Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:13, курсовая работа
Жизнь человека в обществе довольно строго обусловлена множеством правил, процедур, норм и предписаний. Можно сказать , что инстинкты заменены в нем разнообразными социальными условностями, а бытие индивида в коллективе представляет собой сплошной компромисс, соглашение с требованием многочисленных, давно установленных “традиций”.
Введение. 2
Социальные институты. 3
Основные понятия. 3
Основы социальных институтов. 7
Неосновные социальные институты. 8
Институционализация. 8
Функции социальных институтов. 10
Институт семьи. 18
Институт образования. 20
Институт политики. 25
Институт религии. 28
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39
Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. На первых этапах становления христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом. Вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к государству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.) христианские объединения превращались из культовых сообществ в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества.
Формирование института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.
2.
Функции церкви как
В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены - религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Свод морально-этических правил - это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.
Социология
религии уделяет большое
Основатель
психоанализа З. Фрейд считал, что
главная функция религии
Согласно
Дюркгейму, религия не только отражает
структуру общества, но и укрепляет
ее, концентрирует внимание и надежды
людей на общих верованиях и объектах
поклонения, т.е. вырабатывает общие
ценности и нормы, выполняя, таким
образом, функцию объединения или
интеграции членов данного общества.
Эта интегрирующая функция
Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.
Наряду с регулятивной функцией, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:
- мировоззренческая - религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;
- компенсаторная - религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;
- интегрирующая - заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.
Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.
Религия
и церковь выполняют
Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.
Религия
и церковь, являясь составной
частью культуры, выполняют
3. Роль церкви в обществе.
Религия
и церковь выполняют ряд
Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости”. Или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”.
Религиозный
фактор влияет на экономику, политику,
государство, межнациональные отношения,
семью, на область культуры через
деятельность верующих индивидов, групп,
организаций в этих областях. Происходит
“наложение” религиозных
Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. Sacer - священный) и секуляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.
Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. Это отвлекает их внимание от проблем этого мира. Как мы знаем, согласно христианскому учению, бедность считается добродетелью. Кроме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность.
Карл Маркс предложил убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не вселяет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия. Сторонники теории конфликта анализируют, каким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.
В религиях представлены и самые различные культуры. Переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях (церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко “закреплены” за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой.
С
точки зрения истории и социологии,
церковь связана с миром
функции | институты | Основные роли | Физические черты | Символические черты |
Забота, выхаживание и воспитание детей | Семейно-брачные | Отец, мать, ребенок | Дом, обстановка | Кольца, обручение, контракт |
Добывание пищи, одежды, жилья | Экономические | наемный работник, работодатель, покупатель, продавец | Фабрика, офис, магазин | Деньги, торговля, марка, реклама |
Поддержание законов, правил и стандартов | Политические | Законодатель
Субъект права |
Общественные здания места | Флаг, кодекс, хартия |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религиозные | Пастор, прихожанин | Собор, церковь | Крест, алтарь. Библия |
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образование | Учитель, ученик | Школа, колледж, учебник | Диплом, степень |
Вся история развития социальных наук – это история многовековых попыток решения вечных вопросов: в чем смысл индивидуальной жизни и существования общества в целом, возможно ли установление справедливого общественного устройства и каким оно должно быть, в чем критерии истины и добра, изменяется ли общество с течением времени, и если да, то в направление прогресса или регресса? По мере того как происходило накопление знаний о человеке и обществе, стали более отчетливо разделяться направления размышлений на эту тему и сформировались отдельные науки о разных сферах жизни общества. Так, социология возникла в конце XVIII в. Ее создатель, французский философ Огюст Конт, хотел построить социальную науку, которая в отличие от философии была бы точным позитивным знанием – по образцу бурно развивавшихся в то время естественных наук. Социология изучает формы общественной жизни человека, взаимодействия индивидов и групп в обществе, закономерности исторического развития общества, проблемы, связанные с социальным неравенством, социальные движения, революции, и др. Очевидно, что без знания основ социологии во всем множестве ее разнообразных сегодняшних школ и направлений невозможно стать достойным и активным гражданином XXI века.