Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"
Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:
· стали готовить учителей специально;
· подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;
· сама система образования
· школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).
Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.
Для современного общества проблемой
является качество обучения. Институт
образования нуждается в
Образовательная система России предусмотрена российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные стандарты для школы должны приниматься парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.
Социология управления.
Долгое время вопросы
1. Сущность и содержание понятия "Социология управления".
Социология управления – специальная
социологическая теория, изучающая
процессы управления в различных
типах общностей, организаций, институтов
и общества в целом, осуществляемых
для сохранения и обеспечения
устойчивости развития соответствующей
системы, упорядочения и совершенствования
её структуры, достижения её целей. Она
изучает многообразную
Одним из существенных элементов общей
системы социологии управления является
социальный менеджмент. В переводе
с английского языка «
Управление – это способ организации жизни и деятельности людей, основанный на праве, разделении труда и опыта, делегирования полномочий. Сущностным признаком управления является целеполагание, сознательное воздействие субъекта управления на управляемую систему. Управление представляет собой целенаправленное организационное воздействие на объект – материальное, технологическое, экономическое, административное, идеологическое и т.д. Смысл этого воздействия – упорядочение, регулирование состояния объекта управления. Однако упорядочение, характерное для процессов организации и самоорганизации в живой и неживой природе, неправомерно сводить к управлению и на этой основе полагать, что управление свойственно как социальному, так и биологическому и иным уровням материи. В природе нет управления, но есть инстинктивная регуляция и саморегуляция, т.е. проходят процессы самоорганизации.
Управление часто приобретает
характер рамочного воздействия, т.е.
воздействия в определённых пределах.
Тогда оно становится регулированием,
т.е. управляющим воздействием в
соответствии с отклонением регулируемого
параметра от заданной величины, необходимостью
возвращения системы к
В конечном счёте смысл управления – в создании предпосылок для максимального использования возможностей самоорганизации – оптимального способа взаимодействия при изменении внешних и внутренних условий человеческой жизни и деятельности. Недаром самоорганизация традиционно определяется как процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы, как способность системы поддерживать уровень своей организации при смене внутренних и внешних условий. Подробнее об этом можно прочитать в курсе лекций «Социальное управление» (М.: Изд-во РАГС, 2000. – С. 6-14).
2. Диагностика и прогнозирование социальных процессов.
В процессе движения нашего общества
к социально ориентированной
рыночной экономике решающее значение
приобретает выработка научно обоснованной
стратегии осуществления
Стратегическое управление обладает несколькими отличительными особенностями:
1. Процесс выработки стратегии
не завершается каким-либо
2. Сформулированная стратегия
3. В процессе формулирования
стратегии нельзя предвидеть
все возможности, которые
4. Как только в процессе поиска
открываются конкретные
5. В процессе отбора проектов,
связанных со стратегическим
управлением, необходимо
6. Стратегия и ориентиры
Из сказанного выше следует определение
стратегического управления. Это
процесс, направленный на осуществление
миссии данной социальной системы (организации)
на основе предвидения возможных
изменений и будущих тенденций
развития, формулирование её целей, определение
необходимых ресурсов и поддержание
взаимоотношений с внешней
Структурная динамика управленческой
деятельности органично взаимоувязана
с выполняемыми ею функциями. Их единство
и взаимообусловленность
Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостиженияреализуется посредством достижения 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий – планов, предписаний, поручений, задаваемый управляемой системе её управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации – фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Чёткое согласование всех трёх компонентов этой функции – важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование – источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.
Вторая функция управления – административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, приём, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.
Управленческая деятельность неосуществима
без выполнения информационно-
Четвёртая функция управления – социальная, заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.
Пятая функция управленческой деятельности – прогнозирование, заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, в том числе её кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.
Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.