Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:22, реферат
Социальное управление как вид управления в обществе.
Уровни и функции социального управления.
Функции социального управления.
Важнейшим механизмом здесь является переход от сметного финансирования, ориентированного на расходы государственного органа, к программно-целевому ориентированному на достижение результата и основанному на оценке стоимости оказания конкретных услуг конечному потребителю, на развитие контрактных отношений между государственными органами, которые определяют политику в данной сфере и выступают заказчиком, и государственными агентствами, непосредственно предоставляющими услуги (везде, где возможно, с повышением возможностей для гражданина-клиента влиять на распределение ресурсов, например, через механизмы подушевого финансирования).
Неразрывно связаны с новыми путями финансирования и работы с бюджетом, методы управления производительностью, планирования, измерения и оценки деятельности, позволяющие объективно оценить работу государственных органов, их подразделений и отдельных служащих.
Новый подход к этим процессам должен повысить гибкость работы государственных органов, дать возможность большей свободы в распоряжении бюджетными средствами (при обязательном повышении прозрачности и ответственности за их использование), в том числе и в вопросах оплаты служащих государственных органов. Применение указанных методов - необходимая предпосылка развития контрактных отношений в государственном аппарате в двух смыслах:
развитие системы контрактов между государственными органами, выступающими заказчиками определенных услуг, и их производителями, при этом в качестве последних могут выступать как государственные органы, так и иные организации (государственные учреждения, коммерческие и некоммерческие негосударственные организации);
развитие контрактной системы найма, прежде всего с руководителями государственных органов типа "агентств" с четко определяемыми задачами и с высококвалифицированными специалистами, пользующимися повышенным спросом на рынке труда, которые привлекаются в том числе и для выполнения временных задач.
Формирование разных типов государственных органов на основе выполняемых ими функций, с применением к ним разных методов планирования, финансирования и оценки деятельности повлечет за собой изменение подходов к организации труда их работников. В зависимости от типов органов потребуются разные статусы служащих и разные типы трудовых отношений.
Одной из существенных проблем является повышение общественного престижа работы в государственных органах, повышение конкурентоспособности государства как работодателя на рынках труда высококвалифицированных менеджеров и специалистов, повышение на этой основе квалификационного уровня, эффективности и ответственности государственных служащих. Решение этих задач сопряжено с довольно болезненным процессом обновления состава государственных служащих (отчасти он будет смягчаться и облегчаться тем обстоятельством, что значительная часть работников государственных органов находится в предпенсионном возрасте и процесс обновления может быть отчасти связан со сменой кадров по естественным причинам).
Планомерное обновление состава государственных служащих должно обеспечиваться путем привлечения квалифицированных специалистов, а ротация кадров - путем должностного передвижения в пределах одного государственного органа либо перевода из одного органа в другой как на федеральном, так и на региональном уровне.
Центральная проблема здесь -существенное повышение уровня оплаты в государственном аппарате прежде всего лиц, принимающих решения (высшие, главные, ведущие, частично старшие группы государственных должностей). Необходимо усилить дифференциацию в оплате труда между различными должностными группами и должностями при сокращении количества последних, а также при изменении механизмов формирования и использования фонда оплаты труда. Необходимо повысить свободу руководителей органов государственной власти в распоряжении средствами. Следует принять меры, чтобы повышение уровня оплаты (денежного содержания) без адекватных мер по повышению ответственности и механизмов связи материального стимулирования с оценкой деятельности не привело к эффекту, прямо противоположному желаемому, когда неэффективные кадры закрепятся, а эффективные привлечены не будут.
Необходимое условие качественного и эффективного функционирования ГГС - конкурентоспособность на конкретных рынках труда, уточнение функций, существенное повышение самостоятельности в организации оплаты труда, дополнительное финансирование
Для работников "агентств" решение проблемы облегчается возможностями применения новых форм и методов планирования и организации работы и финансирования, повышающих свободу руководителей в распоряжении бюджетными средствами, в том числе и возможности их направления на оплату труда. В ядре же государственной службы ("политических" структурах) не обойтись без прямого существенного увеличения бюджетных ассигнований. Помимо прочего, эти меры потребуют существенной информационной поддержки (PR-программы) для преодоления сложившихся в массовом сознании негативных стереотипов относительно государственных служащих, которые делают принятие решений о повышении оплаты политически болезненными.
