Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:55, курсовая работа
Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;
3. выявить, изучить методы определения проблем неблагополучных семей;
4. ознакомиться с работой специалистов МУ «Центр помощи семье и детям» с неблагополучной семьей; определить виды помощи и поддержки неблагополучных семей через анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
5. исследовать возможности восстановления функций неблагополучных семей, имеющих детей-подростков, через реализацию первого этапа социально-реабилитационной программы.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8
1
Понятие и функции семьи
8
§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13
§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22
§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22
2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26
3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»
Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков (на примере МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Ачинск)
Выпускная квалификационная работа
Выполнила: студентка гр. 3 СР.
специальности 040101
«Социальная работа»
Зотова Елена Викторовна
Руководитель:
Глазкова Наталья Александровна
Консультант:
Федорова Наталья Васильевна
Допущена к защите
|
| Работа защищена с отметкой |
Дата
|
| Председатель ГАК |
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ | |||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | ||
Глава 1. | СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ | 8 | |
| 1 | Понятие и функции семьи
| 8 |
| §2 | Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков. | 13 |
| §3 | Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде | 18 |
Глава 2. | ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ» | 22 | |
| §1 | Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей. | 22 |
|
2 | Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска. | 26 |
| 3 | Результаты | 40 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 42 | ||
ЛИТЕРАТУРА | 45 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ | 48 |
ВВЕДЕНИЕ
Российская семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно- нравственных тенденций, изменилось отношение родителей к детям, в значительной мере разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена ее воспитательная функция. Ребенок часто живет в условиях социально- психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенности. Все это подталкивает детей к правонарушениям, употреблению алкоголя, наркотиков.
Психологические службы помощи семье работают в основном с людьми, которые сами осознают потребность в такой помощи и обращаются за ней. Однако основными поставщиками социальных сирот являются неблагополучные семьи, в которых взрослые потеряли надежду на возможность изменения жизненной ситуации и разуверились в своих силах. Такие люди не обращаются в психологические службы, у них отсутствует мотивация к изменению своего положения, они довольствуются малым и легко усваивают иждивенческие привычки. Дети, воспитывающиеся в этих семьях, часто перенимают стереотип поведения родителей . [1, с 123]
Отсутствие целенаправленной работы с семьей приводит к тому, что в момент поступления ребенка в приют его родителей, как правило, находятся на стадии социальной и психологической деградации, и к ним приходится применять крайнюю меру- лишение родительских прав. [5, с 54]
Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной психологически обоснованной тактики оказания помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Согласно исследованиям Т.И.Зубковой, Л.Я. Олиференко, среди подростков, проживающих с родителями, только 11% хотели бы быть похожими на свою мать, 8% - на отца, 2% - на обоих родителей. Это говорит о том, что образ родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению.
Особое впечатление получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют. [21, с 132] .Такие дети вырастают неуверенными в себе, с целым комплексом социально-психологических проблем. В этих семьях дети подвергаются постоянному риску для собственной жизни. Вот почему таким семьям, и особенно детям из таких семей нужна помощь и поддержка всего общества и государства.
Многие ученые Т.И.Зубковой, Л.Я.Олиференко, выделяют этапы реабилитационной работы:
1. Подготовительный (сбор первичной информации о ребенке);
2. Организационный (анализ полученной информации);
3. Практический (реализуется индивидуальная программа, дальнейшее жизнеустройство ребенка и членов его семьи).
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема данной выпускной квалификационной работы: «Социальная реабилитация неблагополучных детей, воспитывающих детей и подростков (на примере МУ «Центр помощи семье и детям» г. Ачинска).
Объект - неблагополучная семья, имеющая детей и подростков.
Предмет - процесс социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков.
Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;
3. выявить, изучить методы определения проблем неблагополучных семей;
4. ознакомиться с работой специалистов МУ «Центр помощи семье и детям» с неблагополучной семьей; определить виды помощи и поддержки неблагополучных семей через анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
5. исследовать возможности восстановления функций неблагополучных семей, имеющих детей-подростков, через реализацию первого этапа социально-реабилитационной программы.
