Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:12, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение социально-экономических аспектов занятости и безработицы.
Задачами исследования является анализ:
- социально-экономической сущности и структуры занятости;
- форм и социальных аспектов занятости;
- экономической сущности безработицы и ее факторов;
- социальных последствий безработицы.
Введение 3
Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы
1.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости 7
1.2. Формы и социальные аспекты занятости 17
Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия
2.1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы 25
2.2. Социальные последствия безработицы 34
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда как регулятора занятости и безработицы 42
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Циклическая безработица — это отсутствие достаточного спроса на труд вообще; она обусловлена спадом производства товаров. Она вызывается наступлением соответствующей фазы экономического цикла, когда сокращается спрос на товары и уменьшаются совокупные расходы.
Иногда выделяется также технологическая безработица, обусловленная технологическими нововведениями, делающими экономически выгодным сокращение рабочих мест и вызывающими изменение структуры спроса на труд. Технологическая безработица сродни структурной безработице и может иметь место в отсутствие экономического роста либо недостаточных его темпов.
По характеру проявления различают частичную занятость или скрытую безработицу. Такая безработица особенно актуальна для рынка труда нашей страны. Контингент этой категории безработицы — наёмные работники, вынужденно занятые неполное нормативное рабочее время; работающие с интенсивностью труда меньшей, чем прежняя или расцениваемая в условиях стабильно растущей экономики как общественно нормальная.
Безработица измеряется не по отдельным её видам, что в ряде случаев весьма проблематично, а в целом, как явление. Она измеряется показателем уровня (нормы) безработицы.
Уровень безработицы — это отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения и выражается в процентах.
Он может рассчитываться по методу МОТ и в соответствии со специальными законодательными нормами государства.
Подсчет безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В России подобную работу проводит Государственный Комитет по статистике. В январе 2008 г. методом МОТ в РФ выявлено 9% безработных от общей численности экономически активного населения что составило 6,5 млн. чел. [11,25]
Иначе определяется уровень безработицы государственной службой занятости. В соответствии с российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу, готовы приступить к ней и в установленном порядке зарегистрированные в органах службы занятости. Таким образом подсчитывается численность официальных безработных. В январе 2008 г. численность официальных безработных составила 2 млн. чел., а уровень официальной безработицы — 2,8% экономически активного населения. [37,52]
По вопросу исчисления уровня скрытой безработицы в методологическом плане нет устоявшегося подхода. Государственными органами он не исчисляется и не учитывается в общем показателе уровня безработицы. Однако по данным Государственного комитета РФ по статистике к концу октября 2007 г. 6,5% работников крупных и средних предприятий работали неполное рабочее время, а за январь-октябрь фактическая продолжительность рабочего дня составила лишь 6,7 часа; 10,4% работников этих предприятий отправлены в вынужденные отпуска; средняя продолжительность отпуска на одного работника составила 35 дней и более 40% таких «отпускников» не получили за отпускные дни денежной компенсации. Велики размеры неполной занятости относительно других отраслей также в строительстве и науке. [52,42]
В деле снижения масштабов безработицы или её предотвращения в качестве цели принято иметь в виду достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы. Абсолютное отсутствие безработицы невозможно и считается не нужным в хозяйственной жизни. Фрикционная и структурная разновидности безработицы в экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы. Исходя из этого и определяется величина естественной нормы безработицы.
Естественный уровень
безработицы равен сумме
Рынок труда называется сбалансированным, если на нём количество рабочих мест приблизительно совпадает с количеством безработных.
Подобное состояние
рынка труда не означает достижения
профессионально-
Безработица есть явление, производное от рыночных отношений, поэтому она тесно увязана с изменениями в других областях экономической динамики. Американский экономист А. Окунь (Оукен) установил, что уровень безработицы находится в определённой числовой зависимости с движением валового национального продукта (ВНП), а именно, прирост ВВП величиной в 2,7% удерживает уровень безработицы неизменным; прирост ВВП на каждые дополнительные два процентных пункта снижает уровень безработицы на один процентный пункт; а каждое дополнительное сокращение ВВП, наоборот, повышает безработицу на один процентный пункт. [26,28]
Помимо уровня безработица может измеряться и продолжительностью. Продолжительность безработицы — это период, отрезок времени в течение которого претендент на работу ищет ее.
Среднее время поиска работы безработными в Российской Федерации возросло в 2005 — 2007 гг. до 7,6 месяца, а доля ищущих работу более года увеличилась среди безработных почти в два раза — с 17,7 до 30,1%.[26,36]
Среди факторов предложения на рынке труда на количество предлагаемой рабочей силы, решающее воздействие оказывает уровень оплаты трудовых затрат. Чем выше уровень заработной платы, тем больше упускается материальные возможности у человека, отдающего время досугу, а не работе. Повышение заработной платы стимулирует людей трудится больше. Однако теоретически считается, что после некоторого предела дальнейшее повышение оплаты труда, выгода и полезность, которую люди могут приобрести благодаря дополнительному доходу (например, большее потребление потребительских товаров), становится меньше относительно неудовольствия и истощения, связанных с ростом затрат труда. Таким образом, после определённого уровня дальнейшее повышение заработной платы все меньше вызывает новый прирост труда.
В длительном периоде предложение трудовых услуг, при росте заработной платы возрастает неуклонно.
Важнейшим фактором предложения труда являются трудовые ресурсы — часть всего населения страны, способная к трудовой деятельности. Состояние и структура трудовых ресурсов определяется демографическими факторами. Основная часть трудовых ресурсов — это экономически активное население, структура которого зависит и от степени экономической активности различных демографических, этнических, профессиональных и других групп населения.
Все большее значение приобретает такой фактор предложения труда, как человеческий капитал.
