Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:12, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение социально-экономических аспектов занятости и безработицы.
Задачами исследования является анализ:
- социально-экономической сущности и структуры занятости;
- форм и социальных аспектов занятости;
- экономической сущности безработицы и ее факторов;
- социальных последствий безработицы.
Введение 3
Глава 1. Занятость населения: определение, сущность, формы
1.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости 7
1.2. Формы и социальные аспекты занятости 17
Глава 2. Безработица: сущность, факторы, социальные последствия
2.1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы 25
2.2. Социальные последствия безработицы 34
Глава 3. Государственное регулирование рынка труда как регулятора занятости и безработицы 42
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Третий принцип — комплексный подход к решению проблем занятости — включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ.
В новых экономических
условиях государство отказалось от
прямого централизованного
Достижение полной и эффективной занятости ключевая задача социально-экономической политики, важнейшая проблема экономической науки.
Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования и в зависимости от критерия, лежащего в основе его характеристики, трактуется по-разному. В советский период таким критерием, для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне, прогноз движения трудовых ресурсов лежал в основе прогноза и плана создания рабочих мест.
В результате такой политики государства занятость достигла сверхвысокого, предельного уровня. К началу 90-х гг. более 94% всего трудоспособного населения было занято в общественном производстве и другой общественно-полезной деятельностью. В условиях централизованной планово-распределительной системы полная занятость — это состояние экономики, при котором задействованы все трудовые ресурсы. Однако практика показала, что такой уровень занятости чрезмерный, так как наносил ущерб другим важным сторонам жизнедеятельности — здоровью людей, семейному воспитанию детей.
В западной экономической мысли и практике полная занятость — это состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу. В этом контексте как тождественное используется понятие «оптимальная занятость».
При каком уровне вовлеченности в профессиональный (оплачиваемый) труд может быть достигнута полная занятость? Ответ, видимо, следует искать в направлении обеспечения соответствия рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие в экономике вакантных (незанятых) рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.
Экономически целесообразное
рабочее место — это
Если спрос
на экономически целесообразные места
будет удовлетворяться
Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества. Государственному регулированию, в первую очередь, подлежат фундаментальные науки, образование, здравоохранение, экологическая и национальная безопасность, функционирование так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети).
Задачу соединения рыночной
саморегуляции и
Полная занятость возможна
и при некотором отклонении существующих
рабочих мест от статуса экономически
целесообразных, при несоответствии их
профессионально-
Поэтому возникает проблема
эффективной занятости. По данному
вопросу среди экономистов
Такое определение эффективной занятости нацелено на всестороннее развитие человека и вполне приемлемо, но оно довольно широкое и его невозможно измерить с помощью одного показателя. Однако ему можно дать количественную характеристику через систему показателей.
Первый показатель в этой системе — уровень занятости населения профессиональным трудом.
Сегодня можно считать, что в России нет сверхвысокой занятости. Второй показатель — уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Данного показатель тесно связан с динамикой трудоспособного населения, которая имеет тенденцию к повышению и понижению в связи с изменениями демографических и социально-экономических факторов. Уровень занятости трудоспособного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой, — потребность населения в рабочих местах. Он рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения (трудовых ресурсов). В 2007 г. уровень занятости трудоспособного населения составил 77%. [16,28]
О прогрессивности изменения этого показателя нужно судить с учетом исходного уровня занятости и роста производительности труда. Высокая занятость не означает высокую эффективность, если не обеспечивает высшей производительности труда.
Третий показатель — это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. После расчета показателя коэффициента занятости профессиональным трудом аналогичным образом можно определить коэффициенты занятости учебой и других видов общественно полезной деятельности. Это позволит выявить необходимые пропорции. Прогрессивность изменения данных пропорций в динамике следует оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости в предшествующий период развития экономики (сверхвысокая или низкая), а также с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости чем выше достигаемый уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.
Четвертый показатель — рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель, нередко называемый рациональной занятостью, представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. От неудовлетворительного распределения рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить такие потери и дополнительно получить положительный результат, что будет означать рациональное использование рабочей силы. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости.
В условиях перехода от централизованной системы экономики к рыночной, когда рыночный механизм еще не заработал в полную силу, потери от нерационального распределения трудовых ресурсов особенно велики. Это наглядно демонстрирует значительное сокращение занятости в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс (в науке и научном обслуживании), где занятость в 2007 г. была в 2 раза меньше, чем в 2000 г.
Среди занятых по секторам российской экономики вплоть до последнего времени больше работающих было в сфере материального производства и меньше в сфере услуг. В индустриально развитых странах эта пропорция была обратной. В США в середине 90-х гг. в сфере услуг работало 75% всех занятых. Здесь сконцентрировано более 80% всех работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации. В этой сфере производится до 80% валового внутреннего продукта США. [16,48]
Пятый показатель, связанный
с оптимизацией профессионально-
Сравнение профессионально-
В первой половине 90-х гг. в Российской Федерации происходило снижение квалификации работающего населения в связи с резким сокращением подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятиях и уменьшение подготовки специалистов в систем дарственного образования. Кроме того, значительная часть наиболее квалифицированных молодых ушла из науки и промышленности в сферу торгово-посредническои деятельности на менее квалифицированную работу, а часть эмигрировала за границу («утечка мозгов»).
Во второй половине 90-х гг. наметилась тенденция к росту подготовки кадров, в учебных заведениях и приятиях ряда отраслей. Причем структура обучающихся меняется в сторону увеличения подготовки специалистов области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учета, менеджмента, экономики, других специальностей гуманитарного профиля, а также по специальностям непроизводственного профиля. Эти процессии пользуются спросом на рынке труда. [19,28]
Об эффективности занятости можно судить по показателю - норма безработицы. В современной западной экономической литературе популярна точка зрения, что эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы — это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровень реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда. На практике норма безработицы исчисляется путем суммирования текучей (фрикционной) и структурной безработицы. Последняя связана с высвобождением в результате структурной перестройки экономики под влиянием научно-технического прогресса.
Встречаются предложения использовать норму естественной безработицы, исчисляемой в западных странах на уровне 5 — 6 %, и в России для определения полной и эффективной занятости. [36,68]
В России в 90-х гг. трудно
рассчитать такую норму в силу
незавершенности структурной
1.2. Формы занятости
Многообразие социально-экономи
Информация о работе Социально–экономические аспекты занятости и безработицы