Требуют также уточнения вопросы
статуса, порядка назначения и отстранения
от должности "политических назначенцев"
(государственные должности
В том, что касается госслужащих категории "В", представляется необходимым расширение возможностей "бокового входа", привлечения на достаточно высокие должности государственной службы квалифицированных специалистов с опытом работы в негосударственном секторе (при создании механизмов, противодействующих коррупционной опасности).
Необходимо пересмотреть "социальный пакет" (медицинское, транспортное и другое обслуживание) государственных служащих, обеспечив обоснованность и прозрачность его состава для каждой группы должностей, а также возможность полного либо частичного замещения льгот денежными выплатами.
По мере усиления привлекательности
государственной службы станет возможным
переход к конкурсному
27. Общие принципы управления городским хозяйством
Жилищная проблема в России является
одной из самых болезненных и
самых трудноразрешимых проблем
городского хозяйства страны. Устойчивое
функционирование городов и городских
поселений предусматривает
Основная задача управления городом состоит в обеспечении пропорционального развития обеих сфер местной жизни. Для успешного решения этих задач возникает необходимость создания эффективной системы управления, основанной на механизме территориального хозяйствования и стратегическом подходе к развитию города. Такой механизм должен быть ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности и значимости городов, на повышение эффективности и комплексности развития данной территории, на создание благоприятных условий для конкурентного функционирования рыночных структур и привлечения инвестиционных ресурсов.
Необходимо выявить среди
Городское хозяйство - это сложная
экономическая система, обеспечивающая
удовлетворение населения жизненно
важными потребностями и
■ Жилищный комплекс и ремонтно-строительные предприятия.
■ Дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт.
■ Теплоэнергетическое и газовое хозяйство.
■ Инженерные коммуникации, системы сигнализации и пожарной охраны.
■ Водопроводно-канализационное
■ Предприятия обслуживания инженерных сетей и сооружений.
■ Электроснабжение и уличное освещение.
■ Благоустройство, зеленое хозяйство, зоны отдыха, парки.
■ Памятники, исторические комплексы.
■ Гостиничное хозяйство, мотели, банно-прачечное хозяйство.
■ Службы обеспечения и контроля экологической обстановки в городе.
■ Объекты социальной сферы и бытового обслуживания.
Так как основную роль реформирования
предприятий городского хозяйства
играет реформирование и оптимизация
управления отраслями жилищно-
Эффективность хозяйственной деятельности
городских предприятий — одна
из важнейших характеристик
Анализ и формирование организационной структуры управления муниципальным предприятием, значение и задачи организационного проектирования, научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации предприятий городского хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления.
Во-вторых, в сфере управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменен работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвертых, проектирование сложнейшего
механизма — механизма
Целью совершенствования организацион
Наиболее следующие формы
Еще одним фактором, определяющим хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, является невмешательство муниципалитета на те рынки, где с успехом работают частные предприятия. Как правило, предприятия, принадлежащие органам власти, оказываются в более привилегированном положении, поскольку их учредители имеют соответственно возможности влиять на экономическую ситуацию и условия деятельности этих предприятий. К тому же частное предприятие почти всегда осуществляет предпринимательскую деятельность лучше и дешевле, нежели государственное или муниципальное предприятие. Перенос некоторых видов деятельности из ведения городских властей в рыночную конкурентную экономику продолжается и, как показывает опыт, дает положительный эффект при условии контроля за ней. С одной стороны муниципалитет отрешается от предпринимательских задач и сосредотачивает свое внимание на непосредственных своих функциях и на традиционно своих отраслях экономики. С другой стороны, растут качество предоставляемых услуг и внимание к потребностям рядового потребителя.
В настоящее время существуют два различных направления, по которым может идти реформирование предприятий городского хозяйства. Согласно первому, основное внимание уделяется экономии бюджетных средств, повышению эффективности их использования путем постепенного перекладывания затрат на финансирование предприятий городского хозяйства на плечи потребителей. Это происходит путем повышения тарифов на услуги предприятий городского хозяйства. Однако у этого направления есть серьезные недостатки.- в результате простого повышения тарифов до уровня окупаемости, у этих предприятий не возникнет стимула повышать качество предоставляемых услуг, а также со стороны населения будет резкое недовольство политикой, проводимой местными властями, а также ухудшение социальной ситуации целом. Согласно второму направлению, основные усилия должны быть направлены на активизацию экономических путей решения существующих проблем. Нужна демонополизация рынков услуг предприятий городского хозяйства, создание конкуренции между предприятиями различных форм собственности, что повлечет сбережение ресурсов и также постепенное повышение тарифов, которое также является частью реформ.