Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:22, реферат
Социальное управление как вид управления в обществе.
Уровни и функции социального управления.
Функции социального управления.
• недостатки нормативно-правового
обеспечения государственной
• традиционные недостатки кадрового обеспечения государственной службы — протекционизм, коррупция, патернализм;
• слабость служебного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и за кадровой деятельностью;
• отсутствие реальной связи государственной службы с гражданским обществом и общественного контроля за кадровой политикой;
• традиционализм, использование
старых механизмов и методов регулирования
государственно-служебных
• недостаточная социальная защищенность государственных служащих.
Пути решения этих проблем:
Правовой путь — активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе.
Организационный путь — проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение государственного контроля за работой «зон повышенного риска» — административных служб, связанных с бизнесом, собственностью, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.
Кадровый путь — выработка и нормативное закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки.
Морально-психологический путь — восстановление традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики — служения государству и обществу.
Социальный путь — выработка системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, позитивной мотивации на добросовестное исполнение служебных обязанностей.
Политический путь — наличие политической воли государства, направленной на решительное пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной службы и кадровой политики.
25. Управление рисками
Так как современное общество часто называют “обществом постоянных рисков”, для государственных деятелей важно умение адаптироваться к опасностям и рискам при проведении политики или принятии решения в условиях нарастания политической и экономической неустойчивости в мире. Чтобы оценить риски, требуются специальные знания и навыки, поэтому в последнее время появилось много консультативных центров, которые занимаются изучением различных рисков. Для защиты от рисков необходимо создать механизм выявления и управления рисками, т. е., во-первых, провести углубленный и обстоятельный анализ рисков, во-вторых, разработать систему управления рисками. В общем этот механизм должен включать два основных элемента:
1) выявление и анализ факторов риска;
2) управление и предупреждение рисков.
Анализ рисков позволяет определить области потенциальных рисков, критические факторы рисков, классифицировать их и оценить негативные последствия. Все это предполагает три этапа действия:
• определение рисков;
• измерение рисков;
• оценка рисков.
В процессе анализа основное внимание уделяется определению зон, или областей, рисков (в том числе финансовая, политическая, социальная, военная, природная и др.) и выявлению всех факторов риска, связанных с деятельностью определенных объектов или внешними обстоятельствами. Целесообразно все факторы риска разделить на основные и дополнительные, известные и малоизвестные. Это позволит их классифицировать и приступить к анализу выявленных факторов. Обычно в целях экономии исследуются прежде всего основные или критические факторы риска.
Важное значение имеет изучение
предпосылок повышенного риска
при принятии решения, которые можно
сгруппировать в следующие
• отсутствие информации; ;
• отсутствие контроля;
• недостаток времени.
Чтобы оценить риски, необходимо выбрать критерии или показатели рисков (прибыль, издержки, результаты и др.). Затем определить уровень риска (большой, средний, малый) и сравнить риски по нескольким альтернативным вариантам государственной политики или принимаемым решениям. Иногда все риски относят к трем группам в зависимости от степени убытков или ущерба: приемлемый уровень риска, критический уровень риска, катастрофический уровень риска.
Существуют две модели факторного анализа риска: линейная и нелинейная. Чаще всего используют линейную модель, при которой изучается непосредственное влияние факторов риска на данный процесс или объект и рассчитываются негативные последствия. Нелинейная модель является более сложной, так как учитываются также взаимодействия между различными факторами рисков, что значительно затрудняет их анализ, хотя и позволяет оценивать уровень риска более точно.
После проведения анализа рисков по каждому из альтернативных вариантов решения и оценки уровня рисков выбирается оптимальный вариант решения. Таким образом, последовательно определяются:
• область и совокупность факторов рисков;
• характер и содержание рисков;
• вероятность рисков;
• возможные потери и негативные последствия;
• средства предотвращения или уменьшения потерь от рисков;
• оценка рисков при альтернативных вариантах решения;
• определение вариантов с
• выбор оптимального варианта.
На следующем этапе, когда определены и изучены потенциальные риски, встает задача по управлению рисками, т.е. возникает потребность в формировании защитного механизма и разработке альтернативных действий, что позволяет не только их заранее выявлять, но и принимать меры по их локализации и предотвращению на различных стадиях процесса.
Управление рисками включает три этапа:
• разработку плана по управлению рисками и выбор стратегии;
• формирование механизмов предотвращения рисков; ,
• контроль и мониторинг рисков.
Так, перед руководителем имеется несколько стратегий уменьшения рисков, которые он может выбрать, включая:
• овладение ситуацией риска;
• предотвращение или сведение риска к минимуму;
• финансирование и возмещение затрат по убыткам;
• перенос риска на других или взятие его на себя.
Возможны также создание защитного механизма от опасностей, воздействие на факторы рисков для их ликвидации, адаптация к проявлениям внешней среды и др. Данный выбор во многом зависит от уровня риска и ситуации, которая может характеризоваться:
• отсутствием риска;
• минимальным риском;
• стандартным риском;
• особым риском;
• риском выше стандартного. Если риск
превышает стандартные
- что может идти неправильно? " - как и когда я узнаю об этом?
- что надо делать для
- каковы должны быть действия, когда произошел сбой или была допущена ошибка?
После того как выбрана стратегия и определены необходимые мероприятия, принимаются решения во вопросу создания механизма управления рисками и осуществляется контроль за ситуацией. С учетом сложной и неопределенной обстановки в России умение анализировать и управлять рисками является одним из важных навыков руководителей любого ранга, позволяющим принимать оптимальные решения и проводить гибкую политику.
26. Основные направления реформы государственной службы
Начало реформированию государственной службы положила «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации» от 15 августа 2001 г. № Пр-1496. Указом Президента от 19 ноября 2002 г. № 1336 была утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)».
Концепция содержит перспективные для разработки идеи и положения о том, какой должна быть государственная служба России. И эти идеи обретают свою правовую форму в соответствии с упомянутой Федеральной программой, предусматривающей «...создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации». 27 мая 2003 г. принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». Закон впервые определил систему государственной службы и ее виды.
Впервые реально оформлен и юридически и организационно обособленный вид государственной службы — государственная гражданская служба.
В 2004 г. принят Федеральный закон
«О государственной гражданской
службе Российской Федерации», регулирующий
прохождение государственным
В соответствии с этим законом приняты
указы Президента Российской Федерации
«О проведении аттестации государственных
гражданских служащих Российской Федерации»,
«О порядке сдачи квалификационног
Основными направления реформы:
1. Упорядочение функций и
2. Организационно-экономические
3. Статус работников органов
государственного управления, в
том числе государственных
4. Информатизация
5. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров.
Важным и в определенном отношении исходным элементом реформы гражданской государственной службы (ГГС) является административная реформа в узком смысле слова, то есть реформа органов государственного управления, привязка их структуры к выполняемым функциям.
На основе выполняемых функций предполагается выделить четыре типа органов государственного управления:
министерства - органы, выполняющие
функции выработки
службы - органы, оказывающие услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения (службы судебных приставов, налоговая, таможенная);
агентства - органы, оказывающие государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на коммерческой основе (примерами могут служить авиационно-космическое, статистическое агентства);
надзоры - органы, реализующие контрольные функции государства по отношению к хозяйствующим субъектам и населению.
Переход к трехуровневой системе
федеральных органов власти (аппарат
Правительства Российской Федерации
- министерство -служба, агентство, надзор)
позволит четко определить сферы
ответственности органов
Особой задачей является регламентация
и нормативное обеспечение
Рационализация структуры
Важнейшей задачей реформирования государственной службы является разработка и применение к российской практике современных экономических методов, известных по зарубежному опыту.