Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Задачами работы являются:
- рассмотреть термин «сопровождение» с различных точек зрения
- изучить особенности учащихся средне-профессионального учебного учреждения как особой социальной группы
- охарактеризовать основные направления и виды социального сопровождения в средне-профессиональном учебном учреждении
- рассмотреть основные положения устава Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота
- выявить специфику социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая основа социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений и его виды……………6
1.1 Учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений как объект социального сопровождения…………………………………………………6
1.2 Основные направления социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений…………………………9
2. Изучение опыта социального сопровождения Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………..13
2.1 Устав учреждения……………………………………………………………13
2.2 Особенности социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………. 27
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
Курсовая работа по технологии социальной работы:
«Социальное сопровождение учащихся средне-профессиональных учебных учреждений, на примере Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота»
Выполнила:
Студентка 4 курса,
факультета «Истоии и социальных наук»,
специальность «Социальная работа»
доцент кафедры «Социальной работы и организации работы с молодежью»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая основа социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений и его виды……………6
1.1 Учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений как объект социального сопровождения……………………………………………
1.2 Основные направления социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений…………………………9
2. Изучение опыта социального сопровождения Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………..13
2.1 Устав учреждения……………………………………………………
2.2 Особенности социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционной, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливаюшей работы с учащимися, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних. В основе концепции сопровождения лежит отечественный опыт работы психолого-медико-
В словаре русского языка сопровождать означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В соответствии с этим сопровождение учащегося по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним.
Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости учащихся к адаптации и самореализации в новой для них социальной среде, что определяет актуальность данной работы. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащегося и динамики его психического развития в процессе обучения;
во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
в-третьих, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологически-эмоциональном развитии и обучении.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
1. Основополагающим принципом является соблюдение интересов учащихся.
Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для учащегося: информировать членов семьи об условиях обучения профессиональным навыкам, об успеваемости, посещаемости занятий, то есть способствовать созданию условий на уровне семьи и образовательного учреждения.
2. Принцип непрерывности, когда учащемуся гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекращает поддержку учащегося только тогда, когда проблема решена или когда найдет подход к ее решению. Этот принцип означает также и то, что подростки, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их обучения.
3. Принцип системности сопровождения. Системное и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:
участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем;
создание профилактических и коррекционно-развивающих программ.
Принцип системности сопровождения реализуется также через единство диагностики, коррекции и развития - определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи подростку должно основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны - резервные возможности, на которые можно будет опираться при проведении работы с учащимися.
Системный, целостный подход к человеку предполагает анализ связей и отношений не только внутри системы (внутреннего мира человека), но и вне ее. Целостность подростка как личности может быть понята лишь во взаимосвязи с более широкими социальными системами - семьей, социальным окружением, обществом. Исходя из этого, предметом работы служит социальное сопровождение, а объектом учащиеся средне-профессионального учебного учреждения. [4, 201]
Таким образом, целью работы является изучение особенностей социального сопровождения учащихся средне-профессионального учебного учреждения, на примере Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота.
Задачами работы являются:
- рассмотреть термин «сопровождение» с различных точек зрения
- изучить особенности учащихся средне-профессионального учебного учреждения как особой социальной группы
- охарактеризовать основные направления и виды социального сопровождения в средне-профессиональном учебном учреждении
- рассмотреть основные положения устава Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота
- выявить специфику социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота.
1. Теоретическая основа социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений и его виды
1.1 Учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений как объект социального сопровождения
Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако по мере развития социальной педагогики как особой области знания категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.
Сегодня термин сопровождение в психологии, педагогике, социальной работе и других областях знания употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. И.А.Липский анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. [13,Эл.р.]
