Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Задачами работы являются:
- рассмотреть термин «сопровождение» с различных точек зрения
- изучить особенности учащихся средне-профессионального учебного учреждения как особой социальной группы
- охарактеризовать основные направления и виды социального сопровождения в средне-профессиональном учебном учреждении
- рассмотреть основные положения устава Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота
- выявить специфику социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая основа социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений и его виды……………6
1.1 Учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений как объект социального сопровождения…………………………………………………6
1.2 Основные направления социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений…………………………9
2. Изучение опыта социального сопровождения Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………..13
2.1 Устав учреждения……………………………………………………………13
2.2 Особенности социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………. 27
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………34
- включение учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований;
- влияние на разумную организацию досуга учащихся.
4) Прогностическая:
– программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;
- проектирование личности учащегося, определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
- разработка программ, проектов, планов развития учреждения, его структур;
- экспертиза документов и материалов;
5) Профилактическая:
-организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения учащихся;
–приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений;
-осуществление правового просвещения несовершеннолетних и молодежи;
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
-организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и учащихся социальных групп риска.
6) Коррекционно-реабилитационная или социально-терапевтическая:
- осуществление социотерапевтической помощи нуждающимся, коррекция асоциального поведения учащихся, стилей семейного воспитания, межличностных отношений:
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды;
- помощь учащемуся в адаптации и социальной реабилитации.
7) Организационно-
- способствование включению в процесс социального воспитания учащихся, в совместный труд и отдых не только работников профессионального учреждения, но и общественности;
– установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся;
- накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
- формирование демократической системы взаимоотношений в молодежной среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.
8) Правозащитная функция или охранно-защитная:
– использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки несовершеннолетним и молодежи, членам их семей, для защиты их имущественных и гражданских прав,
- представление интересов несовершеннолетних в органах милиции и суде;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия на подопечных социального педагога;
- взаимодействие с органами социальной защиты. [25, c.256]
Таким образом, социальный педагог в рамках Мурманского строительного колледжа осуществляет свою деятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием:
1) выявление и сбор информации по сиротам, малообеспеченным, неблагополучным, многодетным, учащимся, чьи родители состоят на учете в ПДН округов и КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетним и защите их прав);
2) сбор документов и издание приказов на выделение средств (стипендия, одежда, обувь, оплата проездного билета) на льготную категорию учащихся, находящихся на полном государственном обеспечении (сироты – 91 человек). [23]
3) в отношении малообеспеченных категорий учащихся: создание приказов на выплату социальной стипендии; выдача справок на получение субсидии родителям или иным законным представителям
4) социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних, представление их в суде и присутствие при допросе следователя несовершеннолетних;
5) контроль за соблюдением прав в соответствии с законодательством, со стороны администрации колледжа и городских служб по отношении к вышеуказанным категориям.
Контроль осуществляется посредством инструктивно-методических совещаний (ИМС). ИМС проводится с мастерами производственного обучения, классными руководителями, кураторами групп. ИМС рассматривает следующие вопросы:
- выявление неблагополучных семей и случаев насилия в семье;
- составление характеристик, ходатайств в органы опеки и внутренних дел, КДН, ПДН;
- организация отдыха обучающихся, в том числе льготных категорий в летние и зимние каникулы;
- ведение личных дел учащихся, создание базы данных о детях оставшихся без попечения родителей;
- контроль за организацией питания для учащихся, который осуществляется комиссией по питанию и включает в себя:
-контроль за санитарным состоянием пищеблока, обеденного зала, складских помещений; - контроль за сроками хранения и реализации продуктов, товарным соседством, условиями хранения;
- рейды по проверке экономного расходования продуктов питания, оформления документации;
- контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра работниками столовой и обучающимися, проходящими производственную практику в столовой – мастерской.
- обеспечение одеждой и обувью льготных категорий учащихся. [22]
На базе колледжа осуществляется ряд программ, направленных на оказание помощи и поддержи учащихся, оказавшимся в разных жизненных ситуациях. Одной из таких программ является программа «Надежда». Целью программы является объединение и координация действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предоставлению возможности обучения подростков, находящихся в трудной жизненной обстановке, оказания им помощи в дальнейшем трудоустройстве, самоопределении в социуме.
Для реализации цели программы поставлены следующие задачи:
- обеспечение правовых гарантий занятости подростков,
- предупреждение безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, совершения ими повторных преступлений.
Предполагается, что программа должна добиться следующих результатов:
- Снижение социальной напряжённости в вопросах круглогодичной занятости несовершеннолетних,
- возможность получения несовершеннолетними профессиональной подготовки для дальнейшего самоопределения в социуме,
- повышение эффективности профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении. [19]
Таким образом, "Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота" реализует профессиональные образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования базового и повышенного уровней, программ профессиональной переподготовки и дополнительного образования. Деятельность социального работника в колледже основывается на диагностической, воспитательной или образовательно-воспитательной, организаторской, прогностической, профилактической,
коррекционно-реабилитационной, организационно-
Заключение
Целью данной работы являось изучение особенностей социального сопровождения учащихся средне-профессионального учебного учреждения, на примере Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота. В ходе ее выполнения были достигнуты поставленные задачи. Мы рассмотрели термин «сопровождение» с различных точек зрения, изучили особенности учащихся средне-профессионального учебного учреждения как особой социальной группы, охарактеризовали основные направления и виды социального сопровождения в средне-профессиональном учебном учреждении, рассмотрели основные положения устава Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота и выявили специфику социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота.
