Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:13, курсовая работа
Жизнь человека в обществе довольно строго обусловлена множеством правил, процедур, норм и предписаний. Можно сказать , что инстинкты заменены в нем разнообразными социальными условностями, а бытие индивида в коллективе представляет собой сплошной компромисс, соглашение с требованием многочисленных, давно установленных “традиций”.
Введение. 2
Социальные институты. 3
Основные понятия. 3
Основы социальных институтов. 7
Неосновные социальные институты. 8
Институционализация. 8
Функции социальных институтов. 10
Институт семьи. 18
Институт образования. 20
Институт политики. 25
Институт религии. 28
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39
• женщина экономически зависима от супруга;
• четко разделены мужские и женские обязанности (муж - кормилец, жена - хозяйка).
- неотрадиционная (эксплуататорская)
• роль лидера отводится мужчине
• женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде
• за женщиной сохраняется "исключительное право" на домашний труд.
- Эгалитарная (равенство)
• справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем
• совместное обсуждение проблем и принятие решений
• эмоциональная насыщенность отношений
Признаками
института образования
• установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
• символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
• утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
• кодекс устный и письменный - правили учащихся
Идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся),учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Виды образования.
Система образования включает ряд звеньев. Это систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
В
целом значение дошкольного воспитания
недооценивается. Слишком часто
упускается из виду, что это чрезвычайно
важная ступень в жизни человека,
на которой закладывается
С точки зрения социологии общества выступает за поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В
отличие от дошкольного образования
и воспитания, которое охватывает
не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах
находился только каждый второй ребенок),
средняя общеобразовательная
Но
и в этой ситуации социология образования
по-прежнему нацелена на изучение ценностей
общего образования, на ориентиры родителей
и детей, на их реакцию на внедрение
новых форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы
Профессионально-
Социологические исследования в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.
Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения
Социальные функции системы образования.
Ранее
говорилось о том, что образование
связано со всеми сферами общественной
жизни. Реализуется эта связь
непосредственно через
Гуманизация
- объективная потребность
Рассматривая
гуманистическую функцию, следует
сказать о том, что это понятие
наполняется новым содержанием.
Гуманизм в его классическом, антропоцентристском
понимании в современных
Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводству.
Гомогенизация общества через организованную социализацию инвалидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.
По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.
Социальная селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.
Воспроизводство
тех социальных классов, групп и
слоев, принадлежность к которым
обусловлена образовательными сертификатами.
Школа дает индивидам неодинаковое образование,
неравное развитие способностей и навыков,
что подтверждается, как правило, сертификатами
установленных образцов и является условием
занятия соответствующих мест в системах
разделения труда (и социальной стратификации).
Замещение родителей,