Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:55, курсовая работа
Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;
3. выявить, изучить методы определения проблем неблагополучных семей;
4. ознакомиться с работой специалистов МУ «Центр помощи семье и детям» с неблагополучной семьей; определить виды помощи и поддержки неблагополучных семей через анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
5. исследовать возможности восстановления функций неблагополучных семей, имеющих детей-подростков, через реализацию первого этапа социально-реабилитационной программы.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8
1
Понятие и функции семьи
8
§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13
§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22
§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22
2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26
3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
45
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Установление непосредственного контакта специалистов по социальной работе с членами семьи.
3. Определение задач и составление индивидуального комплексного плана вывода семьи из тяжелой ситуации, определение необходимой помощи других служб, стимулирование родителей к самопомощи.
4. Реализация намеченного плана реабилитации с привлечением необходимых специалистов.
5. Определение и осуществление формы социального патронажа семьи.
Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально – психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.
В процессе осуществления социальной реабилитации необходимо использовать эффективные методы работы семьей, находящейся в социально опасном положении.
Беседа – метод, который дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики, а также становится методом воздействия на семью и выполняет консультативную функцию.
В процессе применения данного метода специалист должен соблюдать правила ведения беседы. Очень важно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
Метод поддержки. Применяется когда ребенок, семья находятся в социальной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи.
Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт семье, в школе, между сверстниками: учитель – ученик, родители – ребенок, родители – учитель, ребенок- ребенок. Прежде всего, специалист выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников – это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего это общая деятельность).
Метод социального патронажа. Вид социального обслуживания клиентов и групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, посещение их жилищ социальными работниками, оказание этим гражданам необходимой поддержки.
Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно- бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психоэмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке.
У специалиста, благодаря социальному патронажу, появляется возможность проведения доверительных бесед, освобождающих родителей от страха и неуверенности перед лицом официальных инстанций.
Консультирование
По содержанию консультирование может быть:
- социально – правовым;
- социально – психологическим;
- социально – педагогическим;
- информационным.
Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, как уже говорилось выше, определяется характером ее проблем.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ» г.Ачинска
§1 Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей
Для того чтобы определить виды помощи и поддержки неблагополучных семей, наша практическая работа проводилась в муниципальном учреждении «Центре социальной помощи семье и детям» г. Ачинска (далее МУ «ЦСПСиД»- «Центр»).
В соответствии с требованиями Федерального Закона №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Уставом учреждения основными направлениями деятельности МУ «ЦСПСиД» являются:
- социальный патронаж неблагополучных семей;
- оказание социально-экономических, социально-медицинских, социально-бытовых и других услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- консультирование семей по социально-психологическим, социально-педагогическим, социально-правовым вопросам;
- организация досуговой деятельности несовершеннолетних.
Основные формы работы с семьей, используемые специалистами учреждения:
- выявление проблемной ситуации в семье, оказание своевременной помощи и поддержки психолого-педагогического, социально-экономического и правового характера;
- социальный патронаж семей (посещение семьи, составление актов ЖБУ, беседы с членами семьи) проводится не менее одного раза в месяц, в семьях, где имеются дети до года – 2-3 раза в месяц;
- правовая поддержка (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении), составление ходатайств, запросов;
- содействие родителям в восстановлении социального статуса (помощь в трудоустройстве, в профессиональном самоопределении, укреплении родительского статуса);
- содействие в улучшении условий для жизни и развития детей, психологическое оздоровление семьи, консультации психолога, социального педагога.
Все услуги в МУ «ЦСПСиД» оказываются бесплатно по заявлению граждан и по мере обращения.
В Центре функционируют 3 отделения: «консультативное, организационно-методическое отделение», «отделение срочной социальной психолого-педагогической помощи» и «отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних».
Отделение срочной социальной психолого-педагогической помощи создано в целях оказания помощи и поддержки семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения.
Специалисты отделения содействуют родителям в восстановлении социального статуса (получение и оформление документов, помощь в трудоустройстве, в профессиональном самоопределении и пр.), в улучшении условий для жизни и развития детей (организация различных видов материально- бытовой, социально- экономической и психолого-педагогической поддержки и помощи, облегчение доступа к определенным социальным услугам). Проводят работу со спонсорами для формирования ресурсной базы, в том числе и для оказания адресной помощи семьям.
