Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:55, курсовая работа
Цель: разработать и апробировать реабилитационные мероприятия с неблагополучной семьей, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
Задачи:
1. проанализировать специальную литературу по теме исследования;
2. раскрыть суть основных понятий «благополучная семья», «неблагополучная семья», «социальная реабилитация» и «социальная адаптация», рассмотреть: функции семьи, дисфункциональность семей, методы и приемы, способствующие восстановлению утраченных функций семьи;
3. выявить, изучить методы определения проблем неблагополучных семей;
4. ознакомиться с работой специалистов МУ «Центр помощи семье и детям» с неблагополучной семьей; определить виды помощи и поддержки неблагополучных семей через анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
5. исследовать возможности восстановления функций неблагополучных семей, имеющих детей-подростков, через реализацию первого этапа социально-реабилитационной программы.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
8
1
Понятие и функции семьи
8
§2
Методы определения ключевых проблем семьи; проблемы неблагополучных семей, имеющих детей и подростков.
13
§3
Социальная реабилитация, как эффективный способ адаптации неблагополучной семьи в социальной среде
18
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТПЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
22
§1
Анализ деятельности работы Муниципального учреждения «Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска с неблагополучной семьей.
22
2
Этапы осуществления процесса социальной реабилитации неблагополучной семьи, имеющей детей и подростков в условиях Муниципального учреждения« Центра социальной помощи семье и детям» г. Ачинска.
26
3
Результаты
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
ЛИТЕРАТУРА
45
ПРИЛОЖЕНИЕ
6. Гербеев Ю.В. Профилактика правонарушений в детской среде // Советская педагогика. - 1999- №7, с.24-29.
7. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.
8. Долгих И.Е. Программа «Реабилитация неблагополучной семьи»// Работник социальной службы, 2004 -№1, с.44-56.
9. Еремин В.А. Улица - подросток - воспитатель. - М., 1991.
10. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М. Издательский центр «Академия», 2003.
11. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М, 1989.
12. Куфаев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. — М., 1997.
13. Лившиц Е. Социальные корни беспризорности. - М, 1995.
14. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М: издательский центр «Академия». 2003.-192с.
15. Маро М.И. Беспризорные. - М., 1995.
16. Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. — М., 1979.
17. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально -педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Издательский центр «Академия», 2002-с. 256.
18. ОлиференкоЛ.Я. Социально-педагогические учреждения в системе образования: Моногр. — М., 1999.
19. Панов A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в России. - М, 1995.
20. Панов A.M. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. — М., 1994.
21. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.
22. Проблемы семьи и детства в Современной России. - М., 1992.
23. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательский центр « Академия», 2004.-224с.
24. Спицын Н.П. Работа социального педагога с трудными семьями.// Классный руководитель, 2000- №2, с.83-90.
25. Социальные службы помощи детям и молодежи: Документы, извлечения, программы, проекты / Науч. ред. М.А. Галагузова. — Екатеринбург, 1993. Современное положение детей, молодежи, семьи // Междунар. науч.-практ. конф., (13-17 июня 1994 г.) — Вологда; Дюссельдорф, 1995.
26. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-25 сент. 1998 г.). - М., 1998.
27. Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования\ Под ред. Ю.В.Васильева, Е.С.Комракова. — М., 1994.
28. Социально-правовая защита детства в Свердловской области: Сб. материалов / Под ред. Э. Л. Воробьевой. — Екатеринбург, 1996.
29. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. Для студ. учреждений сред. Проф. образования.-М,: Мастерство: Высшая школа, 2001.-192с.
30. Синягина Н.Ю. Детско-родительские отношения и проблема жестокости в современных семьях // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-25 сент. 1998 г.). — М., 1998.
31. Степанов В.Г. Семья и ее проблема «трудных детей»// Воспитание школьников 1998 - №2, с.25-30.
32. Харчев А.Г. Социология воспитания. О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. - М., 1990.
33. Шульга Т.И., Спаниярд X., Слот В. Методика работы с детьми группы риска. - М, 2000.
34. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. Учебное пособие -М: Дрофа, 2005.
35. Шептенко Г.А., Воронина Г.А.. Методика и технология работы социального педагога. М.., 2001.
36. Щепаньский Я.Н. Адаптация детей. - М., 1997.
«Счастье-это жить и воспитываться в семье» (программа психолого-педагогической поддержки семей)
Цели:
• Оказание помощи в решении трудностей, возникающих между родителями и детьми, а также трудностей, связанных со школьной дезадаптацией;
• Консультирование родителей по вопросам эффективного общения с детьми, отработка навыков общения с ребенком на языке «принятия»;
• Повышение психологической грамотности родителей в вопросах обучения, развития и воспитания подрастающего поколения;
• Организация взаимодействия с образовательными учреждениями по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
Направления работы психолога:
1 .Диагностическое:
- наблюдение;
-беседа;
-компьютерное тестирование;
-тестирование.
2. Коррекционное:
- тренинги;
- индивидуальные занятия;
- ролевые игры.
3. Просветительское:
- лекции;
- семинары;
- консультации. Правила общения с ребенком:
• Разговаривайте друг с другом;
• Вслушивайтесь. Ваш ребенок хочет, чтобы его выслушали;
• Рассказывайте ему о себе;
» Умейте поставить себя на его место;
• Будьте рядом;
• Будьте последовательны и тверды; » Старайтесь все делать вместе;
• Дружите с его друзьями;
• Помните, что каждый ребенок особенный; » Будьте для него примером.
