Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;

- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;

- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;

- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с

ограниченными возможностями…………………………………………..

1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной

реабилитации детей с ограниченными возможностями…………………

1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и

содержание…………………………………………………………

ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с

ограниченными возможностями……………………………………..

2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-

инвалидов………………………………………………………………..

2.2. Социально-психологической реабилитации детей

с ограниченными возможностями………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

Приложения………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (14).doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

     Социальный  работник, занимающийся проблемами  детей-инвалидов, находится в постоянном поиске новых эффективных форм, методов  и средств социальной реабилитации, опирается на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реабилитации. Сотрудники учреждений соцзащиты стремятся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.

     Анализ  жизнедеятельности детей и семей, имеющих детей-инвалидов, специальное  изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно  страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на близких родственниках.

     Обследования, проведенные нами в 250 семьях, показали, что 20% обследованных детей может вполне активно участвовать в общественной жизни, наравне со здоровыми.

     53% для этого необходимо создать  определенные условия, 25, к сожалению,  не смогут возродиться в социальном  плане из-за тяжелой формы болезни.  

     Для определения наиболее актуальных форм помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, нами было проведено анкетирование детей и родителей. Анализ данных социсследований показал, что семьи нуждаются в получении их детьми профессиональной подготовки (90%), психологических  услуг (54%), медицинских услуг (45%), информации  о правах и льготах (44%). Ребята отметили, что часто испытывают трудности в общении со сверстниками (87%), имеют проблемы во взаимоотношениях с учителями (67%), в общении с родителями (65%).

     На  основе этих и других данных специалистами должны  разрабатываться комплексные проекты решающие задачи психологической, социально-педагогической, социально-медицинской реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. В работе необходимо предусматривать комплексный подход в содействии интеграции детей-инвалидов в общество, предназначенный для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями от 6 до 18 лет.

     Особенность и новизна подходов должна быть заключена  в реабилитации детей-инвалидов  в том, что система реабилитационных мероприятий направлена на всю семью. Учитывая, что социально-реабилитационная работа только с ребенком мало эффективна, а традиционные подходы в работе с родителями не меняют внутреннего мира семьи, разрабатываются новые методики семейно-групповой коррекционно-оздоровительной работы, интегрирующей различные приемы игровой, творческой, коллективной психокоррекции, психогимнастики, логоритмики, арттерапии, имаготерапии.

     Особое  внимание должно уделяться знакомству родителей с нормативными документами, социальными гарантиями и льготами детей-инвалидов и их семей. Таким образом, для успешного достижения цели реабилитации: социальной адаптации ребенка-инвалида необходимо решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс. 

     Человек, имеющий инвалидность, имеет право  на включение во все аспекты жизни  общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

     Помочь  ему реализовать это право, призвана система социальных служб, которой  пока в государстве нет, но которая  создается и апробируется.   

     Программа реабилитации – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка  и всей его семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один  специалист – это может быть любой из перечисленных специалистов, который и отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок – в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

     Программа реабилитации – это четкий план, схема совместных действий родителей  и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановление сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

     Допустим, необходима программа, которая будет  включать следующие мероприятия:

     • медицинские (оздоровление, профилактика);

     • специальные (образовательные, психологические, социальные,

       психотерапевтические), направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи ребенка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

     При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с  другом и с малышом, чтобы не усугубить  первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

     По  прошествии установленного срока специалист-куратор  встречается с родителями ребенка. Чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также  проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

       Каждый период программы имеет  цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку необходимо работать сразу в нескольких направлениях для комплексного решения проблем инвалида. Всем членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

     После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного  обмена информацией между специалистом-курьером и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.

     Существуют  шесть компонентов успешного  взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи  на дому:

     - регулярный контакт (в зависимости от возможностей и   

     необходимости – раз в неделю в две недели или в шесть недель);

     - подчеркивание способностей ребенка,  а не их отсутствия или

     недостатков;

     - использование вспомогательных  материалов, пособий для родителей;

     - привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, 

     родственников;

     -внимание  к более широкому спектру потребностей (речь идет не 

     только  о ребенке, но и обо всей семье);

     - организация групп поддержки,  в которых обсуждаются результаты  и 

     проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты:

     социальный  работник, психолог, педагог, психотерапевт).

     Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды  специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему. 

     Установлено, что детям удается достичь  гораздо лучших результатов, когда  в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

     Однако  некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают  никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей. Если не спросим их об этом.

     На  первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может  не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и  определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты  и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

     При всем этом важно помнить, что большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка.

     Взаимодействие  с родителями предполагает некоторые  сложности. Нужно быть готовым к  трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг – это может подтвердить любой педагог школы-интерната для детей с ограниченными возможностями или специалист реабилитационного центра.

     Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии – «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство – это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

     Если  ребенок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представление о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей.

     Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайне мере, по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о проблемах, но и об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это порой воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, полученная информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия – залог успешной коммуникации.

     Социальный  работник должен демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии.

     Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и  с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел. Так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями