Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"
Социальная стратификация
Процессы расслоения в современном российском обществе можно понять и объяснить во всем объеме, только учитывая исторически действующие в нем механизмы слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникаций, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость - все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса. Следует учитывать влияние на расслоение и инокультурного опыта.
В настоящее время за исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Наиболее дестабилизирующим фактором для стратификационных процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников преступных группировок. Разрушение привычных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обуславливает появление большого числа людей, утративших прежний социальный статус, а поэтому отчаявшихся, отказавшихся от нравственных принципов поведения.
Историческое развитие российского государства консервировало в обществе военно-имперский, временами репрессивный, характер социальных связей с чрезвычайно слабо выраженными институтами частной собственности, выборных представительных органов, правовой защиты социальных групп и личности. Вместе с тем это не означает, что выделенные стратификационные особенности способны производиться в жесткой форме на каждом новом витке развития российского общества. Определенная часть их безусловно продолжает оставаться жизнеспособной и в ближайшем будущем будет воспроизводиться. Однако динамика стратификации последних десятилетий свидетельствует о том, что в нынешних условиях имеются основания как для сохранения государственной собственности и механизмов перераспределения, так и для восстановления мелкой частной собственности, а также ассоциированной (групповой) собственности, для возрождения рыночных отношений. На базе изменившегося соотношения социальных сил и высокого образовательного уровня населения способно также укорениться плебесцитно-выборочные процедуры формирования государственных и местных органов управления; есть все основания надеяться на повышение роли законодательно правовой системы социального регулирования.
30. Социальное взаимодействие.
Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы ,имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и ролям . Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .
Социальное взаимодействие
имеет объективную и
32. Социальный конфликт
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов власти, престиже и т.п. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Противоречия пронизывают все сферы жизни: соц.-экон., политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис общества. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт — это столкновение противоположных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Некоторые социологи марксистского направления считают конфликт временным состоянием общества, которое может быть преодолено рациональными способами, т.е. существует такой уровень общественного развития когда конфликты исчезнут. Большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликта невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.
Чтобы конфликт возник и стал развертываться необходимо 3 его составляющие:
1. наличие объективных
2. осознание неимущими, обездоленными политически или духовно ущемленными со стороны противника;
3. активное социальное действие обездоленных, ущемленных, угнетенных, направленное на претворение своих коренных интересов.
33.Социальные группы и общности
Многообразие общностей
Социальная общность представляет собой совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .
Функционирование социальных отношений , институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей , управляющую потребностями , интересами и целями людей . Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему . Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей , так и ее функции . Внешняя структура общности может быть определена , например , ее объективными данными : сведениями о демографической структуре общности , профессиональной структуре , об образовательной характеристике ее членов и т. п.
Функционально социальные
Среди многих видов
37. ИНСТИТУТ СЕМЬИ
Семья — самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с т. зр разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:
· малая группа людей,
· объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),
· семья, как соц. институт выполняет определенные общественные функции (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, возникший позже и институт развода.
Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.
С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:
· несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);
· противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;
· падение престижа традиционного брака.
Сейчас соц. исследования идут в направлениях:
· изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;
· изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей;
· отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;
· качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;
· функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.
Для понимания семьи как
Семья, под каким бы углом зрения
её не рассматривали, столь многослойное
социальное образование, что неудивительны
упоминания о ней почти во всех
разделах социологии. Она сочетает
в себе свойства социальной организации,
социальной структуры, института и
малой группы, входит в предмет
изучения социологии воспитания, социологии
образования, политики и права, труда,
культуры и т.д., позволяет лучше
понять процессы социального контроля
и социальной мобильности, миграции
и демографических изменений. Без
обращения к семье немыслимы
прикладные исследования во многих сферах
производства и потребления, массовых
коммуникаций. Важность семьи как
социального явления
Семья как объект социологического исследования.
Социология семьи изучает закономерности функционирования и развития семейно-брачных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. При этом семья рассматривается одновременно как общественный институт и как малая социальная группа. Социология семьи имеет дело с групповым субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.
Исследуя семью как социальный институт, эта отрасль социологии сосредоточивает своё внимание на анализе образцов социального поведения в семье, семейных ролей, своеобразия форм семейно-брачных отношений в различных условиях разных социальных групп и культуры. Особенно большое место в социологии брака и семьи занимают проблемы уровня разводов и числа неполных семей, уровня рождаемости, использования воспитательного потенциала семьи, уровня лиц брачного возраста, не состоящих в браке, совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами, распределения власти и обязанностей в семье и пр.
Подчёркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остаётся безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность, прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности.
Семья – один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация. Исключительные роль и значение социального института семьи определяются, что семья является основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению, и наиважнейшим агентом социализации личности. В этом смысле социальный институт семьи может рассматриваться в качестве основы всей институциональной системы общества. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.