Социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"

Работа состоит из  1 файл

Социология все ответы.docx

— 198.78 Кб (Скачать документ)

3. Семьи, в которых взаимодействия  хаотичны и основаны на беспрерывных  спорах и конфликтах, ведущих  к кризису и в которых прошлый  опыт не служит ориентиром  для поведения в будущем.

Очевидно, что объектами социальной поддержки могут быть семьи, относящиеся  к любому из этих трёх типов. Однако, во-первых, степень нуждаемости их в социальной поддержке различна, как различно и конкретное содержание её, те виды помощи, в которых нуждаются  семьи, относящиеся к каждому  из указанных типов. Семьи первого  типа могут нуждаться в социальной поддержке, скорее, в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких как  несчастный случай, несчастье, вызванное  внешними факторами. Внутренний потенциал  этих семей таков, что они могут  выступа даже добровольными помощниками  социальных служб, работающих с семьями.

Семьи второго типа в большей  степени нуждаются в социальной поддержке, однако из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение к  ней возможно лишь в случае событий, «разрывающих» границы семьи  и становящихся известными.

Семьи третьего типа в наименьшей степени обладают собственным потенциалом  разрешения кризисных ситуаций. Поэтому  они в наибольшей степени нуждаются  в социальной поддержке. В целом, объектами социальной поддержки должны являться, лишь те семьи, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисами и проблемными ситуациями, или справляются с ними с большим напряжением, или таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных её членах.

Социальная поддержка должна быть направлена не на некую реально не существующую «среднюю семью», относительно которой можно делать лишь абстрактные, неопределённые предположения о  проблемах, с которыми она может  сталкиваться, а только на конкретные, реальные семьи, находящиеся на определённой стадии жизненного цикла и испытывающие те или иные нормативные или ненормативные  кризисы и стрессы.

Следовательно, социальная поддержка  – это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические  потребности и испытывающими  специфические трудности. Отсюда вытекает важнейшая задача создания адекватной целям социальной поддержки типологии  семей, или проще говоря, чёткого  определения того, какие именно семьи  и с какими именно конкретными  потребностями и проблемами нуждаются  в каждый данный момент времени в  социальной поддержке со стороны  общества и государства.

48. Молодёжь как  социально-демографическая группа.

Население страны составляет социальное пространство, в котором обитает  отдельный человек и различные  социальные общности. Человек от рождения до смерти перемещается в этом социальном пространстве, стремясь занять в нем  наиболее выгодное для себя положение. Перемещение происходит во времени  и в нем можно выделить отрезок, когда каждый индивид, двигаясь по восходящей части своей жизненной траектории, начинает занимать вполне определенные позиции в профессиональной, общественной, семейно-бытовой и другой деятельности. Он как бы навсегда прощается с  детством, отрочеством и вступает во взрослый мир. Такая часть жизненной траектории человека обозначается термином «молодость», а всю совокупность людей переживающих данный период в своей жизни (определенное поколение) вмещает в себя понятие «молодежь».

Полемика между учёными по поводу определения молодёжи, критериев  её выделения в самостоятельную  группу, возрастных границ имеют давнюю историю. В отечественной науке  долгое время молодёжь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления  о классовой структуре общества и противоречило официальной  идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Основные подходы к социологическому определению сущности молодёжи как  референтной группы сформировались к концу 70-х гг. Важнейшими группообразующими признаками молодёжи признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные  теми и другими социально-психологические свойства.

Наиболее полное определение понятия  «молодёжь» принадлежит И.С. Кону: «Это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социально-психологических  свойств». В системе воспроизводства  и развития общества молодёжь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями  и общественными формами, которые  системно детерминируют её в самостоятельную  социально-демографическую группу, а, во-вторых, как субъект общественного  производства, отличающейся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.

Исторически возрастные границы молодёжи изменчивы. Они неопределённы, условны  и приблизительны. Выделяются две  основных точки зрения на этот вопрос: статистическая или демографическая  и социологическая (социально-психологическая). Согласно первой молодёжный возраст  обычно фиксируется от 15 до 30 лет. Такая  точность позволяет полнее и яснее  представить основные тенденции  демографического развития общества, определить ориентиры социальной и  молодёжной политики. Со второй точки  зрения соотнесение молодёжи с процессами социализации, освоения соответствующих  ролевых функций, достижения определённого  социального статуса не позволяет  установить жёсткие возрастные границы.

В социальную структуру общества, становясь рабочими, крестьянами, предпринимателями, бизнесменами, работниками образования, культуры, науки, служащими госаппарата, военными и т.д. Но независимо от того, какую нишу в обществе в конечном итоге займет юноша или девушка, они на весь период своего социального и профессионального становления сохраняют многие общие черты, составляющие специфику переходной части самоутверждения, когда завершается процесс вхождения во взрослую, самостоятельную жизнь.

Огромное влияние на жизненный  путь индивида, начиная от темпов физического  созревания и заканчивая содержанием  мировоззрения, оказывает социальное происхождение. Каждое поколение стоит  на плечах предыдущего, не всегда осознавая  эту преемственность. Преемственность  поколений не обязательно идёт по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника.