Консультативное, организационно-методическое отделение (КО-МО). Специалисты отделения: заведующий отделением, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, юрист- консультант, психолог - проводят и оказывают:
- консультатирование семей по социально- психологическим, социально-педагогическим, социально-правовым вопросам (индивидуальные, групповые, в том числе и надомные);
- своевременную помощь и поддержку психолого-педагогическую, социально- правового характера, как несовершеннолетнему, так членов семей;
- социальный патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- выявление проблемной ситуации в семьях, состоящих на учете в учреждении;
- психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении);
- организацию досуговой, клубной деятельности, как для несовершеннолетних, так и для родителей.
С семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с семьями «группы риска» и неблагополучными семьями, имеющими детей возрасте от рождения до 18 лет специалистами Центра ведется социально- индивидуальная работа. На каждую семью, состоявшую на учете- заведена карта индивидуальной работы, где в приложении имеется план мероприятий по социализации и социальной адаптации семьи (Приложение№1). Работа с семьей проводится в тесном взаимодействии с другими органами и структурами систем профилактики.
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних (ОПБН) предназначено для организации социального обслуживания семей, находящихся в социально- опасном положении, осуществления индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителем или законным представителем, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних и отрицательное влияющих на поведение, либо жестоко обращающихся с ними.
В целях профилактики безнадзорности несовершеннолетних, специалистами Центра организованна работа клубов по интересам, которые специалисты проводят как в Центре, так и в игровых комнатах общежитий, где ребята могут: заниматься рисованием, аппликацией; шитьем мягких игрушек; мастерить из бумаги, из природного материала; научиться с компьютером; заниматься на тренажерах и др.
В работе с неблагополучными семьями, специалисты Центра активно взаимодействуют с учреждениями системы профилактики безнадзорности, несовершеннолетних, здравоохранением, образованием, ПДН и МУВД «Ачинское» и др. Планируются, проводятся совместные рейды с инспекторами ПДН, социальными службами и специалистами отдела опеки и попечительства.
Таким образом, для оказания эффективной помощи неблагополучной семье социальным работникам необходимо вести целенаправленную работу по выявлению проблем, для анализа их и поиска путей выхода из сложившейся трудной ситуации (см. Приложение №4).
Планирование работы осуществляется в такой последовательности:
1) составление перечня реальных проблем и их причин;
2) определение цели воздействия (ожидаемого результата);
3) определение участников воздействия («узких» специалистов);
4) определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;
5) определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;
6) составление плана работы с семьей.
§2 Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска
Для достижения поставленных в работе задач, нами была взята за основу программа «Социальной реабилитации неблагополучных семей, имеющих детей-подростков» (А.В. Долгих) . [8, с 45]
Цели программы:
- профилактическая и реабилитационная работа с неблагополучными семьями и детьми, проживающими в них;
- оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- улучшение условий и повышение качества жизни семьи (см. Приложение №2).
Задачи программы:
1. оказание психолого-педагогической, социально-правовой помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию, и их семьям;
2. объединение усилий социальных, медицинских служб, государственных и общественных организаций для содействия в решении проблем;
3. укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, преодоление кризисной ситуации;
4. формирование у подростков и их родителей установок на ведение здорового образа жизни;
Основные принципы реализации программы:
1. Гуманизм предусматривает способность и готовность сотрудников Центра прийти на помощь подростку и его семье, защитить их права и интересы, преодолевать трудности в общении с членами семьи, проявлять терпимость во имя восстановления воспитательной функции семьи, ее социального здоровья.
2. Индивидуальный подход предполагает учет социальных, психологических и функциональных характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы.
3. Стимулирование семьи к самореализации - активизация ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройка взаимоотношений с детьми, лечение социальных болезней, трудоустройство взрослых членов семьи;
4. Интеграция усилий - комплексный подход к диагностической, коррекционной и профилактической работе; объединение усилий всех служб реабилитационного центра, учреждений здравоохранения, образования, службы занятости и других государственных организаций, а также НПО в решении проблем, отягчающих жизнь подростка и его семьи.
Этапы реализации программы:
1. Установление непосредственного контакта специалистов Центра с членами семьи.