Социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"

Работа состоит из  1 файл

Социология все ответы.docx

— 198.78 Кб (Скачать документ)

Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:

· стали готовить учителей специально;

· подготовка учителей становилась  специальный, дифференцированный характер;

· сама система образования становилась  многоуровневой и разветвленной (начальное  образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система  дополнительного образования и  повышения квалификации);

· школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и  других функций на основе установленных  прав и обязанностей, организационные  нормы и принципы отношений между  официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч,  преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.

Для современного общества проблемой  является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении  самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти  переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время  идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов  от «человека образованного» к «человеку  культуры».

Образовательная система России предусмотрена  российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные  стандарты для школы должны приниматься  парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.

Гармоничная и сбалансированная система  образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Социология управления.

Долгое время вопросы управления разрабатывались в рамках экономической  теории, маркетинга, менеджмента, психологии и других научных дисциплин. И  только когда социальные проблемы стали  чрезвычайно острыми, объективно потребовалось  подключение социологии к подготовке управленческих решений. Именно это  вызвало к жизни многочисленные эксперименты, новые формы организации  и управления, учитывающие социальные факторы, ценностные ориентации и установки, симпатии и антипатии, возможность  наиболее оптимально организовать жизнь  людей. Приход социологии в науку  управления знаменовал собой поиск  глубинных ресурсов, резервов второго  и третьего порядка, многие из которых напрямую зависели от общественного сознания и поведения людей.

1. Сущность и содержание понятия "Социология управления".

Социология управления – специальная  социологическая теория, изучающая  процессы управления в различных  типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения  устойчивости развития соответствующей  системы, упорядочения и совершенствования  её структуры, достижения её целей. Она  изучает многообразную деятельность органов управления, государственных  и общественных, прежде всего, как  социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками  аппарата управления и подчинёнными им сотрудниками и организационными структурами. Она включает в свою предметную область также исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических  и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям  управляемых, анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческим решений, определение эффективности  управленческих действий. В центре её внимания – изучение и совершенствование  социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения её качественной специфики и целостности, обеспечения её нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Одним из существенных элементов общей  системы социологии управления является социальный менеджмент. В переводе с английского языка «менеджмент» означает «управление» – управление производством, управление бизнесом, управление людьми. Социальный аспект управления, или менеджмента, касается кадров, занятых  в различных сферах деятельности. Он заключается в рассмотрении и  решении проблемы управления межличностными отношениями в рамках профессиональных (например, отношения руководства  и подчинения, развития и преобразования социальной организации, внутригруппового личностного взаимодействия, самоуправления и самоменеджмента), а также многих других вопросов. Другими словами, социальный менеджмент рассматривает социальное качество человека, включённого в процесс управления взаимодействием социальной среды и личности. Недооценка роли социального управления приводит к несоответствию организационных решений реальной ситуации в системе человеческих отношений и, как следствие, к возникновению социальных кризисов и конфликтов. Поэтому современному управленцу любого уровня необходимо знать социальные законы, составляющие основу эффективного управления социальной деятельностью людей.

Управление – это способ организации  жизни и деятельности людей, основанный на праве, разделении труда и опыта, делегирования полномочий. Сущностным признаком управления является целеполагание, сознательное воздействие субъекта управления на управляемую систему. Управление представляет собой целенаправленное организационное воздействие на объект – материальное, технологическое, экономическое, административное, идеологическое и т.д. Смысл этого воздействия – упорядочение, регулирование состояния объекта управления. Однако упорядочение, характерное для процессов организации и самоорганизации в живой и неживой природе, неправомерно сводить к управлению и на этой основе полагать, что управление свойственно как социальному, так и биологическому и иным уровням материи. В природе нет управления, но есть инстинктивная регуляция и саморегуляция, т.е. проходят процессы самоорганизации.

Управление часто приобретает  характер рамочного воздействия, т.е. воздействия в определённых пределах. Тогда оно становится регулированием, т.е. управляющим воздействием в  соответствии с отклонением регулируемого  параметра от заданной величины, необходимостью возвращения системы к оптимальному её состоянию. Частный случай управления – самоуправление, в котором субъект  и объект воздействия совпадают.

В конечном счёте смысл управления – в создании предпосылок для максимального использования возможностей самоорганизации – оптимального способа взаимодействия при изменении внешних и внутренних условий человеческой жизни и деятельности. Недаром самоорганизация традиционно определяется как процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы, как способность системы поддерживать уровень своей организации при смене внутренних и внешних условий. Подробнее об этом можно прочитать в курсе лекций «Социальное управление» (М.: Изд-во РАГС, 2000. – С. 6-14).

2. Диагностика  и прогнозирование социальных  процессов.

В процессе движения нашего общества к социально ориентированной  рыночной экономике решающее значение приобретает выработка научно обоснованной стратегии осуществления глубинных  социально-экономических преобразований. Действенным инструментом управленческой деятельности в условиях крупномасштабных изменений во всех сферах общественной жизни и возрастающей в связи с этим неопределённости в развитии экономических, социальных и иных систем становится методология стратегического управления.

Стратегическое управление обладает несколькими отличительными особенностями:

1. Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он завершается  установкой общих направлений,  продвижение которых обеспечит  развитие и укрепление позиций  социальной или экономической  системы.

2. Сформулированная стратегия используется  для разработки стратегических  проектов и планов методом  поиска. Роль стратегии в поиске  состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание  управляющей подсистемы на определённых  секторах деятельности и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные  возможности как несовместимые  со стратегической  целью.

3. В процессе формулирования  стратегии нельзя предвидеть  все возможности, которые открываются  при составлении проекта конкретных  мероприятий. Поэтому приходится  пользоваться сильно обобщённой  неполной информацией о различных  альтернативах.

4. Как только в процессе поиска  открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная  информация. Однако она может  поставить под сомнение обоснованность  первоначального стратегического  выбора. Поэтому успешное использование  стратегии невозможно без обратной  связи.

5. В процессе отбора проектов, связанных со стратегическим  управлением, необходимо проводить  различие между стратегией и  ориентиром. Ориентиры представляют  собой цель, которую стремится  достичь управляемая подсистема, а стратегия – средство определения  цели и путей её достижения. Стратегия, оправданная при одном  наборе ориентиров, не окажется  таковой, если ориентиры системы  изменились.

6. Стратегия и ориентиры взаимосвязаны  как в отдельные моменты, так  и на различных уровнях структурирования  системы или организации. Например, параметры эффективности в один  момент и в одних условиях  будут служить фирме ориентирами,  а в других – станут её  стратегией. Поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри системы, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Из сказанного выше следует определение  стратегического управления. Это  процесс, направленный на осуществление  миссии данной социальной системы (организации) на основе предвидения возможных  изменений и будущих тенденций  развития, формулирование её целей, определение  необходимых ресурсов и поддержание  взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют добиваться поставленных целей. Процесс стратегического управления анализируется в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 144 – 153).

Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимоувязана  с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность образует сложную и многогранную систему  управленческой деятельности.

Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении  целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостиженияреализуется посредством достижения 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий – планов, предписаний, поручений, задаваемый управляемой системе её управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации – фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Чёткое согласование всех трёх компонентов этой функции – важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование – источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

Вторая функция управления – административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, приём, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

Управленческая деятельность неосуществима  без выполнения информационно-аналитической функции, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчинённых ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включённых в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п., без чего невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

Четвёртая функция управления – социальная, заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

Пятая функция управленческой деятельности – прогнозирование, заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, в том числе её кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

Информация о работе Социология