В духовном облике современной молодежи следует выделить некоторые наиболее существенные общие черты, которые  отмечаются социальными психологами. Во-первых, общий недостаток жизненной  практики и знаний, чем обусловлена  повышенная любознательность, интерес  к жизнеописаниям и к соответствующему жанру произведений литературы и  искусства, кино-, теле- и видеофильмов. Во-вторых, недостаточная прочность  личных убеждений, мировоззренческих  позиций, что порождает доверчивость и в то же время постоянно повышенный интерес к различным теоретическим  построениям, науке в целом и  особенно к философии. В-третьих, повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений, проявляющихся  в юношеском романтизме и максимализме. В-четвертых, стремление к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, моде, образу мыслей. В-пятых, стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения  старших, стремление поступками и делами особенно в престижных областях приобрести авторитет и уважение сверстников. В-шестых, жажда деятельности, динамизм психических состояний, поиски неизведанного, новых видов и форм деятельности, стремление к приобретению самостоятельности  и жизненного опыта. В-седьмых, поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самопознанию и самосовершенствованию. 

Перечисленные особенности не исчерпывают  характеристику молодежи как социального  субъекта. Молодежь наследует весь комплекс как позитивных, так и  негативных свойств, присущих ее предшественникам (старшим поколениям). При этом никто  не может доказать, что одно поколение  лучше или хуже другого. Но различия заключаются в специфике стартовых  условий жизни каждого поколения  и исторической неповторимости социально-экономических  условий их реализации. Точкой отсчета  могут быть также научно-технический  прогресс, уровень образования, культуры, экономические и политические факторы, многие другие составляющие процесса социализации личности, определяющие инновационные моменты. Все эти  факторы объективного порядка для каждого последующего поколения оказываются в целом (за исключением периодов кризисов и войн) более благоприятными.

Молодёжная проблематика в социологических исследованиях   различных сфер общественной жизни.

Схожесть проблем, связанных с  возрастом и процессом вхождения  в самостоятельную жизнь, обусловили и сходство многих черт, характеризующих  социальный и духовный облик молодежи. Совокупность этих черт иногда обозначают термином «молодежная субкультура», имея в виду особенности стиля  жизни, поведения, групповых норм, интересов, ценностей и стереотипов, присущих молодому поколению. Ж.Т. Тощенко в своей новой книге «Парадоксальный человек» приводит любопытные сопоставления профессиональных ориентаций молодого и старшего поколений (М.: Гардарики, 2001. – С. 250).

Молодежь изучают многие социально-гуманитарные науки. Существуют также попытки  создать специальную науку о  молодежи – ювенологию. Но наиболее основательно молодежными проблемами занимается отрасль социологического знания, известная под названием «социология молодежи». Ее институциональное оформление произошло на Международном социологическом конгрессе в городе Варна (Болгария, 1970), когда было принято решение о создании специального исследовательского комитета. Социология молодежи изучает молодежь как наиболее динамичный компонент социальной структуры и главный фактор  мобильности общества, как социальную общность, ограниченную определенными возрастными рамками, особенности ее сознания, поведения и образа жизни, социализации и социально-профессионального становления. Очевидно, что по мере своего дальнейшего развития социология молодежи будет все больше приобретать междисциплинарный характер. Синергетическое  соединение собственно социологического подхода с психологическим, демографическим, этнографическим, антропологическим и другими подходами – наиболее продуктивный путь развития социального знания о новых поколениях.

Учитывая относительность самостоятельности  молодёжи как социально-демографической  группы, её не отрывают от общества, частью которого она является. Акцентируют  внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических  особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи социально  обусловлен, поэтому они могут  быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Исходя из этого, молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяют на две большие  группы.

К первой относятся специфические  молодёжные социальные проблемы: определение  сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве  общества; установление критериев её возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых  людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.

Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно  касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое  проявление в молодёжной среде (особенности  воспитания молодёжи, эффективность  его различных форм, средств и  методов).

Основными направлениями социологических  исследований проблем молодежи на современном  этапе являются: 1) процесс социальной преемственности и унаследования  молодежью знаний и опыта старших  поколений; 2) социализация личности, воспитание вступающих в жизнь поколений; 3) молодежная мода, вкусы, интересы и  потребности; 4) молодежная семья; 5) неформальные молодежные объединения; 6) образование  молодежи; 7) направления молодежных устремлений в экономике, политике и культуре; 8) молодежное предпринимательство; 9) занятость молодежи; 10) профилактика девиантного поведения, молодежной преступности, распространения наркомании и т.д. Обзор проблематики социологических исследований в области социологии молодёжи можно найти в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – С. 227-231).

49. Молодёжь и  современное общество.

Поскольку молодежный фактор во многом определяет направленность и качественный уровень жизнедеятельности общества в обозримом будущем, создание необходимых  условий для реализации потенциала новых поколений составляет основу социальной политики государства и  такого ее компонента  как молодежная политика. Концепция государственной  молодежной политики предполагает развертывание деятельности социальных институтов и организаций в направлении создания благоприятных политических и социально-экономических условий, а также правовых гарантий для формирования и самореализации  личности юношей и девушек, поддержки творческой инициативы молодежи и молодежных объединений.

Успешная реализация государственной  молодежной политики зависит от активизации  деятельности в этом направлении  органов власти на федеральном и  региональном уровнях, на уровне местного самоуправления. На всех уровнях осуществления молодежной политики есть возможности корректировки социально-экономической и культурной политики с учетом интересов и потребностей всей молодежи, а также ее отдельных социальных и возрастных групп (особенно учащейся молодежи и студенчества), играющих наиболее важную роль в возрождении России как великой державы.

Молодёжная политика нередко не представляет собой какой-то законченной  системы, детально регламентирующей взаимоотношения  молодого поколения. Права и обязанности  молодёжи закреплены во всех законодательных  аспектах, её касающихся.

Информация о работе Социология