Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:13, курсовая работа
Жизнь человека в обществе довольно строго обусловлена множеством правил, процедур, норм и предписаний. Можно сказать , что инстинкты заменены в нем разнообразными социальными условностями, а бытие индивида в коллективе представляет собой сплошной компромисс, соглашение с требованием многочисленных, давно установленных “традиций”.
Введение. 2
Социальные институты. 3
Основные понятия. 3
Основы социальных институтов. 7
Неосновные социальные институты. 8
Институционализация. 8
Функции социальных институтов. 10
Институт семьи. 18
Институт образования. 20
Институт политики. 25
Институт религии. 28
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39
Отсюда, социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение социального института. Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Их в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА | ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
1. Потребности в воспроизводстве рода | 1. Институт семьи и брака |
2. Потребности в безопасности и социальном порядке | 2. Политические институты |
3.
Потребности в добывании |
3. Экономические институты |
4.
Потребности в передаче знаний,
социализации подрастающего |
4. Институты образования |
5.
Потребности в решении |
5. Институт религии |
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.
Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.
Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.
Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.
В сложной системе организованных социальных пространств люди сталкиваются с определенными предписаниями: желанию обращения, например, заводить романы с начальниками по службе могут существенно препятствовать институциональные правила; они мешают развитию подобной практики и направляют конкретное поведение в обычное русло.
Этот пример доказывает, что институционализация социальных отношений, обеспечивающих удовлетворение общесоциальных потребностей, полна частностей, отклонений, сиюминутной специфики.
С одной стороны, в процессе институционализации возникают расхождение между интересами всего общества и интересами конкретных функциональных субъектов, реализующих эту потребность для общества.
С
другой стороны, потребность может
носить массовый характер, но по разным
причинам не быть признанной как общественно
значимой. В результате развиваются
“подпольные институты” – не принятые,
официально игнорируемые, не наделяемые
специальными ресурсами, но формирующие
свою субкультуру. Выполняющие определенные
функции и стандартные
Такие отношения воспроизводятся в скрытой социальной форме. Они долгое время могут быть не признаны ценными в рамках доминирующего культурного стандарта. Однако на определенных этапах развития общества, особенно в критические моменты, скрытые отношения становятся явными, легальными и институционализируются.
Этапы институционализации.
- Возникновение потребности, формирование общих целей.
- Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)
- Практическое применение, принятие этих норм и правил
-
Установление санкций для поддержания
норм и правил, создание системы статусов
и ролей для всех членов института.
Известный американский социолог Роберт Мертон теоретически выделил явные и латентные функции социальных институтов, которые оказались не только характеристиками социальной структуры общества, но и индикаторами его общей стабильности.
Явные функции институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура(от президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов), они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Поэтому население, то и дело спрашивая у субъектов современного государства : ”почему не выполнены предвыборные обещания?“ никогда не удовлетворяются ответом и продолжает “терпеливо возмущаться”, т.е. перевыбирать, бойкотировать, уклоняться.
Латентные функции институтов – те, которые осуществляются на самом деле. Иногда они вполне тождественны заявленным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует лаг (расхождение), иногда весьма значительный. В последнем случае социологи говорят о потенциальной нестабильности общества, в котором формальная и реальная структуры существенно различаются.
Возникающий
в результате двойной социальный
стандарт отношений, поведения, оценки,
способов разрешения противоречий создает
условия для широкой
Состояние институтов является индикатором социальной стабильности всей общественной системы: общество стабильно тогда, когда функции институтов понятны, очевидны, неизменны.
В обществах переходного типа, которые претерпевают системный кризис т.е изменяется их структура и организация, происходит изменение общественных потребностей, что требует изменения структуры социальных институтов и наделения существующих ранее не свойственными им функциями. В современном российском обществе прежние потребности, как бы меняют ”знак”: раньше институты реализовывали общественные, коллективные функции защиты, а теперь от них требуют защиты интересов индивида (поэтому повышается значимость). Все это придает дополнительную нестабильность и амбивалентность институциональным функциям.
Исследователи социальных институтов всегда уделяли этим процессам повышенное внимание, поскольку именно нормативные требования делают поведение отдельных людей и организованных групп предсказуемым и предчертанным, соответствующим общественным ожиданием. Поэтому загадки всякого рода институциональных отклонений связанны с существом проблем социальной структуры и функционального устройства общества.
Великий ”системщик“ Толкотт Парсоне пишет об этом: “Для нас социологическая теория есть тот аспект теории социальных систем, который занимается явлениями институционализации образцов ценностной ориентации в социальной системе, условиями этой институционализации и изменения в образах, условиями подчинения им и отклонение от какой-либо совокупности таких образцов, а также мотивационными процессами, поскольку они содержаться во всем этом”.
Парсон считал, что ценности, образцы поведения, которые постепенно превращаются в институциональные нормы, направляют не только поведение, но и социальные ориентации людей, а процедура изменения “правил» тоже происходит по определенным правилам развития социальных систем.
Институционализация – это процесс формирования новых типов отношений и социальной деятельности, создающих институт. Важнейшими его предпосылками являются:
1)возникновение определенных
Известный социальный исследователь Г.Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации. Эти потребности:
•в коммуникации (образование, язык, транспорт);
• в производстве продуктов и услуг;
•в распределении благ и привилегий;
• в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
• в поддержании системы неравенства (размещение общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
• в социальном контроле за поведением членов общества.
Современное
общество характеризуется разрастанием
и усложнением системы
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1.Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2.Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
3. Социокультурных и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.