Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков (на примере МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:55, курсовая работа

Описание

Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;
3. выявить, изучить методы определения проблем неблагополучных семей;
4. ознакомиться с работой специалистов МУ «Центр помощи семье и детям» с неблагополучной семьей; определить виды помощи и поддержки неблагополучных семей через анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
5. исследовать возможности восстановления функций неблагополучных семей, имеющих детей-подростков, через реализацию первого этапа социально-реабилитационной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8

1
Понятие и функции семьи

8

§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13

§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22

§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22


2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26

3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Зотова ВКР12.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков (на примере  МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Ачинск)

 

Выпускная квалификационная  работа

 

 

 

 

 

 

 

             Выполнила: студентка гр. 3 СР.

специальности 040101

«Социальная работа»

Зотова Елена Викторовна

 

Руководитель:

Глазкова Наталья Александровна

 

Консультант:

Федорова Наталья Васильевна

 

 

 

 

Допущена к защите

 

 

Работа защищена с отметкой

Дата

 

 

Председатель ГАК

 

 

 

 

2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

8

 

1                           

Понятие и функции семьи

 

8

 

§2

Методы определения ключевых проблем  семьи; проблемы  неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.

13

 

§3

Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде

18

Глава 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В  РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»

22

 

§1

Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.

22

 

 

2

Этапы   осуществления   процесса   социальной реабилитации неблагополучной   семьи,   имеющей   детей и подростков   в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.

26

 

3

Результаты

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

42

ЛИТЕРАТУРА

45

         ПРИЛОЖЕНИЕ

48

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российская семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно- нравственных тенденций, изменилось отношение родителей к детям, в значительной мере разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена ее воспитательная функция. Ребенок часто живет в условиях социально- психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенности. Все это подталкивает детей к правонарушениям, употреблению алкоголя, наркотиков.

  Психологические службы помощи семье работают в основном с людьми, которые сами осознают потребность в такой помощи и обращаются за ней. Однако основными поставщиками социальных сирот являются неблагополучные семьи, в которых взрослые потеряли надежду на возможность изменения жизненной ситуации и разуверились в своих силах. Такие люди не обращаются в психологические службы, у них отсутствует мотивация к изменению своего положения, они довольствуются малым и легко усваивают иждивенческие привычки. Дети, воспитывающиеся в этих семьях, часто перенимают стереотип поведения родителей . [1, с 123]

Отсутствие целенаправленной работы с семьей приводит к тому, что в момент поступления ребенка в приют его родителей, как правило, находятся на стадии социальной и психологической деградации, и к ним приходится применять крайнюю меру- лишение родительских прав. [5, с 54]

         Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной психологически обоснованной тактики оказания помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Согласно исследованиям Т.И.Зубковой, Л.Я. Олиференко, среди подростков, проживающих с родителями, только 11% хотели бы быть похожими на свою мать, 8% - на отца, 2% - на обоих родителей. Это говорит о том, что образ родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению.

Особое впечатление получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют. [21, с 132] .Такие дети вырастают неуверенными в себе, с целым комплексом социально-психологических проблем. В этих семьях дети подвергаются постоянному риску для собственной жизни. Вот почему таким семьям, и особенно детям из таких семей нужна помощь и поддержка всего общества и государства.

Многие ученые Т.И.Зубковой, Л.Я.Олиференко, выделяют этапы реабилитационной работы:

1. Подготовительный (сбор первичной информации о ребенке);

2. Организационный (анализ полученной информации);

3. Практический (реализуется индивидуальная программа, дальнейшее жизнеустройство ребенка и членов его семьи).

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема данной выпускной квалификационной работы: «Социальная реабилитация неблагополучных детей, воспитывающих детей и подростков (на примере МУ «Центр помощи семье и детям» г. Ачинска).

Объект - неблагополучная семья, имеющая детей и подростков.

Предмет - процесс социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков.

Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.

Задачи:

1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;

2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;

3. выявить, изучить методы определения  проблем неблагополучных семей;

4. ознакомиться с работой специалистов МУ «Центр помощи семье и детям» с неблагополучной семьей; определить виды помощи и поддержки неблагополучных семей через анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.

       5. исследовать возможности восстановления функций неблагополучных семей, имеющих детей-подростков, через реализацию первого этапа социально-реабилитационной программы.

