Социально–экономические аспекты занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:12, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение социально-экономических аспектов занятости и безработицы.
Задачами исследования является анализ:
- социально-экономической сущности и структуры занятости;
- форм и социальных аспектов занятости;
- экономической сущности безработицы и ее факторов;
- социальных последствий безработицы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы
1.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости 7
1.2. Формы и социальные аспекты занятости 17
Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия
2.1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы 25
2.2. Социальные последствия безработицы 34
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда как регулятора занятости и безработицы 42
Заключение 54
Список использованной литературы 58

Работа состоит из  1 файл

Социально–экономические аспекты занятости и безработицы.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                  3

 

Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы

1.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости              7

1.2. Формы и социальные аспекты занятости                                             17

 

Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия

2.1. Экономическая сущность  безработицы и ее факторы                        25

2.2. Социальные последствия безработицы                                                34

 

Глава 3. Государственное  регулирование рынка труда как регулятора занятости и безработицы                                                                                   42

 

Заключение                                                                                                           54

 

Список использованной литературы                                                              58

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования.

Мировой  опыт показывает, что проведение радикальных экономических преобразований неизбежно сопровождается негативными социальными процессами.  Социальной ценой реформ, проводимых в нашей стране, является относительное снижение уровня жизни населения, появление и рост реальной безработицы.

Сложившаяся в России ситуация требует выработки стратегии  социально-экономического развития, учитывающей  особенности переходного периода.

Особую значимость при  этом получает проблема формирования адекватной сложившейся ситуации политики занятости, являющейся неотъемлемой частью государственной социальной политики.

Известно, что наше общество с явлением безработицы знакомо  давно. Другое дело, что оно не подвергалось серьезному изучению. Издержки такого пренебрежительного отношения к такой серьезной проблеме дают знать о себе сейчас, когда и общество, и население перед угрозой возникновения массовой безработицы по существу оказались бессильны.

В этих условиях актуальность изучения занятости и безработицы  в переходный период не вызывает сомнений. Его значение возрастает одновременно с усилением роли социальных факторов на стабильность жизни всего общества.

Степень разработанности  проблемы.

Одну из первых теорий занятости дал экономист - священник Т.Мальтус в своем труде “Опыт о законе народонаселения”. Он отмечал, что демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства, вызывают безработицу. По его словам, при оптимальном соотношении указанных факторов можно достичь стабильности во всех сферах общественных отношений, в том числе и в сфере занятости населения. Демографическую ситуацию он предлагает регулировать естественными способами: голодом, войнами...

К. Маркс предположил, что безработица является неотъемлемой частью рыночной экономики. Ее причиной он называл отставание спроса на труд от темпов накопления капитала, а также причиной может являться цикличность развития рыночного хозяйства.

Дж. Кейнс предложил  логическую модель, объясняющую появление  безработицы. При росте сбережений у населения и падении потребительского спроса, падает потребность и интерес делать инвестиции. Это приводи снижению и свертыванию производства, что в свою очередь ведет к высвобождению большой массы работников, а значит к безработице

А. Пигу в своей книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал действие на рынке труда несовершенной конкуренции. Она ведет к завышению цены труда. Регулировать занятость Пигу предлагает сокращением денежной заработной платы.

Все эти концептуальные положения явились основой дальнейших научных разработок по проблемам занятости и ее регулирования.

В литературе наиболее полно  изучены взгляды на преодоление  безработицы двух школ: кейнсианской и монитористской.

Первые считали, что  саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Роль ее регулятора, по их мнению, должно взять на себя государство.

Сторонники монитаризма  считают, что существует естественный уровень безработицы, который жестко определен условиями рынка труда  и не может быть изменен мерами политики занятости.

Кроме того, монитаристы  советуют отменить пособия по безработице  с целью заставить людей искать любую, даже низкооплачиваемую работу.

Наиболее заметный вклад  в исследование данной проблемы внесли ряд современных отечественных  авторов: Микульский К. И., Смирнов, Заславский И., Чижова, Кострюков В. А., С. Белозерова,  
Л. Ржаницына, Б. Ракитский, И. Назимов, А. Иванова, А. Седлов.

К. Микульский пишет о  том, что политика преимущественно  прямой социальной поддержки населения - пассивный и тупиковый путь экономической и социальной сферах.

