Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание

Жизнь человека в обществе довольно строго обусловлена множеством правил, процедур, норм и предписаний. Можно сказать , что инстинкты заменены в нем разнообразными социальными условностями, а бытие индивида в коллективе представляет собой сплошной компромисс, соглашение с требованием многочисленных, давно установленных “традиций”.

Содержание

Введение. 2
Социальные институты. 3
Основные понятия. 3
Основы социальных институтов. 7
Неосновные социальные институты. 8
Институционализация. 8
Функции социальных институтов. 10
Институт семьи. 18
Институт образования. 20
Институт политики. 25
Институт религии. 28
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39

Работа состоит из  1 файл

социология кур..docx

— 77.22 Кб (Скачать документ)

     • женщина экономически зависима от супруга;

     • четко разделены мужские и женские обязанности (муж - кормилец, жена - хозяйка).

     - неотрадиционная (эксплуататорская)

     • роль лидера отводится мужчине

     • женщина наравне с мужчиной принимает участие в общественном труде

     • за женщиной сохраняется "исключительное право" на домашний труд.

     - Эгалитарная (равенство)

     • справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем

     • совместное обсуждение проблем и принятие решений

     • эмоциональная насыщенность отношений

Институт  образования.

     Признаками  института образования являются:

     • установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

     • символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

     • утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

     • кодекс устный и письменный - правили учащихся

     Идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

     Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся),учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

     Виды  образования.

     Система образования включает ряд звеньев. Это систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

     Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что  основы воспитанности человека, его  трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в  раннем детстве.

     В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто  упускается из виду, что это чрезвычайно  важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова  личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях  “охвата” детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство “присмотра”  за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей  с 6 лет детские сады столкнулись  с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить  в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

     С точки зрения социологии общества выступает за поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

     В отличие от дошкольного образования  и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа  нацелена на подготовку к жизни всего  без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная  с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения  молодежи “равного старта” при  вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И  если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

     Но  и в этой ситуации социология образования  по-прежнему нацелена на изучение ценностей  общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение  новых форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем  социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

     Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское  ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое  образование прошло сложный и  извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести  всю систему на сочетание полного  и специального образования в  подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая  подготовка остается важнейшим каналом  получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов  учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении  народнохозяйственных проблем.

     Социологические исследования в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

     Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы  качество и уровень современной  их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и  исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой  устойчивость профессиональных интересов  молодых людей. По исследованиям  социологов до 60% выпускников вузов  меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения 

     Социальные  функции системы образования.

     Ранее говорилось о том, что образование  связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь  непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование  является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция  которой совпадает с целью  общества. Если различные сферы и  отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования “производит” самого человека, воздействуя на его  интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования – гуманистическую.

     Гуманизация - объективная потребность общественного  развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в “трудовой ресурс”. Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в “подготовке к жизни”, а под “жизнью” на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился, прежде всего “работник”. А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что “незаменимых людей нет”. Получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

     Рассматривая  гуманистическую функцию, следует  сказать о том, что это понятие  наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском  понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует  концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня  человек рассматривается как  открытая система с позиций ведущей  идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр  Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением “перевернутой пирамиды”. Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик.

     Формирование  образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводству.

     Гомогенизация общества через организованную социализацию инвалидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

     По  мере того, как в обществе все  большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более  зримой становится и такая функция  образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

     Социальная  селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

     Воспроизводство тех социальных классов, групп и  слоев, принадлежность к которым  обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).                                               

           Замещение родителей, социальная  поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

Информация о работе Социальные институты