Гипотеза: своевременное выявление неблагополучия семьи, определение проблем семьи, составление программы реабилитации семьи, способствует восстановлению утраченных или несуществующих функций в неблагополучной семье. Сотрудничество, соучастие специалистов МУ «Центр  социальной помощи семье и детям» г. Ачинск с членами неблагополучной семьи, стимулирует к самостоятельному решению проблем и трудной жизненной ситуации.

      Методы исследования: общенаучные (анализ, обобщение, моделирование процесса), психологические методы: теоретические (дескриптивный метод, позволяющий провести сравнительно-сопоставительный анализ психологической, педагогической и социальной литературы); эмпирические.

На практике применялись методики: определения эмоциональных отношений родителей с детьми по Т.Лири, оценки жизненных ценностей подростка по С.Моррису.

Теоретическая значимость заключается в систематизации имеющихся в науке сведений о социальной реабилитации неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.

Практическая значимость заключается в том, что данная выпускная квалификационная работа может быть использована студентами специальности «Социальная работа» при подготовке к занятиям, при прохождении практики и социальными работниками в их профессиональной деятельности, так же обозначенные методы и работы специалистов Центра по социальной реабилитации неблагополучных семей могут использоваться студентами- практикантами, направленными в Центр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава І. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 

 

§1 Понятие и функции семьи

 

Семья - это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых и детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и создающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития [10, с 14].

1. Признаки здоровой семьи

1.   наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений

2.      духовно-нравственное благополучие

3.      медицинское благополучие

4.      отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов

5.      удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными

6.      единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек в воспитании детей

7.      здоровый семейный образ жизни

      2. Оценка стабильности семьи Признаки стабильной семьи

-          положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи

-          сплоченность семейного социума, единство целей и задач

-          четкая   иерархия по полу, возрасту, социальному статусу
постоянные внутрисемейные взаимодействия «лицом к лицу»

Нормально функционирующей считается такая семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как для семьи в целом, так и для каждого ее члена.

                                     Для этого типа семей характерно:

- гибкость иерархической структуры власти

- ясно сформулированные семейные правила

- сильная родительская коалиция

-  сохранение четкой дистанции между поколениями

основные функции семьи

 

8

 



Экономическая функция

Терапевтическая функция

Репродуктивная функция

Функции семьи

Социализирующая функция

Рекреативная функция

Функция заботы о доме

 

8

 



1. Экономическая функция - умение зарабатывать и расходовать средства, планирование бюджета   семьи  и т.д.

2. Репродуктивная функция - рождение детей, планирование рождаемости.

3. Рекреативная функция - восстановление и отдых, отпуск, организация досуга.

4.Функция заботы о доме - уход за домом,  поддержание порядка и чистоты, гигиенические нормы.

5. Социализирующая функция   - социальные умения, образование, профессия. Социальные навыки.

6. Терапевтическая функция  - взаимная поддержка, привязанность.

Невыполнение тех или иных функций свидетельствует о дисфункциональности в семье.

 

Особенности дисфункционльности:

1.              Дефициты (недостатки)

1.1.                                 материальных средств (физических возможностей)

1.2.                                 личностный или личностно-социальный

1.3.                                 знаний и опыта

2.              Деформации (искажения) межличностных взаимодействий в семье

2.1.  взаимодействия с семьи с социальным окружение
3.   Расхождения

3.1. между социальными претензиями семьи и ее социальной ролью

3.2. между ожиданиями семьи и других людей или социальных групп

3.3. неопределенность или противоречивость социальных ролей в семье.

Дефициты могут быть связаны с физическими недостатками (недостаток материальных средств) либо с задержкой интеллектуального или личностного развития (личностный или личностно-социальный недостаток) членов семьи, которые определяют ее поведение. Однако гораздо чаще причиной социальных проблем семьи является недостаток знаний и опыта.

К деформациям внутрисемейных взаимодействий дисфункциональных семей относится нарушение ее иерархической структуры и выполнение членами семьи несвойственных им ролей. Деформации взаимодействия с социальным окружением характерны для семей с нарушенной или утраченной социальной активностью. [6, с 26]

Информация о работе Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков (на примере МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г