Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"
Обширная практика использования контент-анализа в социологическом исследовании даёт возможность определить условия, при которых его применение становится крайне необходимым:
- при требовании высокой степени точности и объективности анализа;
- при наличии обширного по объёму несистематизированного материала;
- при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для цели исследования, характеризуются определённой частотой появления в изучаемых документах;
- когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык, изучаемого источника информации, его специфические характеристики.
-21.Субъект, индивид, личность. Противоречивый характер личности.
Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.
Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность —термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии.
22. Виды социальной активности личности
Активность и жизненная позиция личности. Активность – деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности общества, которое может иметь позитивное или негативное значение. Первое проявляется в форме общественно полезной, созидательной и творческой деятельности, второе – в форме отклоняющегося (девиантного) или антиобщественного, противоправного (делинквентного) поведения.
Одной из наиболее распространённых форм активности личности выступает её социальная активность. Это – способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на её сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни, меру интенсивности своей деятельности, а уж затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.
Социальная активность не является
единственной формой развития личности
как общественного субъекта. Ей противостоит
социальная пассивность и апатия,
порождаемые кризисными явлениями
в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным
вакуумом. В качестве одной из важных
характеристик активности личности
выступает активная жизненная позиция,
наличие которой
В системе ориентирования жизненные стратегии тождественны перспективному уровню деятельности человека. Они включают в себя, с одной стороны, персептивные, смысложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориентации и соответствующие им способности, а с другой – разнообразные технологии и механизмы стратегического поведения. В качестве сферы приложения стратегии выступают конкретные жизненные события и ситуации.
23. Диалектика
личных и общественных
Развитие личности имеет «внутренне» детерминированную сторону, которая выражается в её активности и направленности на сознательное конструирование своей жизни в рамках общественной системы. Высшей формой активности личности в современном обществе выступает её гражданская активность.
Активность и жизненная позиция личности. Активность – деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности общества, которое может иметь позитивное или негативное значение. Первое проявляется в форме общественно полезной, созидательной и творческой деятельности, второе – в форме отклоняющегося (девиантного) или антиобщественного, противоправного (делинквентного) поведения.
Одной из наиболее распространённых форм активности личности выступает её социальная активность. Это – способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на её сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни, меру интенсивности своей деятельности, а уж затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.
Социальная активность не является
единственной формой развития личности
как общественного субъекта. Ей противостоит
социальная пассивность и апатия,
порождаемые кризисными явлениями
в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным
вакуумом. В качестве одной из важных
характеристик активности личности
выступает активная жизненная позиция,
наличие которой
Активная жизненная позиция – устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с её убеждениями, взглядами и совестью. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих общественных устоев, традиций и правил общежития. Однако критерий правильности жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и свобод личности. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества.
Активность и жизненная стратегия личности. Понятие «стратегия жизни» относится к сознательным проявлениям человека, выступающего в качестве субъекта активности, поведения и деятельности. Жизненные стратегии выступают элементом и уровнем иерархически сложного комплекса активности человека. Они являются в широком плане элементом деятельности (как сознательно регулируемой активности человека) и непосредственно компонентом одной из подсистем деятельности – системы ориентирования личности.
В системе ориентирования жизненные стратегии тождественны перспективному уровню деятельности человека. Они включают в себя, с одной стороны, перцептивные, смысложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориентации и соответствующие им способности, а с другой – разнообразные технологии и механизмы стратегического поведения. В качестве сферы приложения стратегии выступают конкретные жизненные события и ситуации.
На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность – форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в её осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях; в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав; поддержании ценностей общества и его институтов.
Гражданская активность относиться к
особому типу социальной активности
личности. Это понятие характеризует
также исторически определённое
качество социальной активности, а
именно – степень интенсивности
осуществления родовой
Гражданская активность противостоит формальной активности, характерной для тех типов обществ, в которых господствует авторитарный или тоталитарный режим. Её критериями является не внешняя лояльность режиму, а сознательное, заинтересованное и рационально-критическое отношение субъектов к делам общества и государства; стремление оказывать влияние на выработку и реализацию решений, затрагивающих как их собственные, так и общественные интересы.
24.Социальные роли
и социальные статусы.
Каждая личность в обществе занимает определённое место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определённый социальный статус. Социальный статус – определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Важно усвоить следующее:
- социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;
- взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди;
- в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;
- социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввёл в науку американский социолог Р. Мертон).
В статусном наборе обязательно найдётся главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы, а для женщин – с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен – он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусомназывают положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его воспринимают и оценивают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.
Разновидностями социального статуса
выступают приписываемый и
Перечисленными совокупность существующих в человеческом обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональный, экономический, политический, демографический, религиозный и кровнородственный относятся к разновидностям основных статусов. Кроме них существует множество эпизодических, не основных статусов. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются.
Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем. За каждым статусом – постоянным или временным, основным или не основным – стоит большая социальная группа либо социальная категория.
Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. В общественном мнении вырабатывается, изустно передаётся, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где они ценятся и уважаются более других. Место в такой незримой иерархии – называется рангом. Говорят о высоком, среднем и низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг» Противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях описывает несовпадение статусов. Оно возникает при двух обстоятельствах: