Социальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:22, реферат

Описание

Социальное управление как вид управления в обществе.
Уровни и функции социального управления.
Функции социального управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)

 

Функции исполнительной власти в настоящее  время подразделяются на три типа:

 

1) правоустанавливающие, т. е. нормативное  регулирование;

 

2) правоприменительные, которые  будут осуществлять контроль  и надзор;

 

3) функции по предоставлению  государственных услуг и управлению государственным имуществом.

 

Реорганизация проведена и для  того, чтобы повысить персональную, личную ответственность каждого  министра, руководителя служб и агентств, их подразделений.

 

Президент непосредственно курирует деятельность 5 министерств и 12служб: МВД, МЧС, МИДа, Минобороны и Минюста(вихсоставе7служби 1 агентство); Государственной фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ России, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и Федеральной службы охраны. В ведении Президента находятся также 2 агентства — Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

 

В целом количество структур федеральной  исполнительной власти выросло - с 59 до 79. И тем не менее, это первая с советских времен глубокая административная реформа. Она должна привести не только к некоторому сокращению штатов, но и повышению эффективности их работы в результате функционирования новой структуры и выстраивания по-икому функций и механизма власти как такового, нового порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

 

Задачами министерства становятся выработка государственной стратегии  в соответствующей сфере управления, предупреждение и нейтрализация  возникающих проблем и негативных тенденций, достоверное прогнозирование, необходимое для решения долгосрочных задач. При этом предстоит перейти к такой модели, при которой федеральные министерства станут по-настоящему опорными элементами Правительства Российской Федерации, реально и публично ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления.

 

Федеральная служба (управление) должна быть самостоятельным органом исполнительной власти, образуемым для непосредственного  осуществления специализированных функций, в том числе применения мер государственного принуждения. В качестве иллюстрации таких функций можно назвать взимание налогов, ведение государственной статистики, обеспечение государственных стандартов, выполнение правоохранительных функций и т. п. Федеральный надзор призван осуществлять узкоспециализированные контрольные функции межотраслевого характера, включая применение мер ответственности за нарушение установленных правил.

 

Еще одно важное направление преобразований — освоение современных технологий управления. Они должны привноситься в практику исполнительной власти и государственной службы в процессе реформирования, которое само должно строиться на базе этих технологий. Другим каналом освоения новых управленческих технологий предстоит стать системе образования и повышения квалификации кадров государственных служащих.

 

Административная реформа будет  сопровождаться изменением подходов и  к ресурсному обеспечению органов  управления. Основными статьями расходов на управление должны стать содержание государственных служащих, а также затраты на информационное и аналитическое обеспечение решений.

 

В числе важнейших мер, направленных на повышение эффективности исполнительной власти, следует выделить следующие:

 

— упрощение структуры Правительства и его аппарата для устранения дублирования функций;

 

— обеспечение независимости территориальных  органов федеральной исполнительной власти от региональных органов власти;

 

— создание механизма мощного контроля за эффективностью и законностью деятельности структур исполнительной власти;

 

— усиление роли Министерства юстиции  Российской Федерации в контроле за ведомственным нормотворчеством, за безусловным выполнением органами исполнительной власти судебных решений  и в координации законопроектной деятельности Правительства.

 

Реформа органов законодательной  власти заключается в переходе к  избранию Государственной Думы ФС РФ, законодательных органов субъектов  РФ только по пропорциональной системе (по партийным спискам). Основные цели данной реформы:

 

— усиление роли политических партий;

 

— достижение такой ситуации, при  которой политическая борьба на выборах  сводилась бы не к конкуренции  личностей, а к конкуренции идей и выражающих их полити-че-ских сил;

 

— усиление ответственности партий за проводимую

 

политику;

 

— укрепление многопартийности;

 

— ликвидация такого института, как  депутаты-одномандатники (избирающиеся по округам), которыми в последнее  время избираются, как правило, лица, обладающие крупными финансовыми средствами и в дальнейшем лоббирующие собственные  интересы.

 

Помимо реформ органов госвласти в рамках административной реформы развивается сфера предоставления го-сударственных услуг. Государственные услуги — это предо-ставляемые федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами госвласти ценам услуги гражданам или организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также в других областях, установленных федеральными законами.

 

В настоящее время разработана  концепция Федерального закона «О стандартах государственных услуг», которая  обязывает государственные органы заниматься стандартизацией государственных  услуг с целью повышения их качества и эффективности выполнения государственных функций. Предполагается, прежде всего, установить реестр государственных услуг, которые государственные органы вправе и обязаны предоставлять гражданам или организациям. Механизм разработки стандартов государственных услуг предполагает активное участие в этой работе представителей пользователей, представителей структур гражданского общества.

 

Возможно, имеет смысл разработка особых механизмов оценки деятельности руководителей, заместителей руководителей  государственных органов, оказывающих государственные услуги, в зависимости от достигнутых результатов на основе краткосрочных служебных контрактов. Следует обратить внимание на развитие контрактных отношений между государственными органами и государственными учреждениями и организациями при делегировании этим учреждениям и организациям функций, не связанных с государственным управлением.

 

Указанные обстоятельства обусловливают  необходимость создания научно обоснованной системы регулирования различных  видов государственной службы в РФ, базирующейся на эффективно действующей системе правовых норм. Осуществляемые реформы влекут потребность в соответствующих научных исследованиях.

