Социально–экономические аспекты занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:12, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение социально-экономических аспектов занятости и безработицы.
Задачами исследования является анализ:
- социально-экономической сущности и структуры занятости;
- форм и социальных аспектов занятости;
- экономической сущности безработицы и ее факторов;
- социальных последствий безработицы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы
1.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости 7
1.2. Формы и социальные аспекты занятости 17
Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия
2.1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы 25
2.2. Социальные последствия безработицы 34
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда как регулятора занятости и безработицы 42
Заключение 54
Список использованной литературы 58

Работа состоит из  1 файл

Социально–экономические аспекты занятости и безработицы.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

Эти обстоятельства искажают реальную картину и затрудняют принятие адекватных масштабам явления управленческих решений.

 

Глава 3. Государственное  регулирование рынка труда как  регулятора занятости и безработицы

В настоящее время  и теоретически и практически  доказано, что успешное развитие современной  рыночной экономики возможно только при условии сочетания ее саморегулирования с регулированием государства и общества. Под регулированием общества понимается регулирование социально-трудовых отношений и рынка труда, опирающихся на принцип социального партнерства, которое получает ныне развитие и у нас. Именно социальное партнерство и его субъекты - представители трудящихся, работодателей и властных структур - составляют суть отношений капиталистического общества.

Искусство государственного регулирования рынка вообще и  рынка труда, в частности, состоит в том, чтобы регулировать то, что не может и не способен регулировать сам развивающийся рынок, с учетом того, что излишнее вмешательство также вредно, как и недостаточное.

Регулирование вообще - есть деятельность, направленная на упорядочение, налаживание определенной системы. Оно также означает преодоление действий, мешающих или осложняющих нормальное существование системы. Регулирование рынка труда представляющего собой часть и одновременно сложную подсистему рыночной экономики, означает:

  • создание условий, при которых купля-продажа товара рабочая сила становится возможной и необходимой. Для чего нужны гарантированная свобода работника - собственника рабочей силы, а также многообразие форм собственности, развитие частного предпринимательства;
  • наличие условий для непрерывного пополнения рынка труда новыми наемными работниками взамен выбывающих;
  • распределение рабочей силы по регионам, сферам и отраслям народного хозяйства в целях достижения рациональной занятости;
  • обеспечение условий расширенного воспроизводства рабочей силы без снижения ее цены ниже черты бедности, без чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и интенсивности труда;
  • поддержание стабильности покупательной способности денежной заработной платы, а также обоснованной дифференциации доходов (чего не может сделать рыночное саморегулирование);
  • оптимальную сбалансированность между рынком рабочей силы и наличием рабочих мест;
  • обеспечение выгодности предпринимательства, прибыльности и конкурентоспособности предприятий, оказывающих стабилизирующее воздействие на рыночную экономику.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал невозможность  полной загрузки производственных мощностей, с одной стороны, и полной ликвидации всех видов безработицы  - с другой. Но этот же опыт вывел необходимость соблюдения границ роста безработицы и поддержания определенного резерва свободных рабочих мест для приспособления экономики к внезапным изменениям конъюнктуры рынка.

Таким образом, под регулированием рынка труда следует понимать поддержание эффективности его функционирования, достижение сбалансированности, равновесия его элементов - спроса, предложения и цены рабочей силы, достижения согласованности рынка труда с другими рыночными структурами.

Регулирование рынка  труда, рассматриваемое как совокупность мер прямого и косвенного государственного воздействия на рынок труда, преследует достижение определенных целей. Главная из них заключается в достижении наиболее полной, эффективной и рациональной занятости трудоспособного населения, в обеспечении народного хозяйства в целом, отдельных отраслей экономики, предприятий (фирм), организаций и учреждений рабочей силой необходимого уровня профессиональной подготовки и квалификации.

Регулирование рынка  труда - многоаспектная и исключительно важная задача, потому что именно формирование и развитие способствует становлению всей рыночной экономики в стране.

Регулирование рынка  труда опирается на определенные принципы, которые вытекают из объективных  закономерностей его формирования и развития.

К важнейшим принципам  регулирования рынка труда относятся:

  • согласованность экономических и социально-политических целей;
  • оптимальное сочетание рыночного саморегулирования с государственным и общественным регулированием;
  • сочетание централизации и децентрализации в системе регулирования;
  • гибкость регулирования при определенной стабильности;
  • системность;
  • солидарность.

Суть последнего принципа состоит в согласовании экономических  интересов субъектов рынка труда  с целью реализации политики занятости. Такая солидарность оформляется в виде тройственного соглашения между союзом работодателей (предпринимателей), объединением профсоюзов и властными структурами. Это и есть общественное регулирование.

Принципы регулирования  рынка труда определяют методы воздействия на процессы его формирования и развития с целью создания оптимальных условий для соединения  и функционирования рабочей силы и рабочих мест в режиме эффективной и рациональной занятости. Все методы регулирования занятости основаны на использовании мотивационного механизма, который включает организационные, экономические и социально-психологические группы. Соответственно и методы регулирования рынка труда подразделяются на организационные, экономические и социально-психологические.

По характеру методы управления и регулирования подразделяются на методы непосредственного и опосредованного воздействия.

К методам непосредственного  воздействия на рынок труда относятся:

  • государственное субсидирование на предприятиях различных форм собственности;
  • изменение годового фонда рабочего времени;
  • регулирование совместительства;
  • изменение состава экономически активного населения;

 стимулирование гибких  форм занятости.

К методам опосредованного  воздействия можно отнести:

  • регулирование демографической ситуации;
  • увеличение государственных заказов, закупок;
  • смягчение налогового пресса;
  • поощрение инвестиционной деятельности;
  • стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.