Стержнем политики занятости  должно стать профессиональное обучение кадров, их переподготовка и ориентация на профессии, востребованные рынком

Говоря о повышении  эффективности политики занятости, все соглашаются, что надо не сдерживать,  а, скорее, стимулировать высвобождение рабочей силы, но при этом синхронизировать высвобождение людей с созданием новых рабочих мест.

Но эта точка зрения остается лишь пожеланием, а не всесторонне  обоснованной стратегией, подкрепленной четкими механизмами ее реализации.

А. Ржаницына подчеркивает, что цена рабочей силы - это главный  компонент рынка труда, на который  государство может влиять. Ведь соотношение  спроса и предложения на рынке  труда в значительной мере зависит  от цены на рабочую силу.

Б. Ракитский считает, что не уделяется необходимое  внимание изучению скрытых форм занятости  и безработицы.

И. Назимов высказывает  сожаление по поводу снижения уровня профориентационной работы, подчеркнул, что положение в этой области  много хуже, чем в конце 80-х годов.

А. Иванова отметила, что, хотя о необходимости поддержания  малого бизнеса говорится много, реально его рост наблюдался только до 1995 года.

А. Седлов пишет о недостаточности  официальных данных относительно занятости  и безработицы.

И. Заславский делает выводы о том, что обязательное страхование  от структурной и профессиональной безработицы должно придти на смену  общим государственным гарантиям  всему незанятому населению.

Большинство авторов  склоняются к мнению о том, что  активное вмешательство государства в сферу труда с целью регулирования занятости является единственно правильным решением в современных условиях.

Целью дипломной работы является изучение социально-экономических аспектов занятости и безработицы.

Задачами исследования является анализ:

- социально-экономической сущности и структуры занятости;

- форм и социальных аспектов занятости;

- экономической сущности безработицы и ее факторов;

- социальных последствий безработицы.

Объектом дипломной работы являются занятость и безработица. Предметом является анализ социально-экономических аспектов занятости населения и безработицы в России.

Гипотеза: негативные процессы на российском рынке труда, определяются реализуемой стратегией реформ и изменениями в структуре производства, и поэтому не могут быть урегулированы только в рамках социального блока и поэтому необходимо корректировать макроэкономическую политику как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы

1.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости

Занятость важнейшая  характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости — важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория  занятость — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.

В Законе «О занятости  населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.

Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения: работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах; выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены произвол стенных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных и других образовательных учреждениях; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовками или иными причинами.

По роду деятельности всех занятых  можно разбить на три большие  группы.

1.   Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

2. Военнослужащие. Занимаются деятельностью,  не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.

3.   Учащиеся с отрывом от  производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:

1)  наемные работники. К ним  относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;

2)  работодатели. К ним относятся  предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;

3)  самозанятые. К ним относятся  лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую  силу на постоянной основе.

В соответствии с Международным  классификатором статуса занятости (МКСЗ=93) выделяются шесть групп занятого населения:

1)  наемные работники;

2)  работодатели;

3)  лица, работающие за свой  счет;

4)  члены производственных кооперативов;

5)  помогающие члены семьи;

6)  работники, не классифицируемые  по статусу.

В зависимости от целей анализа  можно использовать разные классификации.

Переход России от экономики административно-командного типа к рыночным отношениям потребовал проведения экономических реформ в сфере занятости. Опираясь на мировой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах — в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» — основные принципы занятости.

Первым принципом, закрепленном в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду. Каждый человек может выбирать для себя ту форму жизнедеятельности, которая позволяет ему лучше реализовать себя в жизни. Принуждение к труду не допускается, кроме случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не служит основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Сфера труда становится одним из равноправных видов общественно полезной деятельности, наряду с учебой, занятием домашним хозяйством, воспитанием детей, общественной, религиозной и другой деятельностью.

Данный принцип позволяет человеку свободно выбирать тот или иной вид деятельности, место и форму приложения своих способностей. Проводимые реформы, в частности, приватизация средств производства, особенно приватизация жилья, права его продажи и обмена, замена прописки регистрацией, способствуют реализации этого принципа.

Второй принцип — это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость.

Государство должно содействовать  усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности косвенными мерами — экономическими, законодательными, социальными.

Информация о работе Социально–экономические аспекты занятости и безработицы