Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:55, курсовая работа
Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;
3. выявить, изучить методы определения проблем неблагополучных семей;
4. ознакомиться с работой специалистов МУ «Центр помощи семье и детям» с неблагополучной семьей; определить виды помощи и поддержки неблагополучных семей через анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
5. исследовать возможности восстановления функций неблагополучных семей, имеющих детей-подростков, через реализацию первого этапа социально-реабилитационной программы.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8
1
Понятие и функции семьи
8
§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13
§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22
§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22
2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26
3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Расхождения обеспечивают конфликтную ситуацию, скрытые и открытые конфликты в семьях (в случае неопределенности или противоречивости семейных социальных ролей) или между семьями и социальным окружением в случае неадекватности социальных претензий или несоответствия ожиданий [30, с 176]. Поэтому при наличии конфликтов или их угрозе следует искать и квалифицировать расхождения, и, наоборот, если имеются расхождения, то социальная реабилитация семей будет связана с устранением или разрешением конфликтной ситуации, либо самого конфликта, когда он получил развитие.
Нарушение нормального функционирования семьи необходимо рассматривать комплексно, учитывая внешние и внутренние факторы семейного неблагополучия, социальный и личностный аспект изменений с опорой на активизацию внутренних ресурсов семьи. С учетом этих факторов будет строиться реабилитация конкретной семьи. ( Приложение 5)
Благополучная семья -
Неблагополучная семья - это семья, не обеспечивающая должным образом воспитание, развитие и проживание детей. К этой категории семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализация. [34, с 98]
Основными факторами, порождающими неблагополучие являются экономические, асоциальные, психологические, социально-экономические, психолого-педагогические, биологические по определению авторов, изучающих данную проблему (профессор В.Д. Альперович).
В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценности семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.
§2 Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
Термин «ключевая проблема семьи» является рабочим термином для специалистов по социальной работе, определяющим «главную тему», с которой нужно работать [2, с 43].
В своей работе с семьей специалист должен обладать навыком определения «ключевой проблемы» семьи на основании имеющейся информации. Здесь надо помнить, что многие проблемы являются лишь следствием, и они сами потеряют актуальность при решении основной проблемы.
От того, насколько грамотно специалист, работающий с семьей, проведет выявление ключевой проблемы, зависит итог всей последующей работы.
К основным умениям выявления ключевой проблемы относятся:
1. Умение определять причину и следствие.
2. Умение отделять информацию от эмоций (некоторые факты являются эмоционально насыщенными, но малозначащими).
3. Умение видеть информацию с различных точек зрения (например, соседей, семьи, социального педагога, учителя и т.д.).
4. Умение видеть и анализировать семью как функционирующую систему с устоявшимися взаимоотношениями.
Очень часто специалисты, работающие с семьей, говорят, что с той или иной семьей работать бесполезно. Такие семьи относятся к разряду «безнадежных». Мнение специалистов бывает таково, что с семьей не следует работать, если она не принимает социальную помощь и считает ее ненужной. То есть утверждения о безнадежности работы с семьей может делаться на основании неспособности специалиста справиться с ситуацией. В данном случае необходимо понимать, что с любой семьей надо и необходимо работать, но выбирать разные формы и методы работы.
Легче работать с мотивированными клиентами, которые просят о помощи и сами раскрывают свои проблемы, открыто говорят о них. И, наоборот, приходится затрачивать много ресурсов, работая с немотивированными семьями, которые могут быть не только асоциальными, но и вполне внешне благополучными. На вопрос о проблемах в любой такой семье ее члены отвечают, что проблем никаких нет, либо не считают их достаточно серьезными, либо просто не желают их разрешать, или не знают как это сделать.
Признаки такой семьи:
- отрицание проблем
- отказ от помощи
- нежелание сотрудничать
Причины могут быть самыми разнообразными. Подходить к оценке необходимо, исходя из конкретной ситуации.
Принципы подхода:
• Выяснить, может ли семья сама определять необходимость в помощи (или проще: это семья группы риска или проблемная семья?)
• Исходить из простого принципа «Не навреди!». Сотрудничество – это взаимный процесс.