Социально-экономические преобразования в России в последние десятилетия, связанные с переходом к рыночной экономики, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, в том числе и регулируемых трудовым законодательством, на рынке труда. Появившиеся проблемы в системе трудовых отношений и негативные тенденции требуют четкого государственного регулирования рынка труда, реформирования трудового законодательства с учетом того, что трудовое право призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития общества.

В настоящее время  ведутся острые и принципиальные споры по концепции этого реформирования. Сторонники одной концепции основываются на  принципе необходимости либерализации  трудовых отношений, аргументируя свою позицию следующим образом. При социализме уровень трудовых прав и их представительных органов был чрезмерно завышен и в настоящее время он стал  непосилен для реализации работодателями. По этой причине работодатели предпочитают совсем не оформлять юридически свои трудовые отношения с работниками. Трудовое право перестает выполнять свои регулирующие функции, а работники фактически лишаются каких-либо  трудовых прав и гарантий. По мнению сторонников этой концепции, действующее трудовое законодательство является сдерживающим фактором в развитии рынка труда. Отсюда следует, что уровень трудовых прав и гарантий работников должен обуславливаться реальным экономическими условиями и возможностями работодателей, определяться в ходе индивидуальных и коллективных переговоров и фиксироваться в трудовых и коллективных договорах и соглашениях.

Другая концепция исходит  из того, что в России еще не сложились  полноценные рыночные  отношения, а продолжается переходный период к  ним. Следовательно, в настоящий  период не допустима либерализация социально-трудовых правоотношений. Более того, исходя их конституционной норму о социальном государстве, в России, государственное регулирование рыночных социально-трудовых отношений должно присутствовать постоянно. Т.е. должно проводить активную социально-ориентированную политику правового регулирования рынка труда [24, 191]. Представляется, что именно эта концепция объективнее отражает состояние и потребность общества.

При регулировании любого вида общественных отношений основополагающим принципом является создание правовых условий для достижения оптимального баланса интересов сторон. Сторонами социально-трудовых отношений являются работодатель и работник. Отдельный работник всегда заведомо слабая сторона и достижение баланса интересов сторон трудовых отношений возможно только при коллективной защите работниками своих прав и интересов и при законодательном  наделении сторон определенными правами и возложений на них определенных обязанностей. Баланс интересов работодателя и работника означает возможность осуществления реальной защиты социально-трудовых прав и интересов работников при учете интересов работодателя в повышении эффективности производства. Это есть основные начала и смысл, которыми должно руководствоваться государство, регулируя развитие рынка труда, а не предпосылками типа: действующее трудовое законодательство – пережиток советского строя, не соответствует рыночным отношением или нормам зарубежного трудового права. Во-первых, в советском трудовом праве содержалось немало норм, которые с успехом могут применяться в условиях рынка. Во-вторых, действующее трудовое законодательство в нестоящее время не является сдерживающим фактором в повышении эффективности, по крайней мере не оно основная причина. В-третьих, использование зарубежного опыта не может и не должно являться определяющим признаком регулирований развития российского рынка труда. Использовать зарубежный опыт необходимо с обязательным учетом российских особенностей.

Одной из важнейших национальных особенностей является наша правовая система, в которой определяющую роль играет государство. На ее формирование и функционирование большое влияние оказывают состояние экономики, уровень культуры, исторические особенности, обычаи и традиции. Российская правовая система отличается  от многих правовых систем западных стран, но близка к французской. Многие аспекты трудовых  отношений в обеих системах регулируются преимущественно трудовым законодательством.

Другая российская национальная особенность – патерналистическая психология россиян, сформировавшаяся в России в течении всего ее существования жестокой государственной власти. Россияне обладают слаборазвитой способностью к самозащите своих прав и интересов. Им необходима  государственная защита, т.е. трудовое законодательство должно обеспечивать работником реальную защиту их прав и интересов. Оно должно способствовать самореализации работников.

Формой объединения  работников для защиты своих социально-трудовых прав и интересов являются, как  правило, профсоюзы. В настоящее  время в России, несмотря на формальное многочленство работников в профсоюзах, фактически сильных профсоюзных организации, способных противостоять работодателем и быть равной стороной в трудовых отношениях очень мало.

Уровень государственного вмешательства в сферу законодательного регулирования тенденции развития рынка труда, жесткость норм трудового законодательства зависит от уровня развития способности работников к защите своих прав и интересов. По мере укрепления профсоюзов роль государственного регулирования будет снижаться, а договорного – возрастать.

Современное состояние  трудовых отношений существенно  отличается от того состояния, когда  были приняты основные законодательные  акты о труде. Следовательно, действующее  законодательство требует привести в соответствие с реальным аспектом трудовых отношений. В первую очередь это касается Трудового Кодекса РФ. Необходимо  существенно пересмотреть задачи Кодекса. Представляется важным включение норм о запрещении дискриминации в сфере трудовых отношений работников и работодателей, об основных правах и обязанностях работника и работодателями, о разграничении полномочий в сфере трудового законодательства между федеральными органами государственной власти и органами субъектов федерации, о применении международного трудового законодательства.

Проблемным остается вопрос о представителях сторон в  трудовых отношениях. Признанными представителями  работников являются профессиональные союзы. В соответствии с международными нормами права работники вправе избирать и других представителей. Практика же представительства интересов работников в России показала,  что наличие в одной организации одновременно с профсоюзами иных представителей приводит к появлению между ними серьезных противоречий и, как результат этого, к ослаблению позиции работников. В российском законодательстве следует предусмотреть, что иные выборочные представительства работников могут существовать только при условии на предприятиях профсоюзов.

Информация о работе Социально–экономические аспекты занятости и безработицы