьми с  ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

     В дипломной работе был проанализирован  отечественный и зарубежный опыт реабилитации детей с ограниченными  возможностями. Было подчеркнуто, что современные технологии социальной работы с детьми  с ограниченными возможностями требуют переориентации. Однако современная система социальной защиты  не готова, в частности отсутствует материальная база, к активному внедрению этого опыта. В тоже время, функционирование организаций, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, позволяет сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки этого направления со стороны государства и благотворительных организаций.

 

      Список использованной литературы 

     1.Всеобщая  декларация прав человека (принята  на третьей сессии Генеральной  Ассамблеи ООН резолюцией 217 А  (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка  Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.

     2.Декларация  о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

     3.Конвенция  о правах ребенка. (одобрена Генеральной  Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила  в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник  международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

     4.Конвенция  Международной организации труда  N 159 о профессиональной реабилитации  и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной  Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.

     5.Всемирная  декларация об обеспечении выживания,  защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический  вестник", 1992 г., N 6, с.10.

     6.Декларация  о правах умственно отсталых  лиц –М., Юристъ, 2001.

     7.Декларация  о правах инвалидов (утв. Резолюцией  тринадцатой сессии Генеральной  Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря  1975 г.) // Текст Резолюции размещен  на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)

     8.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.) // Ведомости Верховного Совета СССР", 1976г., N 17(1831).

     9.Стандартные  правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)

     10.Основы  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан  от 22 июля 1993 года N 5487-I // Ведомости Съезда  народных депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации от 19 августа  1993 г., N 33 ст. 1318

     11.Федеральный  закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О  социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" // Собрание  законодательства Российской Федерации  от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.

     12.Федеральный  закон от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001г., N 51, ст. 4831.

     13.Постановление  Правительства РФ от 13 августа  1996г. N 965 "О порядке признания  граждан инвалидами" // СЗ РФ от 19 августа 1996г. N 34, ст. 4127

     14.Постановление  Правительства РФ от 03.10.2002 N 732 (ред.  от 30.12.2005) "О федеральной целевой  программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы" // Собрание законодательства  РФ, 14.10.2002, N 41, ст. 3984.

           15. Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации. 2000 год". Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2000. 

     15.Положение  о детском доме-интернате для  умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 6 апреля 1979г. №35.

     16.Закон  Тамбовской области от 16 декабря  1997г. N 145-З "О социальном обслуживании  граждан пожилого возраста и  инвалидов в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной  Думой 16 декабря 1997 г.) // "Тамбовская жизнь" от 26 декабря 1997 г. N 248 (21442)

          17. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб. /Госкомстат России. М., 2003.  
 
 

     17.Айшервуд  М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., Инфра-М, 2001.

     18.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., Наука, 1994.

     19.Базоев  В.3. Поддержка профессионального  образования глухих в Великобритании //Дефектология. №3, 1997.

     20.Бондаренко  Г.И. Социально-эстетическая реабилитация  аномальных детей  //Дефектология. 1998. №3.

     21.Бочарова  В. Г. Основные требования  к  развитию теории в области  социальной педагогики и социальной  работы / Материалы международной  научно-практической конференции  –М., Издательство Тюменского государственного  университета, 2003.

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями