Социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"

Работа состоит из  1 файл

Социология все ответы.docx

— 198.78 Кб (Скачать документ)

 

 

Правила составления  анкет.

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь  в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям. Во-первых, вопросы  должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения  его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством  выработки набора индикаторов и  соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как  специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.

Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические  особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером. В практической работе при

Проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических  требований.

-   Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.

-   Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.

-   Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если он будет нейтральным.

-   Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.

-   Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.

-   Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.

Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме  к респонденту с просьбой принять  участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя  с респондентом как источником необходимой  информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а  определённым образом организованная исследовательская ситуация.

Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз  в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в  связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к  вопроснику. Первые вопросы анкеты – наиболее простые и доступные  по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает  респондента.

От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться  сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется  посвящать более простым вопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие внимание респондента.

Вопросы могут объединяться в блоки  по тематическому и проблемному  принципам. При этом переход к  новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.

В конце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят те показатели, статистические распределения которые в генеральной совокупности интересуют исследователя. Именно эти вопросы – пол, возраст, профессия, выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом сюда также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют  инструктивные указания по технике  заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно  в тексте вопросов или на полях  анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.

Кроме минимального инструктивного материала  в тексте вопросника необходим специальный  документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение  согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила  стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы. Об этом пишут авторы учебника под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 777-778) и А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 465–466).

Вопросы анкеты различаются между  собой по содержанию и форме. Деление  вопросов по содержанию обусловлено  характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении  к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении  в настоящем и прошлом является основанием для деления их по содержанию.

Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные  сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и  т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию.

По форме вопросы делятся  на три основные группы: 1) открытые, закрытые и полузакрытые; 2) прямые и  косвенные; 3) личные и безличные. Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные  вопросы.

К классу не основных вопросов относятся  вопросы-фильтры, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а  установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает  тогда, когда исследователю нужно  получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а  только некоторую её часть.

Проверка и контроль достоверности  данных опросов осуществляется рядом  способов. Один из них – контрольные  вопросы. Разновидностью контроля может  быть повторный опрос с соблюдением  тех же условий – на весь объём  выборки (панельный опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного  опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование  и свободное интервью. Виды вопросов, применяемых в социологическом опросе, описаны в учебнике А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 461-465). Иллюстрировано наглядными примерами изложение особенностей опроса, интервью и композиции анкеты в «Социологии XX века» Э.А. Капитонова (Социология XX века. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. – С. 461-485).

 
15.Интервьюирование.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором  исследователь (или его полномочный  представитель) сам задаёт вопросы  и фиксирует ответы. При проведении интервью социолог, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника, может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным.

Различают несколько видов интервью: «от полной свободной беседы с  опрашиваемым до полностью формализованной  процедуры опроса». Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной стадии социологического исследования.

При проведении интервью вопросы, с  которыми интервьюер обращается к своим  респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер. Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определённой последовательности. Задавая эти вопросы опрашиваемому, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или прибегая к стенографии. При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно называют стандартизированным, исследователь обращается к опрашиваемым с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся преимущественно вопросы закрытого и полузакрытого типа. Опрашиваемый должен выразить своё согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишён возможности изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы. Стандартизированное интервью – наиболее распространённое из всех перечисленных видов интервью. Чаще всего оно проводится при переписи населения.

Особенность глубинного интервью состоит в том, что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлений. Глубинное интервью большей частью применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.

Цель фокусированного (направленного) интервью заключается в изучении общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают своё отношение к нему и мнение о нём, давая ему оценку.

16. Социометрический  опрос.

Социометрия – метод изучения системы  межличностных отношений в малых  группах (коллективах), основанный на специальных  способах опроса или тестирования всех членов этих групп. Она была разработана Якобом Леви Морено в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах и получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические исследования малых групп и первичных коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию. (См.: Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2001).

Вместе с официальной или  формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура  неофициального или неформального  порядка, формирующаяся как система  межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой  структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют своё поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде численных величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура  неформального характера, хотим  мы того или нет, всегда в тех или  иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем  самым, влияла на сплочённость коллектива, его продуктивность. Эти положения  проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии  является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей  в ней психологической атмосферы.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются  основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия  окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых  людей в нежелании участвовать  в опросе. Когда вопросы или  критерии социометрии выбраны, они  заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

При этом социометрическая процедура  может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая  процедура. В данном случае испытуемому  предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа  выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, тот  в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек. Таким образом, теоретически возможное число сделанных  каждым членом группы выборов по направлению  к другим членам группы будет равно (N-1), где N – число членов группы. Точно так же и теоретически возможное  число полученных субъектом выборов  в группе будет равно (N-1). Указанная  величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической  процедуре эта теоретическая  константа является одинаковой как  для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить  так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать  срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при  увеличении размеров группы до 12-16 человек  этих связей становится так много, что  без применения вычислительной техники  проанализировать их весьма трудно.

Информация о работе Социология