Гипотеза: своевременное выявление неблагополучия семьи, определение проблем семьи, составление программы реабилитации семьи, способствует восстановлению утраченных или несуществующих функций в неблагополучной семье. Сотрудничество, соучастие специалистов МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Ачинск с членами неблагополучной семьи, стимулирует к самостоятельному решению проблем и трудной жизненной ситуации.
Методы исследования: общенаучные (анализ, обобщение, моделирование процесса), психологические методы: теоретические (дескриптивный метод, позволяющий провести сравнительно-сопоставительный анализ психологической, педагогической и социальной литературы); эмпирические.
На практике применялись методики: определения эмоциональных отношений родителей с детьми по Т.Лири, оценки жизненных ценностей подростка по С.Моррису.
Теоретическая значимость заключается в систематизации имеющихся в науке сведений о социальной реабилитации неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
Практическая значимость заключается в том, что данная выпускная квалификационная работа может быть использована студентами специальности «Социальная работа» при подготовке к занятиям, при прохождении практики и социальными работниками в их профессиональной деятельности, так же обозначенные методы и работы специалистов Центра по социальной реабилитации неблагополучных семей могут использоваться студентами- практикантами, направленными в Центр.
Глава І. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
§1 Понятие и функции семьи
Семья - это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых и детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и создающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития [10, с 14].
1. Признаки здоровой семьи
1. наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений
2. духовно-нравственное благополучие
3. медицинское благополучие
4. отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов
5. удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными
6. единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек в воспитании детей
7. здоровый семейный образ жизни
2. Оценка стабильности семьи Признаки стабильной семьи
- положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи
- сплоченность семейного социума, единство целей и задач
- четкая иерархия по полу, возрасту, социальному статусу
постоянные внутрисемейные взаимодействия «лицом к лицу»
Нормально функционирующей считается такая семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как для семьи в целом, так и для каждого ее члена.
- гибкость иерархической структуры власти
- ясно сформулированные семейные правила
- сильная родительская коалиция
- сохранение четкой дистанции между поколениями
основные функции семьи
8
Экономическая функция
Терапевтическая функция
Репродуктивная функция
Функции семьи
Социализирующая функция
Рекреативная функция
Функция заботы о доме
8
1. Экономическая функция - умение зарабатывать и расходовать средства, планирование бюджета семьи и т.д.
2. Репродуктивная функция - рождение детей, планирование рождаемости.
3. Рекреативная функция - восстановление и отдых, отпуск, организация досуга.
4.Функция заботы о доме - уход за домом, поддержание порядка и чистоты, гигиенические нормы.
5. Социализирующая функция - социальные умения, образование, профессия. Социальные навыки.
6. Терапевтическая функция - взаимная поддержка, привязанность.
Невыполнение тех или иных функций свидетельствует о дисфункциональности в семье.
Особенности дисфункционльности:
1. Дефициты (недостатки)
1.1.
1.2.
1.3.
2. Деформации (искажения) межличностных взаимодействий в семье
2.1. взаимодействия с семьи с социальным окружение
3. Расхождения
3.1. между социальными претензиями семьи и ее социальной ролью
3.2. между ожиданиями семьи и других людей или социальных групп
3.3. неопределенность или противоречивость социальных ролей в семье.
Дефициты могут быть связаны с физическими недостатками (недостаток материальных средств) либо с задержкой интеллектуального или личностного развития (личностный или личностно-социальный недостаток) членов семьи, которые определяют ее поведение. Однако гораздо чаще причиной социальных проблем семьи является недостаток знаний и опыта.
К деформациям внутрисемейных взаимодействий дисфункциональных семей относится нарушение ее иерархической структуры и выполнение членами семьи несвойственных им ролей. Деформации взаимодействия с социальным окружением характерны для семей с нарушенной или утраченной социальной активностью. [6, с 26]