Социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"

Работа состоит из  1 файл

Социология все ответы.docx

— 198.78 Кб (Скачать документ)

8.История социология  в СССР.

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена  философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм  – это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические  исследования, как несовместимые  со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка  разгрома социологии и её полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических завоеваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекратила своё существование. Отдельные её проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки  начинается в конце 50-х – начале 60-х годов, на волне «хрущёвской  оттепели». В этот период были проведены  социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса  на социальную профессиональную структуру  работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление планов социального  и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и  некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический  материал: отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения исследований большой армией «доморощенных» социологов.

В 60-х годах социология вновь  восстанавливает статус социального  института. В середине 1960 года было создано первое социологическое  учреждение – отдел социологических  исследований в Институте философии  АН СССР и лаборатория социологических  исследований при Ленинградском  госуниверситете. В 1962 году была создана  Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ – кафедра конкретно-социологических  исследований. В 1969 году был создан Институт конкретно-социологических  исследований АН СССР с отделениями  в союзных республиках и крупных  региональных центрах. С 1974 года начал  выходить специализированный журнал «Социологические исследования», главным редактором которого стал А.Г. Харчев (с 1995 г. по настоящее время – Ж.Т. Тощенко). С 1989 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах.

Уже в конце 60 – начале 70-х годов  ведётся интенсивная разработка теоретических и методических проблем  социологии. Появляются работы Г.М. Андреевой, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова, посвящённые программе, инструментарию, процедуре и организации социологического исследования. На этой основе возникли многочисленные интерпретации исходных документов для подготовки и проведения научных исследований. Часть из них была рассчитана на высокопрофессиональное изучение объективной реальности с помощью социологических методов. Другая часть адаптировала эти документы к решению экономических, политических и культурных задач. Третьи носили сугубо прикладной характер и были нацелены на решение неотложных производственных или учебных проблем.

Одновременно шёл трудный поиск  ответов на фундаментальные вопросы  социологической науки, её связи  с другими научными дисциплинами. При всей спорности обсуждаемых  идей социология открывала новые  грани предмета, объекта и направлений  исследования. Постепенно стали складываться специалисты как по теоретическим  и методологическим проблемам социологии, так и по отдельным отраслям социологического знания. С конца 60-х до начала 80-х  годов значительный вклад в исследование по самым различным вопросам мировой  социологии был внесён советской  наукой.

Сложились и активно развивались  исследования в области труда  и управления, социологии города, социологии села, социальной структуры, демографии и миграции, этносоциологии, молодёжи, образования, общественного мнения и средств массовой информации, культуры, семьи, религии, общественной активности, социологии науки.

Несомненно, при всех издержках  развития социологической науки  данный этап подготовил новое видение  проблем этой отрасли знания, что  нашло отражение в работе социологов в конце 80 – начале 90-х годов, направленных на поиск альтернатив развития в  нашей стране. Об этом периоде развития социологии в России пишет Э.А. Капитонов в «Социологии XX века» (Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. – С. 363), Ж.Т. Тощенко

9. Современная  российская социология

Институционализация социологии началась на рубеже 80–90-х гг., когда было обращено внимание на исследование проблем развития и функционирования социальной сферы  как пространства жизнедеятельности  человека, поставлен вопрос об органической связи экономического и социального  развития, о социальной эффективности  экономического развития и об экономической  эффективности социального развития. Естественно встал вопрос о восстановлении в «гражданских» правах науки, которая  занимается исследованием социальной сферы и социального развития общества в целом, т.е. социологии. Был  снят запрет на развитие теоретической  социологии. Более того, было запрещено  административно-приказное вмешательство  в развитие этой науки. Закономерным стало признание плюрализма точек  зрения на предмет социологии и её места в системе социальных и гуманитарных наук. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития теоретических и прикладных фундаментальных социологических исследований. Встал вопрос о развитии социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теоретической социологии явились социологические исследования реальных социальных явлений и процессов. Социологические исследования позволили приумножить социально-статистическую информацию о формах проявления и механизмах действия социальных закономерностей, использовать эту информацию для совершенствования механизмов управления народным хозяйством, повышения социальной эффективности материальных затрат и капиталовложений, роста эффективности работы государственных органов, общественных организаций.

В стране не было сколько-нибудь важной сферы, которой в той или иной степени не затронули бы социологические  исследования. Важным итогом периода, завершившегося институционализацией социологии, было преодоление монополии  философии на социальное познание общества. Но до последнего времени, вопреки здравому смыслу, многие теории и понятия  социологической науки продолжают считаться категориями философскими. Социологическая теория вычленяется  из системы философского знания и  воссоединяется с органически присущим ему инструментарием социологического познания общества и его социальных процессов. Исследования в сферах социального  микро- и макромира, социальной и  социально-психологической совместимости, мотивации труда и т.д. могут  проводить только социологи-профессионалы, владеющие соответствующим исследовательским  инструментарием и математическим аппаратом. Социологическую теорию нельзя относить к сфере философского знания и противопоставлять её социологическим  исследованиям.

Однако при всех издержках развития социологической науки в это  время появились и окрепли  организационно и содержательно  новые направления исследований: социального механизма рыночных преобразований, политической социологии, элиты, управленческого и организационного консультирования и социальных технологий.

