Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"
1.Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.
Социология - учение об обществе.
Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.
Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
2. Социология в системе гуманитарных наук.
Современное естествознание
представляет собой сложную
1. С философией. Это две
самостоятельные науки с
2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.
3. Экономика, право, психология,
педагогика, демография и т.д.
Социология дает этим наукам
научно-обоснованную теорию о
современном обществе и
5.Функции социологии.
1. Познавательная.
2. Прогностическая.
3. Управленческая.
4. Ценностно-ориентирующая человека.
5. Мировоззренческая.
3. Структура социологического знания
Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней выделяются три уровня познания.
1. Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие — современные), характер изменений общества. Выделяют, например, линейный характер, который по мнению его авторов заключается в постоянстве развития от низших к высшим формам, от простых к сложным обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, что общество развивалось хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками, с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными движениями. Третья точка зрения, что общество развивалось по циклам — в одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже самое повторялось в другой части Земли.
2. Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.
3. Микросоциология — третий
уровень изучения общества. Приверженцы
микросоциологии считают, что
самое главное понять, познать
деятельность отдельного
Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:
1. уровень фундаментальных
исследований, задачей которого
является приращение научного
знания путем построения
2. уровень прикладных
исследований, в которых ставится
задача изучения актуальных
3. социальная инженерия
— уровень практического
Социология развиваясь усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, т.к.
5. Происхождение социологии. О.Конт И Г.Спенсер
Хотя социология как самостоятельная
наука оформилась в 19в, но до того эти
же проблемы рассматривались многими
философами. Вопросы социальной философии
(или социологии в широком смысле
этого слова) рассматривались еще
в работах Платона и
В средние века складывается теологический тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение.
В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии : теологическую, метафизическую и позитивную стадию.
6.История социологии в Западной Европе и в США.
История социологии в Западной Европе.
Выделение социологии в самостоятельную науку не было случайным. Оно было подготовлено всем предшествующим социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества, французского общества в частности и в особенности. Предыстории и социально-философским предпосылкам возникновения социологии как науки посвящена глава в учебнике «Социология для технических вузов» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 33-42).
История свидетельствует, что в качестве отдельной специальной науки социология начала признаваться научным сообществом в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии.
Огюсту Конту (1798-1857) принадлежит значительный вклад в определение предмета и создание метода социологии. Основу его понимания общества составляет позитивизм как философское направление, основателем которого он является и которое отрицает всякую ценность абстрактной мыслительной деятельности в пользу «позитивных фактов опыта» или, можно сказать, отказывается от «философии» в пользу «науки». Теория позитивистской социологии О. Конта и её значение для дальнейшего развития социологии как науки подробно представлена в учебнике для вузов «История социологии в Западной Европе и США» (М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. – С. 25-42). В более сжатом виде этот материал изложен в учебнике «Социология для технических вузов» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 43-54) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 30-35).
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903). Он стремился развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая содержит в себе как идею органического развития, так и идею борьбы за существование. Взглядам Г. Спенсера посвящена вторая глава Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 43-55], а также разделы в учебнике «Социология для технических вузов» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 54-62) и учебника под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 35-40).
Французский юрист и социолог Гибриэль Тард (1843-1904) был наиболее последовательным приверженцем психологического направления в социологии. Он считал, что социология, изучая общество, должна исходить из психических отношений, которые существуют между живущими в данном обществе индивидами. С его идеями можно ознакомиться в Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 66-71] и учебнике Д.Ж. Марковича (Общая социология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 138).
Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) является наиболее видным представителем коллективно-психологического направления. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует разъяснять социальными же факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов. Содержание и значение теории Э. Дюркгейма представлено в Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 140-182], в учебнике «Социология для технических вузов» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 63-72) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 40-43).
Крупным мыслителем и основоположником понимающей социологии является Макс Вебер (1864-1920). Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального сознания и подчёркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определённым образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. Социология М. Вебера подробно изложена в Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 183-234], в сжатом виде – в учебнике «Социология для технических вузов» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 73-86) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 43-49).
Итальянский социолог-позитивист и экономист Вильфредо Парето (1848-1923) известен как один из основоположников функционализма. По своим методологическим позициям он был продолжателем контовской позитивистской линии в социологии, активно выступал против умозрительных, априорных, метафизических подходов к обществу, за приоритет эмпирически обоснованного социологического знания, базирующегося на наблюдении и эксперименте, на описании фактов и формулировании законов, выражающих функциональную связь между ними. Со взглядами В. Парето на общество и подходы к его изучению можно ознакомиться в Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 234-253] и учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 77-78).
Фердинанд Тённис (1855-1936) считается основоположником формальной социологии. В своём известном труде «Общность и общество» он указывал на различие между этими двумя формами социальной связи. Кроме Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 103-117] краткая информация по этому вопросу содержится в учебнике Д.Ж. Марковича (Общая социология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 148-149).
Другой немецкий социолог, Георг Зиммель (1858-1918), также считается одним из основоположников формальной социологии. В своём труде «Социология» он писал, что социология должна изучать формы общественной жизни, а содержание этих форм должны изучать специальные общественные науки. Эти идеи изложены в Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 118-139] и учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 78-79).
Марксистское понимание