Социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"

Работа состоит из  1 файл

Социология все ответы.docx

— 198.78 Кб (Скачать документ)

Если в описательном исследовании устанавливается связь между  характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит  ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и не основные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д. Столь углублённые социологические  исследования требуют серьёзной  и тщательной подготовки, разработки широкой и комплексной программы, использования сложной методики. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление  об определённых элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего  носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее  не только разведывательного, но и описательного  исследования.

Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его  проведение предполагает создание экспериментальной  ситуации путём изменения в той  или иной степени обычных условий  функционирования объекта. В ходе проведения эксперимента особое внимание уделяется  изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые  черты и свойства. Подготовка и  проведение любого эксперимента требует  специальных знаний и методических навыков.

По своей целевой направленности социологические исследования разделяются  на фундаментальные и прикладные. Цели и задачи фундаментальных исследований направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки. Прикладные исследования изучают практические вопросы преобразования социальной жизни, вырабатывают практические рекомендации в этой области. И ту, и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.

По условиям проведения социологические  исследования разделяются на полевые и лабораторные. Первые осуществляются в естественных, нормальных для данного социального объекта условиях, вторые – в искусственных, лабораторных. По своим масштабам социологические исследования подразделяются на локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные и международные.

Подлинное и серьёзное социологические  исследование – это всегда достаточно сложный, разносторонний, трудоёмкий, многоступенчатый процесс познания, требующий серьёзной специальной  подготовки. В самом общем виде он включает в себя три основных последовательных этапа:

1. Подготовительный этап (разработка  программы и инструментария, составление  рабочего плана, определение объектов  и единиц наблюдения, выборка).

2. Полевой этап (сбор эмпирического  материала, информации с помощью  избранных методик).

3. Аналитический этап (количественная  и качественная обработка полученной  информации, анализ и обобщение  результатов исследования).

Каждый из этапов характеризуется  относительной самостоятельностью. Деятельность внутри этапа разделяется  на более дробные структурные элементы, регламентируется специфическими нормативными требованиями, имеет собственные критерии для оценки качества исполнения и результатов. Во времени отдельные этапы могут осуществляться параллельно. Последовательность и взаимосвязь этапов определяется логикой исследовательского процесса. Качество конечного результата социологического исследования непосредственно связано с качеством исполнения требований каждого этапа. Целостность исследовательского процесса обеспечивается взаимной обусловленностью, содержательной и логической преемственностью этапов.

Содержания каждого из названных  выше этапов мы будем касаться далее. В целом они описаны в учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 33-47).

12.Программа исследования.

Как уже упоминалось, подготовка социологического исследования непосредственно начинается с разработки программы.Программа социологического исследования это главный исследовательский документ, содержащий изложение теоретико-методологических предпосылок научного поиска, изучения социальных фактов. Назначение программы состоит в том, чтобы придать познавательной деятельности  логически завершенный, целенаправленный характер и строгую научную обоснованность. Программа социологического исследования включает в себя два раздела: методологический (концептуальный) и методический (процедурный).

В методологический раздел входит:

-   формулирование и обоснование проблемы;

-   выяснение степени ее изученности;

-   указание цели;

-   определение объекта и предмета исследования;

-   логический анализ основных понятий;

-   формулировка гипотез и задач исследования.

В программе, как правило, формулируется  проблема, в которой получают как  можно более точное отражение  и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее её. При  этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, то есть проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решённых»[1].

Цель организаторы социологического исследования призваны ставить такую, реализация которой смогла бы вооружить  заказчика надёжными данными, помогающими  выявить пути и средства решения  наиболее важных, узловых на текущий  момент социально-экономических или  социально-политических проблем.

Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – социальный институт, организацию, общность людей и сферу  их деятельности, с которой она  неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает определенный носитель той или иной социальной проблемы. Чёткое выделение объекта исследования способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны, свойства и состояния объекта (в их статике или динамике), которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Программа предусматривает логический анализ основных понятий. Это ряд  методологических процедур, суть которых  заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в исследовании, их уточнении, интерпретации и операционализации.

