Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:13, курсовая работа
Жизнь человека в обществе довольно строго обусловлена множеством правил, процедур, норм и предписаний. Можно сказать , что инстинкты заменены в нем разнообразными социальными условностями, а бытие индивида в коллективе представляет собой сплошной компромисс, соглашение с требованием многочисленных, давно установленных “традиций”.
Введение. 2
Социальные институты. 3
Основные понятия. 3
Основы социальных институтов. 7
Неосновные социальные институты. 8
Институционализация. 8
Функции социальных институтов. 10
Институт семьи. 18
Институт образования. 20
Институт политики. 25
Институт религии. 28
Заключение. 37
Список используемой литературы. 39
Более масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. Сдесь рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Неоклассики
рассматривали рынок труда как
равноценный, где опыт и предложение
уравниваются при помощи колебаний
уровня заработной платы, а безработица
выступает смягчающее, то есть вызванное
природным стремлением
1)
развитие НТР и повышение роли
человека в общественном
2)
обеспечение общих условий
3)
обеспечение
4)
необходимость компромиссности
и смягчения социальных
5)
способствование развитию и
6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма;
Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.
Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Да и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.
Реальные и потенциальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР - 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на - гора угля в год, в США - 7, 143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15 чел., тогда как в США - около 90 чел., и т. д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве. Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них требовались люди для сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.
Для
нашего общества есть два варианта
развития. Первый заключается в том,
чтоб всем сохранить статус-кво, то
есть всем платить одинаково и
мало, рабочую силу оставить иммобильной.
Второй состоит в том, чтобы существенно
повысить уровень заработной платы,
но не всем одинаково, а дифференцировано,
в зависимости от реального вклада
в производство. При этом вводить
трудосберегающую технику и технологию,
сокращать избыточные кадры, выплачивать
им пособие, размер которого прямо зависит
от уровня зарплаты, и предоставлять
бесплатно возможность
Полная
занятость превратилась в нашем
обществе в поголовную занятость
маломобильной рабочей силы, которая
привыкла получать низкую заработную
плату не за труд, а за рабочее
место. Значительная часть работников
и сейчас занята неквалифицированным
рабочим трудом в сфере производства.
Эта модель использования трудовых
ресурсов нацелена на дешевую рабочую
силу с неразвитыми современными
потребностями и большим
Игнорируется обратная связь - “ производство - человек”. Производство нацелен в основном на свои цели и решает свои задачи. При отсутствии социального ориентированного общественного производства такая политика применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание детей, низкий уровень квалификации и образования рабочей силы и т. п. Полная занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по военному образцу (“ кто не работает тот не ест”, имеется в виду только государственный сектор). С точки зрения государства, она была лучшим способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также тотальным контролем за населением за населением.
Во второй половине 80-х годов была определена и получила официальное одобрение концепция эффективной занятости. Это не поголовная, а социально ориентированная занятость, основными компонентами которой являются: сокращение (ликвидация в будущем)тяжелого, примитивного, неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает возможность обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько они этого желают; формирование социального партнерства работающих по найму с администрацией, что предусматривает возможность ведения переговоров по условиям и оплате труда; свобода выбора места работы с точки зрения формы собственности; усиление связи оплаты труда с конечным результатом, ликвидация принципа оплаты за выход, за рабочее место; признание общественно полноценной работы в семье; введение минимума и ликвидация максимума заработной платы.
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1)
защита уровня жизни путем
введения разных форм
2)
обеспечение помощи самым
3)
выдача помощи на случай
4)
обеспечение политики
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии - это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.
Социология
религии не берется отвечать на вопрос
об истинности или ложности тех или
иных положений вероучения, религиозных
догм, о степени адекватности отражения
религиозным сознанием
В
современной социологии религии
можно выделить два уровня изучения
религиозных феноменов: теоретический
и эмпирический. На теоретическом
уровне церковь рассматривается
как общественная подсистема и изучается
ее взаимодействие с другими социальными
структурами. На эмпирическом уровне изучается
религиозность отдельных
История России и СССР, где общественно-политической и духовной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продолжает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить многие устоявшиеся взгляды на место и роль ее в жизни общества.
Функции церкви в обществе.
1.Церковь как социальный институт.
Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты - церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важным элементом религиозного комплекса является церковь - один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.
Внутренняя
структура такого института представляет
собой организационно оформленное
взаимодействие различных систем, функционирование
каждой из которых связано с