Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Задачами работы являются:
- рассмотреть термин «сопровождение» с различных точек зрения
- изучить особенности учащихся средне-профессионального учебного учреждения как особой социальной группы
- охарактеризовать основные направления и виды социального сопровождения в средне-профессиональном учебном учреждении
- рассмотреть основные положения устава Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота
- выявить специфику социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретическая основа социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений и его виды……………6
1.1 Учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений как объект социального сопровождения…………………………………………………6
1.2 Основные направления социального сопровождения учащихся средних профессиональных образовательных учреждений…………………………9
2. Изучение опыта социального сопровождения Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………..13
2.1 Устав учреждения……………………………………………………………13
2.2 Особенности социального сопровождения учащихся Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота…………………………………………………. 27
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Содействие в организации прохождения учащимися диспансеризации.
Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.
Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
Организация квалифицированного медицинского консультирования.
Организация медико-социального обследования (в том числе сдача анализов на ВИЧ, гепатиты и других ИППП).
Оказание первой доврачебной помощи.
Организация лечебно-трудовой деятельности.
Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, психосексуальное развитие и др.).
Организация экстренной медико-психологической помощи.
Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.
Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Содействие в предоставлении нуждающимся учащимся услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
Социально-психологическое сопровождение:
Организация взаимодействия со службами психологической поддержки в случае когда учащийся находится в трудной жизненной ситуации, т.е на кризисном сопровождении
Первичное социально-психологическое консультирование
Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности
Социально-педагогическое сопровождение включает в себя:
Социально-педагогическое консультирование
Социально-педагогическая диагностику и обследование личности.
Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.
Социально-педагогический патронаж.
Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.
Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование.
Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).
Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков.
Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции.
Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях.
Социально-экономическое сопровождение включает в себя:
Оказание материальной помощи, выплате стипендии.
оплата учащимся расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций.
Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.
Консультирование по вопросам самообеспечения учащихся и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения.
Социально-правовое сопровождение включает в себя:
Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан.
Помощь в оформлении документов.
Содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
Обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов.
Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания.
Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав.
Содействие в получении страхового медицинского полиса.
Организация консультирования по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.)
Оказание правовой помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение.
Виды социального сопровождения:
1) активное
2) кризисное
3) мониторинговое
Активное сопровождение - систематическая и планомерная работа с учащимся на этапе становления (адаптации) и выхода из кризисной ситуации, с целью преодоления проблем развития личности и межличностных отношений.
Кризисное сопровождение - оказание помощи учащемуся при возникновении угрозы деструктивного поведения, когда он находится в тяжелой жизненной ситуации.
Мониторинговое сопровождение – наблюдение за процессами, происходящими в жизни учащегося, без активного вмешательства в эти процессы; оказание помощи по его запросу. [31, c. 342]
В данной главе мы рассмотрели понятие «социального сопровождения», его основные направления и виды. Охарактеризовали учащихся средне-профессиональных образовательных учебных заведений, как объект социального сопровождения. Можно сказать что учащиеся средне-профессиональных образовательных учебных заведений являются особой социальной группой, а соответственно требуют значительного внимания со стороны социального работника. Социальному работнику в условиях профессионального обучения следует внимательно изучать особенности формирования личности молодого человека, попавшего в новые социальные условия, для того чтобы оказывать ему существенную профессиональную поддержку в процессе адаптации.
2. Изучение опыта социального сопровождения Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота
2.1. Устав учреждения
"Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота" - государственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования (далее по тексту - Колледж), осуществляет реализацию профессиональных образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования базового и повышенного уровней, программ профессиональной переподготовки и дополнительного образования.
Колледж создан в целях подготовки специалистов, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, воспитания гражданственности, развития социальной и культурной компетентности личности.
Основными задачами Колледжа являются:
удовлетворение потребности общества в специалистах с начальным и средним профессиональным образованием, квалифицированных рабочих кадрах;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, рабочих кадров и незанятого населения.
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, физическом, нравственном и культурном развитии;
формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
сохранение и преумножение нравственных и культурных ценностей общества;
организация и проведение методических, научно- исследовательских, опытно- конструкторских работ;
распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания дополнительных образовательных услуг.
Для реализации основных задач Колледж имеет право:
самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов разрабатывать, утверждать и реализовывать образовательные программы начального и среднего профессионального образования на базе основного общего и среднего (полного) общего образования;
самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов разрабатывать, утверждать и реализовывать многоуровневые образовательные программы среднего профессионального образования на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования (в сокращенные сроки);
разрабатывать и утверждать учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий;
выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания в пределах, определенных законодательством Российской Федерации об образовании;
самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся и студентов;
оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), в том числе платные, за пределами основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, определенных лицензией на образовательную деятельность Колледжа;
привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств в соответствии с законодательством РФ и Мурманской области, регулируемые локальными актами Колледжа;
проводить благотворительные мероприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
реализовывать собственную продукцию, произведенную за счет внебюджетной деятельности Колледжа;
выполнять и оказывать услуги населению силами обучающихся и работников Колледжа в рамках деятельности его структурных подразделений;
оказывать посреднические услуги, включая продажу различных товаров, приобретенных за счет внебюджетных средств Колледжа. [35, c. 2]
Прием в Колледж
Прием в Колледж осуществляется на основе действующего законодательства РФ, где сказано, что граждане Российской Федерации имеют право получить бесплатное начальное и среднее профессиональное образование в Колледже, если образование этого уровня получается впервые. Колледж самостоятельно определяет объем и структуру приема обучающихся и студентов в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджета области устанавливаются Учредителем.
Для проведения приема на обучение в Колледже создается приемная комиссия, в компетенцию которой входят организация набора обучающихся. Состав приемной комиссии утверждается приказом директора Колледжа не позднее, чем за 2 месяца до начала приема, а порядок ее работы определяется Положением о приёмной комиссии и Правилами приема, утвержденными директором Колледжа.
В Колледж на обучение профессиям начального профессионального образования (НПО) принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие основное общее или среднее (полное) общее образование;
Прием граждан Российской Федерации производится по их заявлениям с предъявлением следующих документов:
паспорта или свидетельства о рождении;
аттестата об основном общем образовании или аттестата о среднем (полном) общем образовании;
6 фотокарточек размером 3х4;
другие документы представляются поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. При количестве заявлений на обучение по профессиям начального профессионального образования, превышающих контрольные цифры приема, Колледж производит отбор поступающих на обучение из числа наиболее подготовленных в форме собеседования, с учетом представленных документов об образовании.
На обучение по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие основное общее, среднее (полное) общее образование или начальное профессиональное образование. Сроки приема заявлений на специальности СПО, порядок, количество, форма проведения и система оценки приемных (вступительных) испытаний, подача и рассмотрение апелляций, условия конкурсного отбора и зачисления определяются Правилами приема, утвержденными директором Колледжа.
От поступающих граждан требуется предъявление следующих документов:
заявления;
паспорта или свидетельства о рождении;
документа государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании или начальном профессиональном образовании;
6 фотокарточек размером 3х4;
другие документы представляются поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Мурманской области.
Прием на обучение по специальностям СПО проводится на конкурсной основе, по результатам вступительных испытаний, устанавливаемых с целью определения возможности поступающих осваивать профессиональные образовательные программы СПО.