Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 11:31, курсовая работа
Как отметил Карл Поланьи, обновив прозрение Карла Маркса, исходной точкой «великой трансформации», породившей новый индустриальный по¬рядок, было отделение работников от средств их существования. Это примечатель¬ное событие являлось частью более масштабного разъединения: производство и об¬мен уже не могли быть вписаны в более общий, по сути, всеобъемлющий образ жиз¬ни, и тем самым труд (так же как земля и деньги) мог рассматриваться всего лишь как товар и претендовать на аналогичное к себе отношение.
1. Введение.
2. Труд как базовый социальный процесс.
2.1. Социологический и экономический подходы к изучению труда.
2.2. Труд и его социально - экономическая сущность.
2.3. Труд и социализация.
2.4. Мотивация трудовой деятельности.
2.5. Ценности и ценностные ориентации в мотивационном процессе.
2.6. Воровство и льготы в структуре трудового поведения.
3. Основные модели взаимосвязи спроса и предложения на рынке труда.
3.1. Рынок труда – составная часть рыночной экономики.
3.2. Действия работодателей и спрос на труд.
3.3. Безработица.
3.4. Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к самостоятельной занятости.
3.5. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика.
4. Заключение.
5. Литература.
Эпоха «тяжелой модернити» действительно была временем помолвки между капиталом и трудом, подкрепленной их взаимной зависимостью. Рабочие зависели от своего труда, который давал им средства к существованию, тогда как капитал зависел от найма работников, без которых он не мог воспроизводиться и возрастать. Место их встречи было вполне определенным; ни одна из сторон не могла легко перемещаться, и массивные фабричные стены заключили обоих партнеров в общую для них тюрьму. Капитал и рабочие были едины, можно сказать, в богатстве и бедности, в здоровье и недугах, едины до тех пор, пока не разлучит их смерть. Завод был их общим прибежищем, и в одно и то же время полем боя в окопной войне, и привычным домом для надежд и мечтаний.
Чтобы оба они, труд и капитал, могли выжить, каждый нуждался в сохранении товарной формы: владельцам капитала следовало поддерживать способность постоянно покупать труд, а владельцам труда - быть всегда в должной форме, в добром здравии, силе и с иных точек зрения всячески привлекательными, дабы не отпугнуть потенциальных покупателей. Каждая из сторон имеет четкие интересы в том, чтобы другая оставалась в хорошей форме. Немудрено, что поддержание кондиций капитала и труда стало важнейшей функцией и основной заботой политиков и государства: безработные были в полном смысле слова «резервной армией труда», бойцы которой всегда должны были содержаться в состоянии готовности, быть ни жирными, ни худыми - на случай призыва на действительную службу. Государство, склонное поступать именно так находилось по этой причине поистине за пределами разделения на левых и правых: оно служило некоей подпоркой, без которой ни капитал, ни труд не могли выжить, не говоря уже о том, чтобы передвигаться и действовать.
вполне уверен, что завершит свою трудовую биографию на том же самом месте. Временные горизонты эры «тяжелой модернити» были долгосрочными. Для рабочих эти горизонты были обозначены перспективой пожизненной занятости в компании, которая может и не быть бессмертной, но продолжительность жизни которой распространяется далеко за пределы срока, отпущенного ее работникам. Для капиталистов «семейное богатство», заведомо полагаемое гораздо более долговечным, чем любой отдельно взятый член семьи, отождествлялось с предприятиями – унаследованными, только что построенными либо лишь замышляемыми.
Сегодня ситуация меняется, и важнейшим элементом этой перемены становится приход новой, «краткосрочной» ментальности на смену «долгосрочной». Браки, заключаемые «до тех пор, пока не разлучит нас смерть», ныне стали редкостью: партнеры уже не предполагают долго составлять друг другу общество. Согласно последним подсчетам, молодого американца или американку со средним уровнем образования в течение их трудовой жизни ожидают, по меньшей мере, одиннадцать перемен рабочих мест, и эти ожидания смены точек приложения своих способностей наверняка будут нарастать, прежде чем завершится трудовая жизнь нынешнего поколения. Лозунгом дня стала «гибкость», что применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в известном и привычном для нас виде, переход к работе по краткосрочным, сиюминутным контрактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговоренных гарантий, но лишь до «очередного увольнения». Сообщая о результатах проводившегося в Голландии всестороннего исследования, посвященного изменяющемуся значению труда, Геерт ван дер Лаан замечает, что работа стала относиться к классу высоких, едва ли не спортивных достижений, практически недоступных для большинства людей средних способностей, ищущих предложения; а спорт, как известно, имеет ныне тенденцию утрачивать характер популярного времяпрепровождения и превращается в конкурентное элитарное занятие, предполагающее большие денежные ставки. Та незначительная часть населения, которая имеет работу, трудится весьма упорно и эффективно, в то время как остальные стоят на обочине, не будучи в состоянии поспевать за темпами производства. В силу того, что сам способ трудовой деятельности оставляет все меньше и меньше места для их квалификации, трудовая жизнь насыщается неопределенностью.