• Быть активными, а не агрессивными в предложении семье услуг и помощи.
• Помнить, что у семьи могут быть веские причины для подобного поведения. Причины должны быть понятны для специалиста, хотя и не обязательно он должен с ними соглашаться.
Основные проблемы, возникающие в неблагополучных семьях, имеющих детей и подростков:
- неопределенность гражданского статуса членов семьи;
- малообеспеченность;
- безработица;
- неудовлетворительные жилищные условия;
- алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи;
- нарушение здоровья;
- семейная дезадаптация;
- духовно – нравственная деградация семьи.
Учитывая вышеуказанные проблемы, необходимо раскрыть показатели и причины социальной неблагополучности семьи [23, с 187] :
1. неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего, какого- либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающее право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т.п.). В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет прописки), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документов;
2. малообеспеченность: среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи). При патронаже семьи или обследовании жилищно – бытовых условий регистрируется недостаток продуктов питания, одежды, топлива, предметов первой необходимости. Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа. Безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий, субсидий.
3. безработица: причины безработицы: сокращение
4. неудовлетворительные жилищные условия. Отсутствие постоянного жилья, его ветхое состояние, несоответствие жилой площади установленным
Нормам, несоответствие санитарно – гигиенических условий установленным требованиям: сырость, грязь, прогнившие полы, провалившиеся потолки, изломанные печи (подтверждается справкой, актом или заключением ЖЭУ, СЭС). Косвенные показатели проблемы: неудовлетворительные жилищные условия ведут к заболеваниям, как родителей, так и детей; из – за неудовлетворительного состояния жилищных условий дети не хотят жить дома.
5. алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, наблюдается регулярное употребление алкоголя, наркотиков; клиенты состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д.
В таких семьях дети растут с психическими отклонениями; у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные (социальные или психологические) факторы.
6. нарушение здоровья. Наличие хронических заболеваний, инвалидность, одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой). Причинами нарушения здоровья являются врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия.
7. семейная дезадаптация. Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактологически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних. Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.
8. духовно – нравственная деградация семьи – утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервного психического здоровья.
Таким образом, семейный микроклимат имеет очень большое значение, усугубляет семейное благополучие или неблагополучие. В настоящее время у неблагополучной семьи возникают большие трудности, связанные между собой и решение которых не требует отлагательств. Большое значение имеет государственная поддержка, помощь многих служб и специалистов. Из всего перечисленного перечня проблем значимыми будут непосредственно являться как самые трудноразрешимые, так и не значительные, возникающие в процессе жизнедеятельности. Не каждая семья сможет самостоятельно и благотворно их разрешить.
§3 Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
Опыт работы специалистов по социальной работе доказывает, что выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше, пока дети в ней не выросли. Уже к десяти годам ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает во многом утратить физическое и психическое здоровье, приобретает немалый опыт асоциального поведения.
Отличительной чертой семьи, находящейся в социально опасном положении, является то, что первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом[24, с 87]. С учетом этого обстоятельства практическая работа специалиста по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних будет неразрывно связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье.
Понятие социальная реабилитация можно определить как комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким- либо причинам.
Профилактическая и коррекционная работа с неблагополучной семьей - важнейший аспект в работе специалистов по социальной работе. . [3, с 76]
Основные принципы работы с неблагополучной семьей:
1. Гуманизм, предусматривает способность и готовность специалистов по социальной работе прийти на помощь ребенку и его семье, защищать их права и интересы, преодолевать трудности в общении с членами семьи, проявлять терпимость во имя восстановления воспитательной функции семьи, ее социального здоровья.
2. Индивидуальный подход, предполагает учет социальных, психологических функциональных характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы.
3. Стимулирование семьи к самореализации - активизация ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройка взаимоотношений с детьми, лечение социальных болезней, трудоустройство взрослых членов семьи.
4. Интеграция усилий – комплексный подход к диагностической и реабилитационной работе; объединение усилий всех служб.
Этапы работы с неблагополучными семьями:
1. Выявление неблагополучных семей.