Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Задачами работы являются:
- рассмотреть термин «сопровождение» с различных точек зрения
- изучить особенности учащихся средне-профессионального учебного учреждения как особой социальной группы
- охарактеризовать основные направления и виды социального сопровождения в средне-профессиональном учебном учреждении
- рассмотреть основные положения устава Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота
- выявить специфику социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая основа социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений и его виды……………6
1.1 Учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений как объект социального сопровождения…………………………………………………6
1.2 Основные направления социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений…………………………9
2. Изучение опыта социального сопровождения Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………..13
2.1 Устав учреждения……………………………………………………………13
2.2 Особенности социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………. 27
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Реализация образовательных программ среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в Колледже регламентируется Положением о подготовке обучающихся по программе среднего (полного) общего образования, утвержденным директором и согласованным с советом Колледжа.
Колледж в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, несет ответственность за:
-невыполнение функций, отнесенных к компетенции Колледжа;
-реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком образовательного процесса;
-качество образования выпускников;
-жизнь и здоровье обучающихся и работников Колледжа во время образовательного процесса;
-нарушение прав и свобод обучающихся и работников Колледжа;
-иные действия, противоречащие законодательству Российской Федерации и Мурманской области.
Отношения Колледжа со студентами, обучающимися и их родителями (иными законными представителями) регулируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, настоящим Уставом. [35, c.9]
Права и обязанности участников образовательного процесса
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, студенты и слушатели, работники Колледжа, родители (иные законные представители) всех категорий обучающихся.
Обучающимся Колледжа является лицо, зачисленное приказом директора для обучения по профессии начального профессионального образования.
Студентом Колледжа является лицо, зачисленное приказом директора для обучения по специальности среднего профессионального образования.
Слушателем Колледжа является лицо, зачисленное приказом директора для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.
Правовое положение слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы обучения.
Обучающиеся (студенты) имеют право на:
-получение начального и (или) среднего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
-свободный выбор формы получения начального и (или) среднего профессионального образования;
-получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
-бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки, учебно-производственными, культурно-спортивными базами Колледжа;
-участие в управлении Колледжем в соответствии с порядком, установленным настоящим Уставом и локальными актами Колледжа;
-стипендиальное обеспечение в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством Мурманской области за счет средств областного бюджета; нормы стипендиального и иного обеспечения различаются в зависимости от уровня обучения;
-обеспечение проживания в общежитии, питания, медицинского обслуживания;
-свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
-свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
-на уважение своего человеческого достоинства;
- проведение обучающимися и студентами, во внеучебное время, собраний и митингов по вопросам защиты своих нарушенных прав;
-перевод в другие образовательные учреждения, реализующие образовательную программу начального и среднего профессионального образования, по установленным правилам и согласованию сторон.
Обучающиеся (студенты) обязаны:
-соблюдать Устав Колледжа;
-соблюдать правила проживания в общежитии;
-соблюдать правила внутреннего распорядка и другие локальные акты Колледжа, выполнять приказы и распоряжения администрации;
-добросовестно учиться, систематически и глубоко овладевать профессиональным мастерством, знаниями основ наук;
-уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
-соблюдать учебную, производственную и трудовую дисциплину, требования гигиены и охраны труда;
-соблюдать правила противопожарной безопасности, бережно относиться к имуществу Колледжа, нести ответственность за порчу имущества;
-выполнять требования работников Колледжа в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции
Содержание и обучение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
Принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях запрещается
Родители (иные законные представители) несовершеннолетних обучающихся (студентов) имеют право защищать их законные права и интересы, выбирать формы обучения.
Привлечение обучающихся (студентов) без их согласия, согласия их родителей (иных законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой и учебными планами, запрещается.
По медицинским показаниям и в других исключительных случаях обучающимся (студентам) предоставляется академический отпуск. Порядок предоставления академического отпуска определяется Положением Колледжа.
Обучающиеся (студенты) могут быть отчислены из Колледжа приказом директора на основании решения Педагогического совета:
1) по собственной инициативе:
-по собственному желанию (без указания конкретных причин);
-в связи с переходом в другое образовательное учреждение;
-в связи с болезнью;
-в связи с семейными обстоятельствами;
2) по инициативе администрации:
-за академическую задолженность;
-за нарушение учебной дисциплины (невыполнение графика учебного процесса, прекращение занятий и др.), правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитии;
-в связи с не прохождением выпускником итоговой аттестации;
-за совершение противоправных действий после вступления в законную силу приговора суда, исключающего возможность продолжения учебы;
-в связи с не возмещением затрат на обучение (в отношении обучающихся по договору на условиях полной компенсации затрат на обучение);
3) по дополнительным основаниям:
-в связи с призывом на военную службу.