Сопровождение учебного процесса социальными педагогами предусматривает содействие профессиональной, личностной и социальной реабилитации обучающихся, развитию их способностей к самостоятельной профессиональной деятельности, формированию устойчивой мотивации к этой деятельности.
Социальный педагог проводит мониторинг посещений занятий, психологического климата в группах, самочувствия обучающихся и, при необходимости, привлекает других специалистов для решения возникающих проблем.
Социальное сопровождение способствует повышению социальной компетентности обучающихся. Проводятся мероприятия, направленные на успешное овладение профессией и, как следствие, интеграцию выпускника средне-профессионального образовательного учреждения в общество.
Социальные педагог, обладая специальными, профессиональными, организационными знаниями и способностями, является представителем интересов обучающихся, важным звеном в цепи взаимодействия педагогов, психологов, медиков. Социальный педагог консультирует, информирует и координирует процесс всех сфер деятельности учащегося в колледже.
В сложных ситуациях социальный педагог организует консультации специалистов, проводит индивидуальную работу с учащимися. Большое значение в среднем профессиональном образовательном учреждении уделяется соблюдению прав несовершеннолетних. Одна из важнейших задач социального педагога - обеспечение социальной защиты обучающихся, а именно, оформление льготного проезда в городском общественном транспорте, социальной стипендии, бесплатного питания в виде компенсационных выплат, материальной и гуманитарной помощи.
Социальные педагоги проводят спортивные и культурные мероприятия, организовывают экскурсии и различные оздоровительные мероприятия. Обучающиеся имеют возможность посещать на благотворительной основе кинотеатры, бассейн.
Таким образом, социальное сопровождение учащихся является важным компонентом социальной деятельности в средне-профессиональном учебном учреждении.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
2. Алмазов, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева. -М. : Изд. центр «Академия», 2002. 192 с.
3. Анисимов, П.Ф. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы / П.Ф.Анисимов, А.Л.Коломенская // Регионология. 1998. -№ 1. - С. 89-95.
4. Бевзюк, В.Н. Социально-педагогические условия активизации профессионального самоопределения студентов колледжа : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / В.Н.Бевзюк ; Оренбургский гос. ун-т. Оренбург, 2004. - 201 с.
5. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М.Вишнякова. М. : НМЦ СПО, 1999.-538 с.
6. Воронина Г.А., Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед.учеб. заведений. М. Изд. Центр «Академия», 2002.
7. Горбатова, М.В. Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в профессиональном становлении студента / М.В.Горбатова // Психолого-педагогическая поддержка студентов ссузов / Сост. Л.Л.Довгань. М. : ИПР СПО, 2005. - С. 80-83
8. Григорьева И.А. Келасьев В.Н. Теория и практика социальной работы: Учебник. СПб.:Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004.
9. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т.Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 416 с.
10. Гулина, Н.Р. Психологические условия становления профессиональной идентичности личности: Дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Н.Р.Гулина ; Новосибирский гос. пед. ун-т. — Новосибирск, 2004. — 139 с.
11. Демидова, Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях : Дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.П.Демидова ; Московский гос. соц. ун-т. -М., 2005. 157 с.
12. Косарецкий С.Г. Направления социального сопровождения// (http: // humanities/ edu.ru).
13.Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // http:// www. Lipsky. ru/ statii/ soprov.htm
14. Матросов, П.Г. Содержание, организация и методическое сопровождение педагогической практики студентов средних профессионально-педагогических образовательных учреждений / П.Г.Матросов, М.В.Широкова. М. : ИПР СПО, 2004. - с.308
15. Методика и технология работы социального педагога/ Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др./ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: «Академия», 2007. - 188 с.
16. Мудрик А.В. Социальная педагогика/ Под редакцией В.А.Сластенина. - М.: «Академия», 1999. - 184 с.
17. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект,2001. - 416 с.
18. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Басов, В.М. Басова, Н.Н.Бессонова и др. Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: «Академия», 2007. - 288 с.
19. Паспорт окружной межведомственной комплексной реабилитационной программы «Надежда»
20. Полутина, Г.Н. Технология учебной деятельности студентов средних специальных заведений / Г.Н.Полутина. М. : ИПР СПО, 2003. - 32 с.
21. Приказ №20 «О зачислении на полное государственное обеспечение»
22. Приказ №92 «О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников 2011»
23. Приказ №94 «Об оплате проездных билетов обучающимся и студентам, находящимся на полном государственном обеспечении»
24. Психологическое сопровождение формирования личности студента в средних специальных учебных заведениях / Сост. A.M. Лифшиц. М. : ИПР СПО, 2003.- 134 с.