Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:12, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение социально-экономических аспектов занятости и безработицы.
Задачами исследования является анализ:
- социально-экономической сущности и структуры занятости;
- форм и социальных аспектов занятости;
- экономической сущности безработицы и ее факторов;
- социальных последствий безработицы.
Введение 3
Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы
1.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости 7
1.2. Формы и социальные аспекты занятости 17
Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия
2.1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы 25
2.2. Социальные последствия безработицы 34
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда как регулятора занятости и безработицы 42
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Эти обстоятельства искажают реальную картину и затрудняют принятие адекватных масштабам явления управленческих решений.
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда как регулятора занятости и безработицы
В настоящее время и теоретически и практически доказано, что успешное развитие современной рыночной экономики возможно только при условии сочетания ее саморегулирования с регулированием государства и общества. Под регулированием общества понимается регулирование социально-трудовых отношений и рынка труда, опирающихся на принцип социального партнерства, которое получает ныне развитие и у нас. Именно социальное партнерство и его субъекты - представители трудящихся, работодателей и властных структур - составляют суть отношений капиталистического общества.
Искусство государственного регулирования рынка вообще и рынка труда, в частности, состоит в том, чтобы регулировать то, что не может и не способен регулировать сам развивающийся рынок, с учетом того, что излишнее вмешательство также вредно, как и недостаточное.
Регулирование вообще - есть деятельность, направленная на упорядочение, налаживание определенной системы. Оно также означает преодоление действий, мешающих или осложняющих нормальное существование системы. Регулирование рынка труда представляющего собой часть и одновременно сложную подсистему рыночной экономики, означает:
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал невозможность полной загрузки производственных мощностей, с одной стороны, и полной ликвидации всех видов безработицы - с другой. Но этот же опыт вывел необходимость соблюдения границ роста безработицы и поддержания определенного резерва свободных рабочих мест для приспособления экономики к внезапным изменениям конъюнктуры рынка.
Таким образом, под регулированием рынка труда следует понимать поддержание эффективности его функционирования, достижение сбалансированности, равновесия его элементов - спроса, предложения и цены рабочей силы, достижения согласованности рынка труда с другими рыночными структурами.
Регулирование рынка труда, рассматриваемое как совокупность мер прямого и косвенного государственного воздействия на рынок труда, преследует достижение определенных целей. Главная из них заключается в достижении наиболее полной, эффективной и рациональной занятости трудоспособного населения, в обеспечении народного хозяйства в целом, отдельных отраслей экономики, предприятий (фирм), организаций и учреждений рабочей силой необходимого уровня профессиональной подготовки и квалификации.
Регулирование рынка труда - многоаспектная и исключительно важная задача, потому что именно формирование и развитие способствует становлению всей рыночной экономики в стране.
Регулирование рынка
труда опирается на определенные
принципы, которые вытекают из объективных
закономерностей его
К важнейшим принципам
регулирования рынка труда
Суть последнего принципа
состоит в согласовании экономических
интересов субъектов рынка
Принципы регулирования рынка труда определяют методы воздействия на процессы его формирования и развития с целью создания оптимальных условий для соединения и функционирования рабочей силы и рабочих мест в режиме эффективной и рациональной занятости. Все методы регулирования занятости основаны на использовании мотивационного механизма, который включает организационные, экономические и социально-психологические группы. Соответственно и методы регулирования рынка труда подразделяются на организационные, экономические и социально-психологические.
По характеру методы управления и регулирования подразделяются на методы непосредственного и опосредованного воздействия.
К методам непосредственного воздействия на рынок труда относятся:
стимулирование гибких форм занятости.
К методам опосредованного воздействия можно отнести:
Социально-экономические
В настоящее время
ведутся острые и принципиальные
споры по концепции этого
Другая концепция исходит из того, что в России еще не сложились полноценные рыночные отношения, а продолжается переходный период к ним. Следовательно, в настоящий период не допустима либерализация социально-трудовых правоотношений. Более того, исходя их конституционной норму о социальном государстве, в России, государственное регулирование рыночных социально-трудовых отношений должно присутствовать постоянно. Т.е. должно проводить активную социально-ориентированную политику правового регулирования рынка труда [24, 191]. Представляется, что именно эта концепция объективнее отражает состояние и потребность общества.
При регулировании любого вида общественных отношений основополагающим принципом является создание правовых условий для достижения оптимального баланса интересов сторон. Сторонами социально-трудовых отношений являются работодатель и работник. Отдельный работник всегда заведомо слабая сторона и достижение баланса интересов сторон трудовых отношений возможно только при коллективной защите работниками своих прав и интересов и при законодательном наделении сторон определенными правами и возложений на них определенных обязанностей. Баланс интересов работодателя и работника означает возможность осуществления реальной защиты социально-трудовых прав и интересов работников при учете интересов работодателя в повышении эффективности производства. Это есть основные начала и смысл, которыми должно руководствоваться государство, регулируя развитие рынка труда, а не предпосылками типа: действующее трудовое законодательство – пережиток советского строя, не соответствует рыночным отношением или нормам зарубежного трудового права. Во-первых, в советском трудовом праве содержалось немало норм, которые с успехом могут применяться в условиях рынка. Во-вторых, действующее трудовое законодательство в нестоящее время не является сдерживающим фактором в повышении эффективности, по крайней мере не оно основная причина. В-третьих, использование зарубежного опыта не может и не должно являться определяющим признаком регулирований развития российского рынка труда. Использовать зарубежный опыт необходимо с обязательным учетом российских особенностей.
Одной из важнейших национальных особенностей является наша правовая система, в которой определяющую роль играет государство. На ее формирование и функционирование большое влияние оказывают состояние экономики, уровень культуры, исторические особенности, обычаи и традиции. Российская правовая система отличается от многих правовых систем западных стран, но близка к французской. Многие аспекты трудовых отношений в обеих системах регулируются преимущественно трудовым законодательством.
Другая российская национальная
особенность –
Формой объединения работников для защиты своих социально-трудовых прав и интересов являются, как правило, профсоюзы. В настоящее время в России, несмотря на формальное многочленство работников в профсоюзах, фактически сильных профсоюзных организации, способных противостоять работодателем и быть равной стороной в трудовых отношениях очень мало.
Уровень государственного
вмешательства в сферу
Современное состояние трудовых отношений существенно отличается от того состояния, когда были приняты основные законодательные акты о труде. Следовательно, действующее законодательство требует привести в соответствие с реальным аспектом трудовых отношений. В первую очередь это касается Трудового Кодекса РФ. Необходимо существенно пересмотреть задачи Кодекса. Представляется важным включение норм о запрещении дискриминации в сфере трудовых отношений работников и работодателей, об основных правах и обязанностях работника и работодателями, о разграничении полномочий в сфере трудового законодательства между федеральными органами государственной власти и органами субъектов федерации, о применении международного трудового законодательства.
Проблемным остается вопрос о представителях сторон в трудовых отношениях. Признанными представителями работников являются профессиональные союзы. В соответствии с международными нормами права работники вправе избирать и других представителей. Практика же представительства интересов работников в России показала, что наличие в одной организации одновременно с профсоюзами иных представителей приводит к появлению между ними серьезных противоречий и, как результат этого, к ослаблению позиции работников. В российском законодательстве следует предусмотреть, что иные выборочные представительства работников могут существовать только при условии на предприятиях профсоюзов.
Информация о работе Социально–экономические аспекты занятости и безработицы