К педагогическим работникам относятся: администрация, преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели и другие члены трудового коллектива Колледжа, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих (специалистов), выполняющие воспитательные функции и участвующие в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса
Трудовые отношения работника и Колледжа регулируются трудовым и коллективным договорами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Работники Колледжа имеют право на:
-материально-техническое и учебно-методическое обеспечение своей профессиональной деятельности;
-участие в управлении и решении вопросов развития Колледжа;
-защиту своей профессиональной чести и достоинства;
-пользование информационными фондами, услугами учебных, научно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений Колледжа;
-обжалование приказов и распоряжений администрации Колледжа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
-разработку и внесение предложений по совершенствованию воспитательной, методической и учебно-производственной работы, условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Педагогические работники имеют право на:
-педагогическую инициативу, свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся;
-необходимые условия для реализации своего творческого потенциала в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих;
-удлиненный оплачиваемый отпуск;
-длительный отпуск сроком до одного года (не реже, чем через 10 лет непрерывной преподавательской работы), порядок предоставления которого определяется Учредителем;
-получение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
-повышение своей квалификации путем обучения в институтах и на курсах повышения квалификации высших учебных заведений, а также путем стажировок в отечественных и зарубежных организациях не реже 1 раза на протяжении 5 лет;
-другие права, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Каждый работник Колледжа обязан:
-соблюдать Устав Колледжа;
-выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
-воздерживаться от действий и высказываний, ведущих к осложнению морально-психологического климата в коллективе Колледжа;
-уважать честь и достоинство обучающихся и работников Колледжа;
-качественно выполнять возложенные на них обязанности, закрепленные в должностных инструкциях;
-бережно относиться к имуществу Колледжа
Педагогические работники обязаны:
-обеспечивать необходимый профессиональный уровень своей деятельности, гарантирующий соблюдение прав обучающихся, способствующий успешной реализации образовательных программ;
-реализовать утвержденные образовательные программы начального и среднего профессионального образования;
-соблюдать нормы профессиональной этики;
-направлять свою деятельность в процессе обучения и воспитания на качественное обучение обучающихся и студентов профессии или специальности, приобщение к общечеловеческим ценностям;
-не применять антипедагогические методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;
-при назначении куратором, обеспечивать руководство учебно-воспитательной работой в учебных группах СПО в соответствии с Положением о кураторе, действующем в Колледже.
Правила внутреннего распорядка утверждаются Советом Колледжа и доводятся до сведения обучающихся, а также их родителей (иных законных представителей).
За успехи в учебной, методической, воспитательной и другой деятельности работникам Колледжа устанавливаются различные формы морального и материального поощрения. [35, c.13]
2.2 Особенности социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота
Социальное сопровождение учащихся Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота осуществляется посредством деятельности социального педагога. Социальный педагог выполняет следующие функции:
- диагностическую
- воспитательную или образовательно-воспитательную
- организаторскую
- прогностическую
- профилактическую
- коррекционно-реабилитационную
- организационно-коммуникативная
- охранно-защитную
1) Диагностическая:
- постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни учащихся колледжа, семьи;
- выявление позитивных и негативных влияний на учащегося, а также различного рода проблем;
- установление причин отклоняющегося поведения учащихся, причин социального неблагополучия в семье;
- содействие выявлению одаренных учащихся, а также учащихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками.
2) Воспитательная, или образовательно-воспитательная:
-обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность учащихся, а также семьи с привлечением всех воспитательных средств и возможностей социума;
-осуществление социально-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса учащегося, имеющего проблемы;
-осуществление патронажа неблагополучных семей и семей группы риска, проведение работы с родственниками учащихся, опекунами, будущими усыновителями; осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и учащихся информацией по вопросам социальной защиты;
- педагогическое просвещение родителей, законных представителей и учащихся;
-обучение их социальным знаниям и умениям, проведение профориентационной работы;
- формирование педагогической культуры родителей и иных законных представителей.
3) Организационная:
– организация общественно-ценной деятельности учащихся, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи и поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;