 

Конечная цель административной реформы  заключается в ориентации органов  государственной власти и управления на четкое определение круга своих клиентов и качественное указание им услуг, на творчество профессионально подготовленных государственных служащих.

 

 

 

 

21. Контроль как функция  управления

 

Контроль - это вид управленческой деятельности, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Выделяют два направления:

 

·  контроль для оценки полученного  результата;

 

·  контроль для принятия мер  по корректировке существенных отклонений от плана либо корректировке самого плана.

 

Именно поэтому контроль - одна из ведущих функций управления после  целеполагания. Если не выработана цель, то и нечего контролировать. В связи  с этим контроль - это процесс  обеспечения достижения организацией своих целей.

 

Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

 

Основными причинами необходимости  контроля являются:

 

·  неопределенность, сложность  и динамичность среды;

 

·  предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию ощутимый вред;

 

·  поддержание успеха путем  сопоставления фактических результатов  и плановых показателей и оценки темпа продвижения предприятия к намеченным целям.

 

Содержание функции контроля в  конкретной ситуации определяется структурой и содержанием других функций  управления (планирования, организовывания, мотивирования). В то же время принятая система контроля будет влиять на содержание систем планирования, организации деятельности, мотивирования.

 

Тесная связь контрольной функции  с функцией планирования проявляется  в формулировании целей и контрольных  показателей, которые фиксируются  в соответствующих планах, а также  в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.

 

Связь контроля с функцией организовывания  прослеживается в решении проблемы централизации - децентрализации и установлении субъекта и объекта контроля. Чем выше нестабильность среды, тем актуальнее применение децентрализации по разным уровням иерархии.

 

Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.

 

Результаты контроля, в соответствии с теорией Портера- Лоулера, являются необходимым условием для мотивации  персонала, т. к. именно результат (степень  достижения цели) ведет к удовлетворенности трудом, и человек будет стремиться повторить то производственное поведение, которое привело к возникновению этого чувства. Именно поэтому критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В этом смысле эффективность системы мотивации определяется эффективностью системы контроля.

 

Эффективное сочетание различных  видов контроля с учетом параметров внешней и внутренней среды - залог  успеха функционирования организации.

 

В органах государственного и муниципального управления осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль. Предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль должен ответить на следующие вопросы:

 

1. Достаточно ли знаний и навыков  у сотрудников подразделений,  которые будут исполнять распоряжение?

 

2. Достаточно ли материальных  и финансовых ресурсов для  выполнения распоряжения?

 

Предварительный контроль исполнения осуществляется в период подготовки постановлений и распоряжений и последующей постановки утвержденных документов на контроль. К этой работе должны привлекаться все заинтересованные структурные подразделения, которые в дальнейшем будут реализовывать распорядительные документы на практике. Также необходима информация об исполнении подобных распоряжений в прошлом и анализ существовавших отклонений с предложением путей их преодоления. Все это позволяет обеспечить актуальность принимаемых решений и уже на стадии подготовки предусмотреть неукоснительное их исполнение.

 

Текущий контроль исполнения осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом является выполнение сотрудниками администрации  распорядительных документов, а сам  он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника и контрольных органов. Регулярная проверка работы, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных шагов по исполнению документа. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности. Таким образом, необходима постоянная обратная связь субъекта управления с объектом управления.

 

Контроль должен иметь стратегический характер, т.е. поддерживать цели и задачи той структуры, той организации, в интересах которых он существует. Одна из важнейших задач контроля в связи с этим состоит в обеспечении действенности принимаемых решений, реализации задуманных планов и нацеленности на практические результаты. Администрация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей. Когда она достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые, мы можем сказать, что контроль здесь существует, что он эффективен.

 

Контроль исполнения решений – одна из главных функций управления. Система контроля – неотъемлемая часть любой управляющей организации. Нельзя не согласиться с представителями современного менеджмента в том, что только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Сущность контроля заключается в фиксировании адекватности целям решений направления, управленческих действий и результата этих действий. Контроль в конечном итоге устанавливает насколько изменение объекта доведено до его запланированного состояния. Иными словами, насколько достигнутый результат соответствует цели, выраженной в проекте. Контроль, ориентированный на конечный результат, вместе с тем составляет часть всего процесса исполнения решения, так как начинается он с момента реализации проекта.

 

К контролю исполнения предъявляется  ряд требований, которые вытекают из общих и частных принципов  контроля, игнорирование которых  приводит к неэффективности контроля за исполнением решений.

 

Ход процесса исполнения решений во многом зависит от того, в какой мере управляющий орган ориентируется в ситуации, сопровождающий процесс, учитывает ли он происходящие изменения экономических, социально-политических и др. условий.

 

Контроль исполнения решений и  есть тот механизм, который привлекает внимание руководства к возникающим противоречиям между поведением управляющих и изменившимися условиями их деятельности, стимулирует поиск новых приемов реализации управленческих функций.

 

 

Контроль, правильным образом организованный, выступает также как стимулирующий фактор. Систематическая информация о ходе деятельности и результатах способствует самоконтролю за работой, мотивирует рост коллективной ответственности за исполнение решений и заинтересованность в успехе.

 

Целью подсистемы контроля за исполнением нормативно-правовых актов является обеспечение эффективности управления на основе организации выполнения управленческих решений, а также слежения за сроками, объёмами и качеством их исполнения, принятия своевременных мер по выполнению этих решений.

Информация о работе Социальное управление