Любое социологическое исследование строится на предварительных явно или  неявно выраженных предположениях и  причинах возникновения изучаемой  проблемы. Если исследователь целенаправленно  пытается их предугадать, он формулирует  свои предположения в виде гипотез, которые подсказывают правильный выбор  объекта исследования и метода сбора  социологической информации.

По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и  дополнительные (гипотезы-следствия).

Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с  его целью и гипотезами и также, как последние, могут быть условно  распределены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Дополнительные задачи, как правило, способствую решению основных.

Методический раздел программы  включает в себя:

-   определение обследуемой совокупности;

-   характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации;

-   логическая структура инструментария для сбора этой информации;

-   алгоритмы её обработки на ЭВМ.

Большинство исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Этот один из наиболее ответственных моментов при разработке программы. Выборочный метод характерен всем социологическим  исследованиям, кроме тех случаев, когда объект исследования насчитывает  несколько десятков единиц анализа, которые подвергаются сплошному  анализу. По научно обоснованным правилам отбирается определённое количество людей, отражающих по социально-демографическим  и другим признакам характеристику изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название «выборка». От правильности её осуществления в  огромной степени зависит и достоверность  социологической информации.

13. Опрос как  метод сбора информации о процессах в общественном сознании и его разновидности.

Опрос – самый распространённый метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В  каждом конкретном случае опрос предполагает обращение к непосредственному  участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Поэтому опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.

Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определённой совокупности людей – респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. Метод опроса используется в ряде случаев:

1) когда изучаемая проблема недостаточно  обеспечена документальными источниками  информации, либо когда такие  источники вообще отсутствуют;

2) когда предмет исследования  или отдельные характеристики  недоступны для наблюдения;

3) когда предметом изучения являются  элементы общественного или индивидуального  сознания: потребности, интересы, мотивации,  настроения, ценности, убеждения и  т.д.; 4) в качестве контрольного (дополнительного)  метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

В ходе опроса исследователь задаёт определённым лицам вопросы об известных  им явлениях, на которые те дают ответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе опросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей.

В зависимости от того, каким образом  формулируются ответы, опрос может  быть свободным – когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно формулируя свои ответы, – или же опросом с определёнными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определённым образом. Последний метод опроса позволяет получить информацию в форме, удобной для статистической обработки, но вместе с тем имеет свою слабую сторону, поскольку сужает ответы и не позволяет опрашиваемому коснуться того, что не предусмотрено стандартизированным ответом.

В зависимости от источника первичной  социологической информации различают  опросы массовые и специализированные. Вмассовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. Вспециализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные и теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда ещё одно широко распространённое в социологии название таких опросов – экспертные опросы и оценки.

14.Метод анкетирования.

Двумя основными разновидностями  опроса являются анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. По способу распространения анкет выделяют: раздаточную анкету, почтовый опрос; Интернет-опрос, прессовый опрос.

При использовании индивидуального  анкетирования с помощью раздаточной  анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке  возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. При первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при  этом осложняются проблемы возврата и появляются возможности для  обсуждения темы опроса с посторонними людьми или даже заполнения анкеты другим человеком.

Почтовый опрос – также достаточно популярный метод опроса большой  совокупности людей. Его слабые стороны  – низкий процент возврата без  применения специальных приёмов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет и связанные  с этими особенностями трудности  обоснования репрезентативности выборки. Публикация анкеты в газетах или  журналах активно используется в  журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать  на необходимость использования  в этом случае очень простых по структуре анкет.

Интернет-опрос. Этот метод опроса находится в стадии интенсивного развития и многие его преимущества, недостатки и методику ещё предстоит  развить и уточнить. Неоспоримыми достоинствами этого подхода  является возможность в короткие сроки опросить тысячи и, возможно, миллионы человек по многим странам  мира, причём при очень низкой себестоимости. Центральная проблема Интернет-опросов – это построение репрезентативной выборки и ректрутирование респондентов. В последнее время общепринятой практикой стало «предварительное рекрутирование» респондентов и создание панелей респондентов. При обработке таких данных взвешиваются результаты в соответствии с генеральной совокупностью.

Информация о работе Социология