В
условиях, когда занятость становится
краткосрочной, лишается четких перспектив
(не говоря уж о гарантированных) и тем
самым превращается в эпизодическую, когда
фактически все правила, касающиеся игры
в карьерное продвижение или увольнение,
отменяются либо имеют тенденцию изменяться
задолго до окончания игры, остается мало
шансов для укоренения и укрепления взаимной
лояльности и солидарности. В отличие
от времен, отмеченных долгосрочной взаимозависимостью,
сегодня едва ли существует стимул для
серьезного, тем более критического интереса
к изучению договоренностей, которые все
равно окажутся временными. Место работы
воспринимается как своего рода кемпинг,
где человек останавливается на несколько
ночей и который можно покинуть в любой
момент, если не предоставлены обещанные
удобства или предоставленные вдруг разонравились,
а не как общий дом, где каждый обязан взять
на себя труд по выработке приемлемых
правил взаимодействия. Марк Грэноветтер
отметил, что наше время является эпохой
«слабых связей», а Сеннетт предположил,
что «быстро исчезающие формы сотрудничества»
более полезны для людей, чем долгосрочные
связи.
2.3.
Труд и социализация.
С
технико-экономической точки
Между тем существует иная, социологическая сторона труда, где он выступает как процесс социализации. Трудовой процесс становится организационной рамкой, посредством которой происходит вхождение человека в коллектив, характеризующийся своими группами интересов и относительно закрытыми коалициями, особыми ритуалами и стратегиями взаимодействия. Здесь человек приобщается к установленному порядку и становится объектом наблюдения, контроля и дисциплинарного воздействия. Превращаясь в работника, он осваивает отнюдь не одни только профессиональные роли. Он узнает, что значит быть «начальником» или «подчиненным», «лидером» или «аутсайдером», «товарищем» или «коллегой», «передовиком» или «отстающим».
В процессе труда человек учится получать и передавать информацию, реагировать на давление извне и разрешать конфликтные ситуации, дозировать собственные усилия и изображать усердие, устанавливать связи и нарабатывать авторитет. В этом процессе обнаруживается когнитивный элемент, связанный с получением новых навыков и познанием предметной стороны мира, а также эстетический элемент, выражающийся в придании продукту некой законченной формы. Труд является обменом деятельностью в самом широком смысле слова. И даже индивидуальный труд воплощает интернализованные нормы, выработанные в процессе такого обмена. Труд — это школа социализации, в которой проходит весомая часть всей нашей жизни. И наряду с производством продуктов и услуг, труд выступает как производство и воспроизводство самого человека.
Воспроизводство
человека в труде не всегда происходит
благополучно. В одних случаях человек,
принудительно или добровольно, включается
в трудовой процесс, зажатый в тиски социальных
условий, которые являются внешними и
чуждыми для него, более того, порабощают
человека, делают его труд бессмысленным,
уродующим морально и физически.
Причем человек своими собственными руками
и мыслями продолжает воспроизводить
эти социальные условия. К. Маркс называл
такое состояние отчуждением
труда. В других случаях человек выполняет
трудовые функции, вступая в отношения,
неурегулированные социальными нормами:
правила и предписания в данной области
еще не выработаны, или они существуют,
но отвергаются определенными группами.
Здесь на поверхность нередко прорываются
не лучшие человеческие качества — в виде
безудержной алчности или безжалостной
конкуренции. Подобные выпадения из нормативной
среды были названы Э. Дюркгеймом состоянием
аномии. Оба состояния указывают на
принципиальное значение социальных условий
трудовой деятельности и на
различия ролей, которые они играют в трудовом
процессе.
2.4. Мотивация трудовой деятельности.
Участвуя в трудовой деятельности, работник одновременно имеет ряд потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Они могут быть существенными или несущественными, разной степени значимости и актуальности. Выбор из всей этой совокупности побудителей осуществляется посредством мотивов (установок) в ходе соотнесения потребностей, интересов, ценностей с трудовой ситуацией.
Сами по себе мотивы достаточно подвижны, поскольку складываются под воздействием эмоций человека, его темперамента.
Трудовое
поведение членов общества определяется
взаимодействием различных
Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения – суть процесса мотивации трудовой деятельности.
Потребности – это забота индивида о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.
Наиболее полно и удачно разработал иерархию потребностей американский психолог А. Маслоу, выделивший пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей.
Первые два типа потребностей Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных — вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен.
Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации труда и обладает конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить: потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного собственного мнения о себе); потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, положительного отношения к себе со стороны других); потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей); потребность в социальной роли (хорошая работа как доказательство необходимости для людей, занятие достойного места среди них); потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения каких-то идей и знаний, проявления индивидуальности); потребность в активности (стремление к поддержанию через активность здоровья и самочувствия); потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ориентация в работе на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда стремления к созиданию и наследованию чего-либо); потребность в досуге и свободном времени (предпочтение работать меньше и иметь больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную цель жизни); потребность в самосохранении (потребность работать меньше и в лучших условиях, пусть и за меньшую оплату, в целях сохранения здоровья); потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, достигнутого достатка, неприятие риска); потребность в общении (установка на трудовую деятельность как на условия и повод для человеческих контактов); потребность в социальном статусе (подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным или отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими); потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность как ответственность перед партнерами, коллегами по рабочему месту).