Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков (на примере МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:55, курсовая работа

Описание

Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;
3. выявить, изучить методы определения проблем неблагополучных семей;
4. ознакомиться с работой специалистов МУ «Центр помощи семье и детям» с неблагополучной семьей; определить виды помощи и поддержки неблагополучных семей через анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
5. исследовать возможности восстановления функций неблагополучных семей, имеющих детей-подростков, через реализацию первого этапа социально-реабилитационной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8

1
Понятие и функции семьи

8

§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13

§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22

§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22


2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26

3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Зотова ВКР12.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)
y">2. Определение задач и составление индивидуального комплексного плана вывода семьи из тяжелой ситуации, определение необходимой помощи других служб, стимулирование родителей к самопомощи.

3. Реализация намеченного плана реабилитации с привлечением необходимых специалистов.

4. Осуществление социального патронажа в работе с неблагополучными семьями.

  Ожидаемые результаты:

- положительная   динамика   личностного   роста   детей из неблагополучных семей;

- восстановление адаптивных функций семьи;

-переход семьи в статус благополучной.

  Содержание Программы и пути ее реализации:

В основу данной Программы положена идея о том, что специалисты Центра ведут профилактическую и воспитательную работу не только с подростками, но и с их семьями. Для работы было задействовано 2 неблагополучных семьи, имеющих детей-подростков в возрасте 14-16 лет.

Первый этап: направлен на социальное обследование семьи с целью выявления существа семейных проблем и причин их возникновения и включает в себя следующие мероприятия:

1 . психодиагностика подростка, состоящая из:

-матрицы определения обобщенного показателя социального благополучия семьи.

- методики определения эмоциональных отношений родителей с детьми по Т.Лири.

- методики оценки жизненных ценностей подростка по С.Моррису

2. Психодиагностика членов семьи состоящая из:

- матрицы определения обобщенного показателя социального благополучия семьи

- методики определения эмоциональных отношений родителей с детьми по Т.Лири

2. использование методов наблюдения в общении, в игре, тематические беседы, направленные на выяснения отношений в семье.

После проведения совместно с психологом «ЦСПСиД» психодиагностического обследования семей, имеющих детей-подростков по матрице определения обобщенного показателя социального благополучия семьи, можно сказать, что эти семьи принадлежат к группе повышенного риска (количество набранных баллов составило 24 и 28 единиц). (Таблица №1)

Таблица №1. Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка. (См. Приложение №3)

№ п/п

Социальные характеристики

Балл

1. Семья Я. Я.

Состав семьи ребенка

 

 

Одна мать

2

 

Школьная успеваемость

Школьная успеваемость

 

 

Оставил училище, не работает

1

 

Здоровье ребенка

 

 

Часто  болеет  в  пределах нормального развития

4

 

Санитарно-жилищные условия жизни

семьи

 

 

Комната в общежитии, без удобств

1

 

Доход семьи

 

 

Денег до зарплаты не хватает

1

 

Уровень социального благополучия семьи

 

 

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3

 

Поведение ребенка в школе

 

 

Удовлетворительное

4

 

Внешкольное общение ребенка

 

 

Общение на основе пустого время препровождения, отсутствие позитивных целей

3

 

Жизненные цели ребенка

 

 

Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов,

3

 

Социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»

 

 

Эмоциональные отношения родителей с детьми

 

 

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя.

2

2.Семья. М.

Состав семьи ребенка

 

 

Мать, дочь и сын

3

 

Школьная успеваемость

 

 

Оставила школу, не работает

2

 

Здоровье ребенка

 

 

Часто  болеет в  пределах нормального развития

4

 

Санитарно-жилищные условия жизни

семьи

 

 

Благоустроенная отдельная квартира

5

 

Доход семьи

 

 

Денег до зарплаты не хватает

 

 

Уровень социального благополучия семьи

 

 

В семье ссоры, скандалы

3

 

Поведение ребенка в школе

 

 

неудовлетворительное

3

 

Внешкольное общение ребенка

 

 

Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

3

 

Жизненные цели ребенка

 

 

Отсутствие определенных целей и планов

3

 

на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»

 

 

Эмоциональные отношения родителей с детьми

 

 

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, дети как дополнительное бремя. Дополнительные проблемы.

2

 

               После проведения последующей диагностики по методике определения эмоциональных отношений родителей с детьми по Т.Лири и методике оценки жизненных ценностей подростка по С.Моррис были получены следующие данные: в неблагополучных семьях, детей больше всего беспокоит в жизни такие проблемы: денежные проблемы семьи, отношения со сверстниками, трудности усвоения школьной программы, здоровье близких родственников, личная жизнь. По проведенной методике было выяснено, что дети в неблагополучных семьях хотели бы иметь работу с высокой оплатой, не вредную для здоровья, связанную с разъездами, новыми впечатлениями, требующую личной предприимчивости, изобретательности, нужную людям. Все полученные данные были сведены в следующую таблицу №2.

Таблица №2. Результаты психодиагностического обследования.

семья

Родственная связь

Категория семьи

Возраст

Проблемы семьи

Семья Я.

Мать

Неполная

48

Отсутствие заработка; алкоголизм матери; Отсутствие благоприятного климата, отсутствие взаимопонимания и поддержки.    Не существует

 

 

 

 

определенных жизненных целей и планов на будущее.

Социальная незрелость, отсутствие заработка.

Сын

17

Семья М.

Мать

Неполная

46

Отсутствие благоприятного климата; отсутствие заработка.

