Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание

Жизнь человека в обществе довольно строго обусловлена множеством правил, процедур, норм и предписаний. Можно сказать , что инстинкты заменены в нем разнообразными социальными условностями, а бытие индивида в коллективе представляет собой сплошной компромисс, соглашение с требованием многочисленных, давно установленных “традиций”.

Содержание

Введение. 2
Социальные институты. 3
Основные понятия. 3
Основы социальных институтов. 7
Неосновные социальные институты. 8
Институционализация. 8
Функции социальных институтов. 10
Институт семьи. 18
Институт образования. 20
Институт политики. 25
Институт религии. 28
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39

Работа состоит из  1 файл

социология кур..docx

— 77.22 Кб (Скачать документ)

     Раннехристианские общины не представляют собой церковной  организации. На первых этапах становления  христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение  культового сообщества в религиозную  организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом. Вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к государству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.) христианские объединения превращались из культовых сообществ в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества.

     Формирование  института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.

     2. Функции церкви как социального  института.

     В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального  института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены - религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

     Свод  морально-этических правил - это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.

     Социология  религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые  выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель  социальной антропологии Б. Малиновский  связывал существование религиозной  веры с потребностью людей в обретении  смысла жизни, с их тревогой о своей  судьбе. Он считал, что религия возникает  из способности людей любить и  заботиться о ближних, из осознания  неизбежности смерти. Однако религия  не только дает утешение перед лицом  смерти, она вносит смысл и в  другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.

     Основатель  психоанализа З. Фрейд считал, что  главная функция религии связана  с тем чувством психологической  защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок  пытается найти защиту от своей беспомощности  у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

     Согласно  Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет  ее, концентрирует внимание и надежды  людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие  ценности и нормы, выполняя, таким  образом, функцию объединения или  интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии  наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм.

     Если  суммировать приведенные точки  зрения, то становится ясно, что важнейшей  является регулятивная функция религии  и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью  свода моральных норм, запретов и  предписаний, которые реализуются  на уровнях индивидуального и  общественного сознания и поведения.

     Наряду  с регулятивной функцией, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:

     - мировоззренческая - религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;

     - компенсаторная - религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;

     - интегрирующая - заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

     Реализуя  эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного  сознания, религия и церковь тем  самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

     Мировоззренческую функцию религия и церковь  реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного  типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений  и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.

     Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается “свободой в духе”, социальное неравенство превращается в “равенство” в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.

     Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

     Религия и церковь, являясь составной  частью культуры, выполняют культуротранслирующую  функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей  религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения  к поколению.

     3. Роль церкви в обществе.

     Религия и церковь выполняют ряд функций  и играют определенную роль в обществе. Понятия “функции” и “роль” связаны, но не тождественны. Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

     Церковь оказывает на экономические отношения  и другие сферы общественной жизни  обратное влияние. Она санкционирует  определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им “ореол святости”. Или объявляет “нечестивыми”, “отпавшими”, “погрязшими во зле”, “греховными”, противоречащими “закону”, “Слову Божию”.

     Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через  деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных отношений  на другие общественные отношения.

     Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. Sacer - священный) и секуляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.

     Сторонники  теории конфликта утверждают, что  религия укрепляет положение  господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. Это  осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду  на лучшую жизнь в ином мире. Это  отвлекает их внимание от проблем  этого мира. Как мы знаем, согласно христианскому учению, бедность считается  добродетелью. Кроме того, христиане  считают грехом гнев и агрессивность.

     Карл  Маркс предложил убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не вселяет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия. Сторонники теории конфликта анализируют, каким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.

     В религиях представлены и самые различные культуры. Переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях (церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко “закреплены” за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой.

     С точки зрения истории и социологии, церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными  отношениями. С одной стороны  она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий  фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем  самым укрепляющая положение  властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.  

     
функции институты Основные роли Физические  черты Символические черты
Забота, выхаживание и воспитание детей Семейно-брачные Отец, мать, ребенок Дом, обстановка Кольца, обручение, контракт
Добывание пищи, одежды, жилья Экономические наемный работник, работодатель, покупатель, продавец Фабрика, офис, магазин Деньги, торговля, марка, реклама
Поддержание законов, правил и стандартов Политические Законодатель

Субъект права

Общественные  здания места Флаг, кодекс, хартия
Содействие  соборным отношениям и установкам, углубление веры Религиозные Пастор, прихожанин Собор, церковь Крест, алтарь. Библия
Социализация  людей, приобщение к базисным ценностям  и практикам Образование Учитель, ученик Школа, колледж, учебник Диплом, степень

Заключение.

 

     Вся история развития социальных наук –  это история многовековых попыток  решения вечных вопросов: в чем  смысл индивидуальной жизни и  существования общества в целом, возможно ли установление справедливого  общественного устройства и каким  оно должно быть, в чем критерии истины и добра, изменяется ли общество с течением времени, и если да, то в направление прогресса или  регресса? По мере того как происходило накопление знаний о человеке и обществе, стали более отчетливо разделяться направления размышлений на эту тему и сформировались отдельные науки о разных сферах жизни общества. Так, социология возникла в конце XVIII в. Ее создатель, французский философ Огюст Конт, хотел построить социальную науку, которая в отличие от философии была бы точным позитивным знанием – по образцу бурно развивавшихся в то время естественных наук. Социология изучает формы общественной жизни человека, взаимодействия индивидов и групп в обществе, закономерности исторического развития общества, проблемы, связанные с социальным неравенством, социальные движения, революции, и др. Очевидно, что без знания основ социологии во всем множестве ее разнообразных сегодняшних школ и направлений невозможно стать достойным и активным гражданином XXI века.

Информация о работе Социальные институты