Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"
- когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;
- когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно – через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать или защищать.
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Её можно определить иначе – как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль характеризуют социальные нормы – предписанные правила поведения. Роль именуют ещё динамической стороной статуса.
Между статусом и ролью есть промежуточное звено – ожидания людей. Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно их рассматривают как обязательные требования. А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.
Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.
Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом – ролевой набор. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Термин «отношения»
25. Социализация личности
Формирование личность в социологии
рассматривается в контексте
двух взаимосвязанных процессов
— идентификации и
Социализация — это процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
Социализация предполагает формирование
и интеллектуальных, и социальных,
и физических навыков. Социализация
как процесс представляет собой:
с одной стороны — передачу
обществом социально-
27. Общество
как целостная динамическая
1. Признаки общества.
Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.
· - это исторический результат естественно складывающихся отношений людей
· - это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей
·- обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы.
Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.
К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Э. Шилз выделил следующие признаки общества:
1. Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы
2. Браки заключаются между
3. Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности
4. Оно имеет свою территорию
5. У него есть самоназвание и своя история
6. Оно обладает своей системой управления
7. Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида
8. Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)
Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).
социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.
Процесс социализации достигает определенной
степени завершенности при
Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Итак сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.
зуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности, уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система социального контроля перестает существовать.
Общество постоянно стремится
бороться с негативным
1)собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и санкций;
2)внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и ценностей;
3)побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной “законопослушной группой”;
4)”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
Учитывая качество, направленность и распространение социальных отклонений на Украине, можно предложить такую стратегию социального контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и нейтральными; направленность социальной активности в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) “преступлений без жертв” (гомосексуализм, проституция, алкоголизм и т.п.); создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологических, наркологических, геронтологических; либерализация и демократизация режима содержания в местах лишения свободы при отказе от принудительного труда и сокращения части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.
Проблема социальных
28. Социальные институты.
Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные связи называются институциональными , а социальные системы - социальными институтами . Последние действуют от имени общества как целого . Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .
Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом . Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности .