Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание

Жизнь человека в обществе довольно строго обусловлена множеством правил, процедур, норм и предписаний. Можно сказать , что инстинкты заменены в нем разнообразными социальными условностями, а бытие индивида в коллективе представляет собой сплошной компромисс, соглашение с требованием многочисленных, давно установленных “традиций”.

Содержание

Введение. 2
Социальные институты. 3
Основные понятия. 3
Основы социальных институтов. 7
Неосновные социальные институты. 8
Институционализация. 8
Функции социальных институтов. 10
Институт семьи. 18
Институт образования. 20
Институт политики. 25
Институт религии. 28
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39

Работа состоит из  1 файл

социология кур..docx

— 77.22 Кб (Скачать документ)

 

Институт  политики.

     Более масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

     Существуют  некоторые проблемы, связанные с  регулированием занятости и обеспечения  социальной защиты населения. Сдесь рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

     Неоклассики рассматривали рынок труда как  равноценный, где опыт и предложение  уравниваются при помощи колебаний  уровня заработной платы, а безработица  выступает смягчающее, то есть вызванное  природным стремлением работников найти лучшее рабочее место. В  двадцатом столетии оказалось, что  невозможно отдавать рынок труда  на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами  развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были:

     1) развитие НТР и повышение роли  человека в общественном производстве;

     2) обеспечение общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство  рабочей силы;

     3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами; 

     4) необходимость компромиссности  и смягчения социальных конфликтов;

     5) способствование развитию и совершенствованию  интеллектуального потенциала общества;

     6) влияние идей и конкретных  социальных достижений (отсутствие  явной безработицы - прежде всего)  капитализма; 

     Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.

     Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Да и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.

     Реальные  и потенциальные масштабы безработицы  в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда  трое выполняют работу одного) достигает  в границах бывшего СССР - 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на - гора угля в год, в США - 7, 143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15 чел., тогда как в США - около 90 чел., и т. д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве. Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них требовались люди для сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.

     Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и  мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно  повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить  трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать  им пособие, размер которого прямо зависит  от уровня зарплаты, и предоставлять  бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает  качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои социальные ориентиры, выполняющие  коренные преобразования в развитии и использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции  рабочей силы, то есть об отказе от концепции  полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

     Полная  занятость превратилась в нашем  обществе в поголовную занятость  маломобильной рабочей силы, которая  привыкла получать низкую заработную плату не за труд, а за рабочее  место. Значительная часть работников и сейчас занята неквалифицированным  рабочим трудом в сфере производства. Эта модель использования трудовых ресурсов нацелена на дешевую рабочую  силу с неразвитыми современными потребностями и большим количеством  бесплатных социальных услуг достаточно низкого качества.

     Игнорируется  обратная связь - “ производство - человек”. Производство нацелен в основном на свои цели и решает свои задачи. При  отсутствии социального ориентированного общественного производства такая  политика применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение рождаемости, простое воспроизводство  рабочей силы, плохое воспитание детей, низкий уровень квалификации и образования  рабочей силы и т. п. Полная занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по военному образцу (“  кто не работает тот не ест”, имеется  в виду только государственный сектор). С точки зрения государства, она  была лучшим способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также  тотальным контролем за населением за населением.

     Во второй половине 80-х годов была определена и получила официальное одобрение концепция эффективной занятости. Это не поголовная, а социально ориентированная занятость, основными компонентами которой являются: сокращение (ликвидация в будущем)тяжелого, примитивного, неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает возможность обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько они этого желают; формирование социального партнерства работающих по найму с администрацией, что предусматривает возможность ведения переговоров по условиям и оплате труда; свобода выбора места работы с точки зрения формы собственности; усиление связи оплаты труда с конечным результатом, ликвидация принципа оплаты за выход, за рабочее место; признание общественно полноценной работы в семье; введение минимума и ликвидация максимума заработной платы.

     Социальная  политика - это комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.

     Основными принципами проведения социальной политики являются:

     1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;

     2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;

     3) выдача помощи на случай безработицы; 

     4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы для работающих;

     5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства; 

     6) проведение активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

Институт  религии.

     Религия является необходимым составным  элементом общественной жизни, в  том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные  организации представляют собой  сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии - это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.

     Социология  религии не берется отвечать на вопрос об истинности или ложности тех или  иных положений вероучения, религиозных  догм, о степени адекватности отражения  религиозным сознанием действительности. Религиозное сознание изучается  социологией как социальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором  социального поведения личности, группы, общества. Социология религии  исследует не только распространенность религиозного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния религии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержание в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.

     В современной социологии религии  можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический  и эмпирический. На теоретическом  уровне церковь рассматривается  как общественная подсистема и изучается  ее взаимодействие с другими социальными  структурами. На эмпирическом уровне изучается  религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических  групп, нормы и ценности, влияние  принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием выступает изучение церкви в качестве специфического социального института. В этом случае церковь предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.

     История России и СССР, где общественно-политической и духовной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продолжает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить  многие устоявшиеся взгляды на место  и роль ее в жизни общества.

     Функции церкви в обществе.

     1.Церковь  как социальный институт.

     Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты - церковь, религиозные организации, объединения верующих.

     Важным  элементом религиозного комплекса является церковь - один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.

     Внутренняя  структура такого института представляет собой организационно оформленное  взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием  социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются  управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением  и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной  деятельности и отношений, контролем  поведения, включающего в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая  подсистема, включает в себя массу  верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование  этих отношений осуществляется при  помощи так называемых организационно-институциональных  норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру  этих организаций, характер отношения  между верующими, священнослужителями  различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Информация о работе Социальные институты