Не существует определенных жизненных целей и планов на будущее. Социальная незрелость

дочь

17

 

сын

 

21

 

    

Из данной таблицы видно, что семьи являются неполными (отсутствует отец). Отсутствует благоприятный климат, нет заработка, существует социальная незрелость, нет взаимопонимания и поддержки, а также не существует определенных жизненных целей, задач и планов на будущее.

На втором этапе осуществляется:

- координация и объединение всех специалистов Центра путем проведения выбора эффективных методов и приемов работы с конкретной

семьей;

- включение в план работы форм помощи семье с учетом ее потребностей и возможностей Центра;

- координация всей работы Центра с различными государственными и общественными структурами.

Направления   работы   специалистов   Центра   с неблагополучными семьями представлены в Таблице №3.

 

 

 

 

 

 

Таблица №3.Выбор методов и приемов работы с семьями

Семья

Методы и приемы работы

1

Оказание комплексной поддержки, оказание социально-экономической помощи; работа психолога с подростком по проблеме определения жизненных целей. Профориентационная работа.

Содействие в восстановлении социального статуса (трудоустройство через биржу труда), оказание помощи в оформлении документов, содействие в летней занятости.

2

Оказание комплексной поддержки. Работа психолога с подростком по проблеме определения жизненных целей. Оказание помощи в оформлении документов, направление родителей в наркологический диспансер. Правовая поддержка (предоставление информации о льготах и помощь в их получении). Профориентационная работа, содействие в летней занятости.

После определения видов помощи для каждой семьи, специалисты Центра социальной помощи семье и детям приступают к реализации поставленных задач.

Третий этап - реализация плана реабилитации. Этот процесс зависит от конкретной ситуации, однако есть общие проблемы, которые специалисты Центра решают вместе с членами семьи (Таблица 4).

Таблица 4. Индивидуальный план работы с семьей Я.

Причина постановки на учет

Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей

 

Заказчик    (ГУО, СОШ, опека, ПДН, КДН, др.)

ЦЗН, ПДН

 

 

Информация

Мать долгое время   нигде не работает,    злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни. От воспитания сына          самоустранилась. Сын подрабатывает.

Цель работы

 

Оказание социально-экономической и психолого-педагогической помощи.

 

Исследование функционирования семьи

 

 

Мать не работает. Семья не имеет никаких доходов, имеет большой долг за проживание в общежитии, субсидия не оформлена. Документов мать никаких не имеет. У сына нет паспорта.

 

План мероприятий

 

 

 

 

1.Социальный патронаж неблагополучной семьи

а) диагностика

б) обследование ЖБУ.

2.Работа специалистов:

Социальный педагог:

а) Индивидуальная профилактическая беседа с ребенком;

б) Проведение тестов, на выявление проблем и интересов ребенка, совместно с психологом;

в) Помощь в оформлении паспорта

н/л;

г) Индивидуальная профилактическая беседа с матерью;

д) Оказание помощи в оформлении паспорта маме, помощь в оформлении субсидии;

е) Оказание социально- экономической помощи, в виде продуктового набора, одежды б/у, талонов на горячее питание;

ж) Профориентационная работа;

з) Содействие в организации летней занятости подростка.

4. Взаимодействие с другими организациями по получению документов:

а) Служба заказчика;

б) Паспортно-визовая служба;

в) Профессиональный лицей №40;

г) Отдел по делам молодежи;

д) Администрация общежития

Промежуточные показатели течения процесса:

1. Посещение семьи, проведение индивидуальной профилактической беседы с Алексеем, с его мамой.

2. Обследование жилищных условий, составление акта ЖБУ.

3. Проведение методики определения  жизненных  ценностей по С.Моррису, опросника определения

эмоциональных отношений по Т.Лири.

4. Совместный поход с Алексеем в банк для заполнения бланка на получения паспорта.

5. Совместный поход с Алексеем в фото-студию, для получения фотографий на паспорт.

6. Получение справки с места учебы.

7. Сотрудничество с паспортно-визовой службой.

8. Содействие   в организации летней занятости подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. Индивидуальный план работы с семьей М.

 

Причина постановки на учет

Ненадлежащее выполнение родительских   обязанностей, пропуски учебных занятий.

Заказчик (ГУО, СОШ, опека, ПДН, КДН, др)

ПДН

Информация

Ирина не работает, не учится, мать с воспитанием ребенка не справляется.

Цель заказчика

Оказание  социально-экономической и психолого-педагогической помощи.

Исследование функционирования семьи

Мать   постоянно   занята   на работе. Девочка нигде не учится. Старший брат судьбой сестры не интересуется. У Иры не оформлен паспорт.

План мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальный патронаж неблагополучной семьи

а) Диагностика

б) Обследование ЖБУ

2.Работа специалистов:

Социальный педагог и специалист по социальной работе.

 

Промежуточные показатели течения процесса:

1.Посещение семьи, была проведена индивидуальная профилактическая беседа с Ирой, с мамой.

2. Проведение методики оценки жизненных   ценностей   по С.Моррису, опросника определения эмоциональных отношений по Т. Лири.

3. Посещение   семьи, обследование жилищных   условии, составление акта ЖБУ.

4. Помощь в оформлении паспорта.

5. Сотрудничество с Центром занятости населения.

6. Содействие в организации летней занятости населения.

Информация о работе Социальная реабилитация неблагополучной семьи, воспитывающей детей и подростков (на примере МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г