Человеческий капитал — это уровень квалификации работников; более широко — мера воплощенной в человеке способности приносить доход, включающая в себя врожденные способности и талант, образование и приобретенную квалификацию.
Возможности получить образование у людей различны, а само полученное образование подразделяется на огромное множество видов и направлений. Специалисты, имеющие знания в различных областях, не конкурируют между собой в процессе предложения труда и составляют отдельные сегменты рынка труда. Люди с однородным образованием составляют неконкурентные группы, например, группа работников автозаправочных станций и группа программистов.
Политика государства, направленная на создание равных возможностей в получении того или иного вида и направления образования облегчает работникам переход из одного сегмента рынка труда в другой, повышает межотраслевую подвижность рабочей силы.
Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны; достаточно сложна и их структура. При исследовании экономических последствий безработицы целесообразно выделить три уровня: национальный, предприятий, человека.
Исследования последствий безработицы на национальном уровне показывают, что она уменьшает объем производства валового внутреннего продукта. Эти два, тесно взаимосвязанные явления нашли свое выражение в «законе Оукена». По расчетам А.Оукена, если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5%». [26,38] В экономической теории уровень безработицы считается «нормальным», когда достигнута определенная сбалансированность спроса и предложения труда, т.е. вакантных рабочих мест примерно столько же, сколько людей, ищущих работу (этот постулат допускает качественное несоответствие рабочих мест и работников). Естественный уровень безработицы определяется широким кругом обстоятельств социально-экономического плана. Это проводимая государством инвестиционная политика, политика занятости, система и порядок функционирования служб занятости, уровень жизни в стране, размеры денежных и имущественных накоплений населения, пособий по безработице, продолжительность их выплат, развитость сети учебных заведений по переподготовке кадров, повышению квалификации, их доступность населению, готовность и способность самих людей к получению новых знаний и навыков к труду. Важную роль играет и демографическая ситуация в стране. Определенная детерминированность естественного уровня безработицы приводит к его дифференциации и колебаниям во времени в различных странах. Во время Второй мировой войны естественный уровень безработицы в США равен 3-4%, в конце 80-х гг. — 6,4%; в Германии с начала 60-х до конца 80-х гг. он вырос с 0,5 до 4%; в Японии — с 1,6 до 2,1%; в Англии — с 2,6 до 7,9%. В России естественный уровень безработицы составляет 5-7%.[40,25]
Сравнение показателей, характеризующих общий уровень безработицы и ее естественный уровень в России и странах с рыночной экономикой показывают, что в нашей стране этот разрыв больше.
Подобное положение
Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, поступающих государству. Это связано со снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц.
Безработица увеличивает расходы государства по мере ее роста. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, обязательные страховые взносы работодателей и из заработков работающих; ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц. В 2003г. расходы государственного фонда занятости составили (в млрд.руб.) 377; в 2006 г. — 7284; в 2007 г. — 8322, (в ценах соответствующих лет) или соответственно 0,2, и 0,3 и 0,3% к ВВП. В результате уменьшается доля всех других участников распределения ВВП. Рост безработицы свидетельствует и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства. [26,48]
Однако только этим роль безработицы как фактора экономической дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как «мина замедленного действия». Имеется в виду сегодняшняя безработица в некоторых отраслях, где она в силу ряда обстоятельств оказалась особенно значительной. Это наука и научное обслуживание, информационно-вычислительное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако рано или поздно, когда наступает фаза оживления и подъема экономики, спрос на этих работников резко возрастет. Своевременно удовлетворить его окажется невозможным, что приведет к задержке экономического развития страны, к ее еще более глубокой по своему содержанию дестабилизации. Эти обстоятельства сокращают возможности инвестирования капитала и открытия новых рабочих мест и еще более обостряют проблему безработицы. В конечном счете происходит дальнейшее сокращение совокупного спроса и еще большая безработица, приводящая в действие механизм коммулятивного снижения деловой активности.
Для человека безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. В условиях, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создавать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования большая беда. А именно такое положение дел имеет место в России. Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции на рынке труда — между людьми за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень на рынке труда может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный» характер, а такой труд не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ. Более того, в таких условиях нельзя сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость в которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Ориентация на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает, что полная занятость означает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.
В связи с безработицей определенные потери несут и все работающие. В 2003 г. на одного занятого приходилось 5,3 тыс. руб. расходов государственного фонда занятости, в 2006 г. — 110,4 тыс. руб., в 2007 г. — 137,4 тыс. руб. (в ценах соответствующих лет) или, соответственно (в процентах к годовой средней заработной плате) 0,7, 1,1 и 1,0. Здесь надо иметь в виду неизменность ставки платы в фонд занятости.
Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с этим явлением; труд был дефицитным фактором производства; трудящиеся имели определенные преимущества по сравнению с непосредственным работодателем. Они обладали определенной свободой действий и в условиях дефицитности труда могли «диктовать» работодателю свои более выгодные для них условия труда, его нормирования, оплаты и т.д. Сегодня решение таких вопросов происходит более цивилизованными методами.
Оценивая экономические последствия безработицы, нельзя не признать странным утверждение, что безработица может стать фактором повышения качества работы, укрепления трудовой дисциплины и т.д. Подобная точка зрения не имеет достаточных оснований для своего существования. Если человек озабочен тем, что его завтра могут уволить, и устроиться на работу в данном и близлежащих населенных пунктах очень трудно, то он при всем своем желании не обеспечит необходимой эффективности и качества труда. В этих условиях нельзя обеспечить и стабильность производственного коллектива, как важнейшего условия высококачественной работы, а следовательно, и конкурентоспособности продукции. На таком предприятии все помыслы работника направлены на поиск «надежного» места работы. Безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.
Информация о работе Социально–экономические аспекты занятости и безработицы