Слишком долго социология в нашем  отечестве не считалась серьёзной  наукой и для того, чтобы ею стать, нужна длительная работа. Во-первых, необходима кропотливая работа по социологическому образованию, формированию у людей  социологического мышления, создающих  основу для востребованности социологии: включённости в социальные процессы через социологическое осмысление и обоснование управленческих решений, обеспечение надёжной «обратной связи». Во-вторых, особо стоит вопрос о массовой подготовке специалистов-социологов, развёртывание которой в условиях неопределённости и неорганизованности рынка труда социологов протекает очень медленно. Слабая же социология становится одним из тормозов общественного развития. В-третьих, необходима сильная академическая социология, чтобы прикладники-социологи вынуждены были на неё постоянно оглядываться. В-четвёртых, выходя из длительной самоизоляции, обращаясь к опыту западной социологии, необходимо переносить его на российскую почву с учётом собственного менталитета.

Современное российское социологическое  знание стремится вобрать в себя всё лучшее, что есть в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает  пути для новых направлений, которые  определяют её движение вперёд. К актуальным проблемам отечественной социологии относятся: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, «человеческие отношения», общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и др. вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в стране. Наиболее известными российскими социологами являются А.И. Антонов, В.Э. Бойков (директор Центра социологических исследований РАГС), М.К. Горшков (директор Института социологии РАН), В.И. Добреньков (декан социологического ф-та МГУ, гл. ред. журнала «Социология»), А.И. Кравченко, Г.И. Осадчая, Г.В. Осипов, И.П. Рязанцев, Н.Г. Скворцов (декан социологического ф-та СПбГУ), Г.Г. Татарова (гл. ред. журнала «Социология 4М»), Ж.Т. Тощенко (гл. ред. журнала «Социологические исследования», декан социологического ф-та РГГУ),

Внимание развитию современной  отечественной социологии уделяют  в своих учебнике Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.:  Юрайт-Издат, 2003. – С. 25-35), а также Г.В. Осипов в докладе «Российская социология на рубеже веков» на пленарном заседании Второго Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Проблемы социологии в Белгородском регионе рассматриваются в статье Г.А. Котельникова (О роли социологии в повышении научного потенциала Белгородского региона // Вестник БелГТАСМ: Научно-теоретический журнал. – 2001. – № 1. – С. 159-163). Данную статью можно найти в его «Социологии» (Практикум для студентов технического вуза. – Белгород: Крестьянское дело, 2002. – С. 59-65).

10,11.Виды и этапы  социологического исследования.

Социологические исследования подразделяются по разным основаниям и поэтому могут  быть предложены и различные классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания они разделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Как уже говорилось выше, эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании двуединые стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

В зависимости от того, проводятся социологическое исследование однократно или многократно, они подразделяются на разовыеи повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального явления или процесса в данный момент. Эта информация в определённо смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не даёт ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведённых последовательно через определённые промежутки времени. Подобные исследования называются повторными. Они используются для того, чтобы выявить динамику, изменения в развитии социального объекта.

Количество повторных социологических  исследований и временные интервалы  между ними определяются их целями и содержанием. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Разновидностью повторного социологического исследования выступает панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определённый интервал и благодаря этому оказывается возможным установить тенденции его развития.

По познавательным целям и задачам, по широте и глубине получаемых знаний социологические исследования можно  разделить на разведывательные (пилотажные, зондажные), описательные и аналитические. Первые – это обычно сравнительно узкие, неглубокие, упрощённые, направленные на предварительное обследование небольшой совокупности социальных объектов, особенно в условиях их не изученности или слабой изученности. Они чаще всего предшествуют большим и широким социологическим исследованиям, позволяя получить дополнительную информацию об их объекте, уточнить определение гипотез, постановку задач, инструментария и возможных трудностей.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о  такой его разновидности, как  экспресс-опрос, цель которого состоит  в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя  в данный момент. С помощью оперативных  опросов определяют отношение людей  к актуальным событиям и фактам, а также степень эффективности  только что проведённых мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают  для оценки хода результатов различных  общественно-политических компаний.

Описательные социологические  исследования – относительно более  сложный и основательный тип, позволяющий достичь не частичное  и сравнительно беглое, а целостное, разностороннее и более глубокое представление об объекте, его структуре  и связях её элементов. Осмысление, учёт такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в  обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов  управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной  программе и на базе методически  апробированного инструментария. Его  методологическая и методическая оснащённость делает возможным группировку и  классификацию элементов по тем  характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи  с изучаемой проблемой.

Такие социологические исследования проводятся при изучении достаточно больших совокупностей людей, отличающихся различными характеристиками. В таких  ситуациях выделение в структуре  объекта относительно однородных групп  даёт возможность осуществить поочерёдную  оценку, сравнение и сопоставление  интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие  или отсутствие связей между ними.

Третий, аналитический тип социологических  исследований предполагает получение  наиболее высокого уровня знаний о  социальном объекте, поскольку он призван  не только описать его структуру, но и проанализировать причины, определяющие его количественные и качественные характеристики. Поиск причинно-следственных связей – главное назначение такого исследования. В силу своего предназначения аналитическое исследование имеет особенную научную и практическую ценность.

Информация о работе Социология