Социальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:22, реферат

Описание

Социальное управление как вид управления в обществе.
Уровни и функции социального управления.
Функции социального управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)

• недостатки нормативно-правового  обеспечения государственной службы и кадровой политики;

 

• традиционные недостатки кадрового  обеспечения государственной службы — протекционизм, коррупция, патернализм;

 

• слабость служебного контроля за соблюдением  законодательства о государственной  службе и за кадровой деятельностью;

 

• отсутствие реальной связи государственной  службы с гражданским обществом и общественного контроля за кадровой политикой;

 

• традиционализм, использование  старых механизмов и методов регулирования  государственно-служебных отношений  и кадровой деятельности, отсутствие инновационных подходов;

 

• недостаточная социальная защищенность государственных служащих.

 

Пути решения этих проблем:

 

Правовой путь — активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе.

 

Организационный путь — проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение государственного контроля за работой «зон повышенного риска» — административных служб, связанных с бизнесом, собственностью, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.

 

Кадровый путь — выработка и  нормативное закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки.

 

Морально-психологический путь —  восстановление традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики — служения государству и обществу.

 

Социальный путь — выработка  системы стимулирования высоконравственного  поведения чиновников, позитивной мотивации  на добросовестное исполнение служебных обязанностей.

 

Политический путь — наличие  политической воли государства, направленной на решительное пресечение коррупционных  и других аморальных явлений в  сфере государственной службы и  кадровой политики.

 

 

 

25. Управление рисками

 

Так как современное общество часто называют “обществом постоянных рисков”, для государственных деятелей важно умение адаптироваться к опасностям и рискам при проведении политики или принятии решения в условиях нарастания политической и экономической неустойчивости в мире. Чтобы оценить риски, требуются специальные знания и навыки, поэтому в последнее время появилось много консультативных центров, которые занимаются изучением различных рисков. Для защиты от рисков необходимо создать механизм выявления и управления рисками, т. е., во-первых, провести углубленный и обстоятельный анализ рисков, во-вторых, разработать систему управления рисками. В общем этот механизм должен включать два основных элемента:

 

1) выявление и анализ факторов  риска;

 

2) управление и предупреждение  рисков.

 

Анализ рисков позволяет определить области потенциальных рисков, критические  факторы рисков, классифицировать их и оценить негативные последствия. Все это предполагает три этапа  действия:

 

• определение рисков;

 

• измерение рисков;

 

• оценка рисков.

 

В процессе анализа основное внимание уделяется определению зон, или  областей, рисков (в том числе  финансовая, политическая, социальная, военная, природная и др.) и выявлению  всех факторов риска, связанных с  деятельностью определенных объектов или внешними обстоятельствами. Целесообразно все факторы риска разделить на основные и дополнительные, известные и малоизвестные. Это позволит их классифицировать и приступить к анализу выявленных факторов. Обычно в целях экономии исследуются прежде всего основные или критические факторы риска.

 

Важное значение имеет изучение предпосылок повышенного риска  при принятии решения, которые можно  сгруппировать в следующие блоки:

 

• отсутствие информации; ;

 

• отсутствие контроля;

 

• недостаток времени.

 

Чтобы оценить риски, необходимо выбрать критерии или показатели рисков (прибыль, издержки, результаты и др.). Затем определить уровень риска (большой, средний, малый) и сравнить риски по нескольким альтернативным вариантам государственной политики или принимаемым решениям. Иногда все риски относят к трем группам в зависимости от степени убытков или ущерба: приемлемый уровень риска, критический уровень риска, катастрофический уровень риска.

 

Существуют две модели факторного анализа риска: линейная и нелинейная. Чаще всего используют линейную модель, при которой изучается непосредственное влияние факторов риска на данный процесс или объект и рассчитываются негативные последствия. Нелинейная модель является более сложной, так как учитываются также взаимодействия между различными факторами рисков, что значительно затрудняет их анализ, хотя и позволяет оценивать уровень риска более точно.

 

После проведения анализа рисков по каждому из альтернативных вариантов  решения и оценки уровня рисков выбирается оптимальный вариант решения. Таким образом, последовательно определяются:

 

• область и совокупность факторов рисков;

 

• характер и содержание рисков;

 

• вероятность рисков;

 

• возможные потери и негативные последствия;

 

• средства предотвращения или уменьшения потерь от рисков;

 

• оценка рисков при альтернативных вариантах решения;

 

• определение вариантов с наименьшими  рисками и потерями;

 

• выбор оптимального варианта.

 

На следующем этапе, когда определены и изучены потенциальные риски, встает задача по управлению рисками, т.е. возникает потребность в формировании защитного механизма и разработке альтернативных действий, что позволяет не только их заранее выявлять, но и принимать меры по их локализации и предотвращению на различных стадиях процесса.

 

Управление рисками включает три  этапа:

 

• разработку плана по управлению рисками и выбор стратегии;

 

• формирование механизмов предотвращения рисков; ,

 

• контроль и мониторинг рисков.

 

Так, перед руководителем имеется  несколько стратегий уменьшения рисков, которые он может выбрать, включая:

 

• овладение ситуацией риска;

 

• предотвращение или сведение риска  к минимуму;

 

• финансирование и возмещение затрат по убыткам;

 

• перенос риска на других или  взятие его на себя.