Ю.Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. [29, с.128]
«Социальное сопровождение» - это систематическая и планомерная работа с клиентом и его социальным окружением специалиста, помогающих служб, включающих в себя информирование, консультирование, выработку рекомендаций клиенту, обучение, оказание услуг других видов помощи и поддержки. [11, c.157]
Одним из объектов социального сопровождения являются учащиеся средне-профессиональных учебных образовательных учреждений, так как относятся к особой социальной группе среди молодежи. Поступив в профессиональное училище или в среднее профессиональное учебное заведение, техникум или колледж, молодой человек приобретает уже новый социальный статус, и в соответствии с эти изменяется его собственное отношение к себе. В этих образовательных учреждениях социальный работник сталкивается со сложным и, по существу, еще недостаточно изученным процессом ускоренной социализации. За сравнительно короткий срок в профессиональном училище у молодых людей происходит достаточно серьезный психологический скачок в сознании, зависящий во многом от окружающих его людей. Необходимо отметить качества личности, которые появляются у учащихся профессиональных училищ или техникумов. Став учащимися профессиональных учебных заведений, ребята считают себя достаточно взрослыми и требуют определенного уважения и понимания их нового социального статуса. Дело в том, что в профессиональном училище происходит формирование профессиональной идентичности, понимания себя в будущей профессии, понимания своего собственного значения в решении производственных и экономических задач. В профессиональном учебном заведении, в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования происходит понимание молодым человеком собственных возможностей и возможностей реализации своих потенциалов. Приход в профессиональное училище, выбор профессиональной деятельности во многом способствуют тому, что человек, выбравший это направление в жизни, стремится к определенной самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой для себя деятельности.
В основе выбора учащимися своей конкретной профессии, лежат, прежде всего, причины экономического характера: желание иметь в будущем хороший заработок, возможность устроиться на работу, социальная престижность профессии. Весьма привлекательным аспектом в выбранной профессии является возможность развивать свои способности и интересы, продолжать профессиональную деятельность своих родителей.
О серьезности профессиональной ориентации, целях и планах учащихся, их ответственности за свое решение идти обучаться в профессиональное училище (ПУ) говорит то, что решающее влияние на их жизненно важный выбор оказывает социальное окружение: родители, приятели, друзья, близкие родственники, а также сами учащиеся. То, что учащиеся сами принимают решение о месте учебы, в целом можно оценивать как высокую мотивационную устойчивость в ориентации на конкретное профессиональное обучение. Положительное влияние на принятие решения обучаться в ПУ оказывают средства массовой информации, учителя школы.
Необходимо отметить наличие выраженной преемственности социального положения, которая способствует воспроизводству социальной структуры региона и обеспечивает лучшее вхождение молодежи в социальную группу высокооплачиваемых рабочих, поскольку среда воспитания и развития формирует личностные представления и профессиональную направленность. ПУ выступает как канал включения молодежи в социальную структуру общества, рыночные отношения.
Девушки и юноши, поступая в ПУ, выпадают из привычной им среды общения, где они находились под опекой родителей, родственников, под контролем общественного мнения, близкого им круга друзей, товарищей, учителей, и получают большую относительную свободу в стенах профессионального училища или техникума в условиях новой для них среды.
Молодые люди попадают в маргинальное положение, им приходится адаптироваться к непривычным условиям обучения, а значительной части — к самостоятельному образу жизни и обстановке другого типа поселения. Потеря привычной для учащихся среды обучения и общения, а для некоторых и проживания — опасное состояние для юной личности, только что вступившей в общественную жизнь.
Отсутствие привычного для молодежи устойчивого социального контроля, неопределенность взглядов, несформированностьнорм поведения, распространенность примитивных стереотипов — все это создает сложную социальную проблему. К сожалению, сложные социально-психологические и педагогические процессы, специфика становления новой среды взросления еще не всегда учитываются в работе с учащимися профессиональных училищ и техникумов. Следствием этих объективных и субъективных факторов становится появление ряда проблем и нежелательных последствий, негативно влияющих на социальную адаптацию молодежи к обучению и профессиональной деятельности. [26, с. 148]
Исходя из этого, социальное сопровождение осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- социально-бытовое сопровождение, направленное на поддержание жизнедеятельности учащихся в быту;
- социально-медицинское сопровождение, направленное на поддержание и улучшение здоровья учащихся;
- социально-психологическое сопровождение, предусматривающие коррекцию психологического состояния учащихся для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогическое сопровождение, направленное на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития учащихся социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга;
- социально-экономическое сопровождение, направленное на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовое сопровождение, направленное на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов учащихся.
1.2. Основные направления социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений
Социально-бытовое сопровождение включает в себя:
Предоставление жилого помещения лицам, оставшимся без попечения родителей, а также мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.
Помощь в распределении бюджета детям оставшимся без попечения родителей
Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.
Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.
Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
Создание условий отправления религиозных обрядов.
Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих учащимся стационарных учреждений социального обслуживания.
Содействие в направлении в стационарные учреждения.
Социально-медицинское сопровождение
Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.