В программу входит:
1. Серия тренингов:
- пойми своего ребенка;
- формула школьного счастья;
- властолюбивый ребенок;
- помоги ребенку стать уверенным человеком;
- как сделать ребенка счастливым.
2. Семинары:
- семья как главный фактор формирования личности ребенка;
- авторитет родителей;
- причины и решения семейных конфликтов;
- приемы активного слушания.
3. Лекции:
- готовность детей к обучению в школе;
- особенности подросткового возраста;
- половое воспитание подростков;
- мастерство родителей в отношениях с детьми старшего школьного возраста;
4. Ролевые игры:
- планирование бюджета молодой семьи; -воспитание подростка в семье.
«Семейный витамин»
Программа
Цели:
Объединение семей для общения в значимой деятельности на основе общих интересов;
Организация культурного досуга;
Оказание помощи для творческой и социальной реализации; Приобретение дополнительных знаний о здоровом образе жизни. Задачи:
Налаживание позитивного климата общения детей друг с другом, улучшение взаимоотношений между детьми и родителями, между самими родителями и между семьями;
Формирование общественного мнения о ценностях семьи, повышение престижа семейной жизни,
Расширение круга общения, приобретение навыков межличностного общения;
Представление и защита интересов семьи в различных органах власти,
Оказание социально-психологической поддержки семьям;
Приобщение к здоровому образу жизни, развитие совершенствование
навыков здорового образа жизни;
Развитие творческих способностей подростков и молодежи, Помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Ориентация на активную жизненную позицию и развитие личной
инициативы.
Направления деятельности клуба! Спортивно - оздоровительное: Спортивные соревнования, эстафеты, игры; Туризм;
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни. Культурно - досуговое: Посещение театра, музея, выставок;
Организация собственных семейных конкурсов и выставок.
Образовательно - просветительское! Лекции, тренинги; Консультации;
Занятия, направленные на повышение психолого-педагогической, правовой и медицинской грамотности семейных отношений. Основные функции клуба: Коммуникативная; Оздоровительная; Воспитательная;
Организационная. Содержание работы клуба:
Основным содержанием работы Клуба являются любые мероприятия, виды деятельности, направленные на изучение и применение навыков
здорового образа жизни.
Сферами деятельности Клуба могут являться разные мероприятия и виды деятельности (встречи, походы, лекции, выставки и т.д.), способствующие достижению цели и выполнению задач Семейного клуба.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Опросник определения эмоциональных отношение (Т.Лири) Определение уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине)
Используются следующие вопросы: 1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем) денежные проблемы твоей семьи отношения с родителями отношения между родителями отношения со сверстниками конфликты с педагогами трудности усвоения школьной программы здоровье близких людей чем заняться в свободное время личная жизнь
что-либо другое (что именно)
2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
с высокой оплатой
с гарантией от безработицы
престижную
не вредную для здоровья
связанную с разъездами, новыми впечатлениями требующую личной предприимчивости, изобретательности нужную стране, людям связанную с общением с детьми связанную с общением с животными другую (какую именно)
Вся необходимая документация по работе с несовершеннолетними собирается в кары индивидуальной работы, обрабатывается и хранится в отделении.
В индивидуальные карты входит:
1) Информация о ребенке
- ходатайство о постановке на учет
2) Информация о родителях:
- место жительства;
- место работы;
- статус семьи.
3) план реабилитационных мероприятий.
4) Пояснительная записка – составляется объективно, грамотно, без лишних эмоциональных излияний и выводов.
5) материал по проделанной работе (ходатайство, заявление, обращения, акты)
План реабилитационных мероприятий.
состоит из группы мероприятий, направленных на решение выявленной или заявленной проблемы:
1) (блок) Работа со школой:
Посещение школы, работа с социальной службой, сбор документов:
- характеристика на ребенка;
- информация о том, какие меры уже принимались, по решению выявленной проблемы; как реагировали члены семьи на проводимую работу – выясняется из беседы с социальным педагогом и классным руководителем, освещается в пояснительной записке.
2) (блок) Работа с семьей:
Посещение семьи:
- акт ЖБУ;
- беседы с членами семьи, соседями (выяснение проблемной ситуации);
- предложение о помощи (информация о Центре, заявление на социально – экономическую помощь или отказ от предложенной помощи);
- копия свидетельства о рождении.
Вся полученная информация освещается в пояснительной записке.
2) (блок) Работа с инспекцией ОППН
- информация о том, какие меры уже принимались, по решению выявленной проблемы; (выясняется из беседы с инспектором ОППН, освещается в пояснительной записке).
Собранный необходимый материал (минимальный набор: акт ЖБУ, ходатайство о постановке на учет (если такое имеется), пояснительная записка, план первичных мероприятий) – передается на «совет» заведующих отделениями, где и осуществляется планирование мероприятий по решению выявленной проблемы в семье. В плане расписываются мероприятия психолого-педагогического и социально – экономического характера.
«Совет заведующих отделениями» - собирается один раз в неделю (еженедельно).
Профмероприятия:
Раз в неделю совместная работа всех заведующих отделениями (совет).
1. Консультации специалиста.
2. Ходатайство и обращение в учреждения и организации (здравоохранения, ГУО, КДН).