 

Возможны также создание защитного  механизма от опасностей, воздействие  на факторы рисков для их ликвидации, адаптация к проявлениям внешней среды и др. Данный выбор во многом зависит от уровня риска и ситуации, которая может характеризоваться:

 

• отсутствием риска;

 

• минимальным риском;

 

• стандартным риском;

 

• особым риском;

 

• риском выше стандартного. Если риск превышает стандартные показатели, то необходимо предпринимать соответствующие  меры. Для государственных руководителей  в качестве ориентиров при формировании системы управления рисками могут  служить вопросы:

 

- что может идти неправильно? " - как и когда я узнаю об этом?

 

- что надо делать для предотвращения  нежелательного развития событий?

 

- каковы должны быть действия, когда произошел сбой или была  допущена ошибка?

 

После того как выбрана стратегия  и определены необходимые мероприятия, принимаются решения во вопросу создания механизма управления рисками и осуществляется контроль за ситуацией. С учетом сложной и неопределенной обстановки в России умение анализировать и управлять рисками является одним из важных навыков руководителей любого ранга, позволяющим принимать оптимальные решения и проводить гибкую политику.

 

 

 

26. Основные направления реформы  государственной службы

 

Начало реформированию государственной  службы положила «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации» от 15 августа 2001 г. № Пр-1496. Указом Президента от 19 ноября 2002 г. № 1336 была утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)».

 

Концепция содержит перспективные для разработки идеи и положения о том, какой должна быть государственная служба России. И эти идеи обретают свою правовую форму в соответствии с упомянутой Федеральной программой, предусматривающей «...создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации». 27 мая 2003 г. принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». Закон впервые определил систему государственной службы и ее виды.

 

Впервые реально оформлен и  юридически и организационно обособленный вид государственной службы — государственная гражданская служба.

 

В 2004 г. принят Федеральный закон  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», регулирующий прохождение государственным служащим государственной гражданской службы от поступления на службу до еепрекращения, включая более четкие и прозрачные процедуры подбора кадров (конкурс), кодекс поведения и материальное поощрение по результатам работы. 1 февраля 2005 г. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вступил в силу.

 

В соответствии с этим законом приняты  указы Президента Российской Федерации  «О проведении аттестации государственных  гражданских служащих Российской Федерации», «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим», «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» и др.

 

Основными направления реформы:

 

1. Упорядочение функций и структур  государственного управления (административная  реформа в узком смысле слова).

 

2. Организационно-экономические механизмы  ГГС (планирование, организация и  оценка деятельности, финансирование  и управление бюджетными средствами).

 

3. Статус работников органов  государственного управления, в  том числе государственных служащих  в собственном смысле слова, их стимулирование (денежное содержание и "социальный пакет"), кадровая политика (отбор и продвижение кадров), этический кодекс госслужащего.

 

4. Информатизация государственного  аппарата, переход на преимущественно  электронный документооборот.

 

5. Подготовка, переподготовка, повышение  квалификации кадров.

 

Важным и в определенном отношении  исходным элементом реформы гражданской  государственной службы (ГГС) является административная реформа в узком  смысле слова, то есть реформа органов государственного управления, привязка их структуры к выполняемым функциям.

 

На основе выполняемых функций  предполагается выделить четыре типа органов государственного управления:

 

министерства - органы, выполняющие  функции выработки государственной  политики и координирующие деятельность государственных агентств, служб и надзоров, действующих в соответствующей сфере (примерами министерств могут служить министерства финансов, юстиции, обороны);

 

службы - органы, оказывающие услуги, связанные с реализацией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населения (службы судебных приставов, налоговая, таможенная);

 

агентства - органы, оказывающие государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на коммерческой основе (примерами могут служить авиационно-космическое, статистическое агентства);

 

надзоры - органы, реализующие контрольные  функции государства по отношению  к хозяйствующим субъектам и населению.

 

Переход к трехуровневой системе  федеральных органов власти (аппарат  Правительства Российской Федерации - министерство -служба, агентство, надзор) позволит четко определить сферы  ответственности органов исполнительной власти и оптимизировать их состав и механизмы функционирования. Ряд федеральных служб и агентств, по-видимому, будет действовать непосредственно при Правительстве Российской Федерации.

 

Особой задачей является регламентация  и нормативное обеспечение деятельности органов государственного управления. Необходимо, чтобы подготовка положения об органе государственной власти предшествовала созданию последнего - орган должен создаваться под четко определенный и исчерпывающий перечень функций. Необходима разработка типовых положений об основных структурных подразделениях федеральных органов государственной власти.

 

Рационализация структуры государственных  органов должна предваряться, как  уже было сказано, рационализацией  их внутренней структуры. При этом в  отношении федеральных министерств  целесообразен переход к модульному принципу построения, при котором основным структурным подразделением станет департамент, наделенный определенным крутом самостоятельных полномочий.

 

Важнейшей задачей реформирования государственной службы является разработка и применение к российской практике современных экономических методов, известных по зарубежному опыту.

Информация о работе Социальное управление