Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"
8.История социология в СССР.
В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм – это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и её полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических завоеваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекратила своё существование. Отдельные её проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.
Возрождение социологии как науки
начинается в конце 50-х – начале
60-х годов, на волне «хрущёвской
оттепели». В этот период были проведены
социологические исследования по изучению
влияния научно-технического прогресса
на социальную профессиональную структуру
работников, их отношение к труду.
Большое распространение
В 60-х годах социология вновь
восстанавливает статус социального
института. В середине 1960 года было
создано первое социологическое
учреждение – отдел социологических
исследований в Институте философии
АН СССР и лаборатория социологических
исследований при Ленинградском
госуниверситете. В 1962 году была создана
Советская социологическая
Уже в конце 60 – начале 70-х годов ведётся интенсивная разработка теоретических и методических проблем социологии. Появляются работы Г.М. Андреевой, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова, посвящённые программе, инструментарию, процедуре и организации социологического исследования. На этой основе возникли многочисленные интерпретации исходных документов для подготовки и проведения научных исследований. Часть из них была рассчитана на высокопрофессиональное изучение объективной реальности с помощью социологических методов. Другая часть адаптировала эти документы к решению экономических, политических и культурных задач. Третьи носили сугубо прикладной характер и были нацелены на решение неотложных производственных или учебных проблем.
Одновременно шёл трудный
Сложились и активно развивались исследования в области труда и управления, социологии города, социологии села, социальной структуры, демографии и миграции, этносоциологии, молодёжи, образования, общественного мнения и средств массовой информации, культуры, семьи, религии, общественной активности, социологии науки.
Несомненно, при всех издержках развития социологической науки данный этап подготовил новое видение проблем этой отрасли знания, что нашло отражение в работе социологов в конце 80 – начале 90-х годов, направленных на поиск альтернатив развития в нашей стране. Об этом периоде развития социологии в России пишет Э.А. Капитонов в «Социологии XX века» (Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. – С. 363), Ж.Т. Тощенко
9. Современная российская социология
Институционализация социологии началась
на рубеже 80–90-х гг., когда было обращено
внимание на исследование проблем развития
и функционирования социальной сферы
как пространства жизнедеятельности
человека, поставлен вопрос об органической
связи экономического и социального
развития, о социальной эффективности
экономического развития и об экономической
эффективности социального
В стране не было сколько-нибудь важной
сферы, которой в той или иной
степени не затронули бы социологические
исследования. Важным итогом периода,
завершившегося институционализацией
социологии, было преодоление монополии
философии на социальное познание общества.
Но до последнего времени, вопреки здравому
смыслу, многие теории и понятия
социологической науки
Однако при всех издержках развития
социологической науки в это
время появились и окрепли
организационно и содержательно
новые направления
Слишком долго социология в нашем отечестве не считалась серьёзной наукой и для того, чтобы ею стать, нужна длительная работа. Во-первых, необходима кропотливая работа по социологическому образованию, формированию у людей социологического мышления, создающих основу для востребованности социологии: включённости в социальные процессы через социологическое осмысление и обоснование управленческих решений, обеспечение надёжной «обратной связи». Во-вторых, особо стоит вопрос о массовой подготовке специалистов-социологов, развёртывание которой в условиях неопределённости и неорганизованности рынка труда социологов протекает очень медленно. Слабая же социология становится одним из тормозов общественного развития. В-третьих, необходима сильная академическая социология, чтобы прикладники-социологи вынуждены были на неё постоянно оглядываться. В-четвёртых, выходя из длительной самоизоляции, обращаясь к опыту западной социологии, необходимо переносить его на российскую почву с учётом собственного менталитета.
Современное российское социологическое
знание стремится вобрать в себя
всё лучшее, что есть в трудах
предшествующих поколений социальных
мыслителей. На каждом этапе исторических
преобразований социология открывает
пути для новых направлений, которые
определяют её движение вперёд. К актуальным
проблемам отечественной
Внимание развитию современной отечественной социологии уделяют в своих учебнике Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 25-35), а также Г.В. Осипов в докладе «Российская социология на рубеже веков» на пленарном заседании Второго Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Проблемы социологии в Белгородском регионе рассматриваются в статье Г.А. Котельникова (О роли социологии в повышении научного потенциала Белгородского региона // Вестник БелГТАСМ: Научно-теоретический журнал. – 2001. – № 1. – С. 159-163). Данную статью можно найти в его «Социологии» (Практикум для студентов технического вуза. – Белгород: Крестьянское дело, 2002. – С. 59-65).
10,11.Виды и этапы социологического исследования.
Социологические исследования подразделяются
по разным основаниям и поэтому могут
быть предложены и различные классификации.
Так, по характеру добываемого
В зависимости от того, проводятся социологическое исследование однократно или многократно, они подразделяются на разовыеи повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального явления или процесса в данный момент. Эта информация в определённо смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не даёт ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведённых последовательно через определённые промежутки времени. Подобные исследования называются повторными. Они используются для того, чтобы выявить динамику, изменения в развитии социального объекта.
Количество повторных
По познавательным целям и задачам,
по широте и глубине получаемых знаний
социологические исследования можно
разделить на разведывательные
Выполняя вспомогательные
Описательные социологические исследования – относительно более сложный и основательный тип, позволяющий достичь не частичное и сравнительно беглое, а целостное, разностороннее и более глубокое представление об объекте, его структуре и связях её элементов. Осмысление, учёт такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
Описательное исследование проводится
по полной, достаточно подробно разработанной
программе и на базе методически
апробированного
Такие социологические исследования
проводятся при изучении достаточно
больших совокупностей людей, отличающихся
различными характеристиками. В таких
ситуациях выделение в
Третий, аналитический тип