Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"
Молодёжная политика государства
строится с учётом взаимозависимости
и преемственности поколений. Решения
по проблемам молодого поколения
принимаются только после анализа
возможных последствий для
Частью молодёжной политики является
государственная система
В любую историческую эпоху молодёжи
приходится нелегко. Сегодняшние молодые
россияне поставлены вдвойне в экстремальные
условия: переворот в социально-
Ведущая цель государственной системы
социальной защиты молодёжи – предоставление
возможности самоопределения и
самоутверждения. Социальную защиту можно
рассмотреть в четырёх
- Защита самого процесса формирования и развития личности молодого человека. Она направлена на обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития.
- Защита сферы формирования и развития личности. Государственные институты сосредотачивают внимание на среде обитания человека, на экологических элементах среды, на социальных, экономических и нравственных проблемах.
- Защита прав молодого человека.
- Целевая социальная защита. Помощь молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодёжью, для решения строго определённых конкретных задач.
Однако, на практике существует разрыв между целями молодёжной политики и государственной деятельностью по отношению к молодёжи. Очень часто не соответствуют сложившимся реалиям представления об образе жизни молодёжи. Теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, работающих с молодёжью, не соответствует необходимому уровню. Не совпадают требования производства к молодёжи и молодёжи к производственной деятельности. Анализ различных направлений молодёжной политики приведён в учебнике под ред. В.Т. Лисовского (Социология молодёжи. – СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. – С. 198-210).
53.Собственные проблемы молодежи молодежная проблематика.
Схожесть проблем, связанных с
возрастом и процессом
Социология молодежи изучает молодежь как наиболее динамичный компонент социальной структуры и главный фактор мобильности общества, как социальную общность, ограниченную определенными возрастными рамками, особенности ее сознания, поведения и образа жизни, социализации и социально-профессионального становления. Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, её не отрывают от общества, частью которого она является. Акцентируют внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи социально обусловлен, поэтому они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Исходя из этого, молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяют на две большие группы.
К первой относятся специфические молодёжные социальные проблемы: определение сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.
Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодёжной среде (особенности воспитания молодёжи, эффективность его различных форм, средств и методов).
Основными направлениями социологических
исследований проблем молодежи на современном
этапе являются: 1) процесс социальной
преемственности и
54. Студенческая
молодежь как фактор научно-
социального прогресса российского общества.
Когда мы говорим о России ХХ1 века, о научно-техническом, социально-экономическом и духовном прогрессе российского общества, следует помнить, что его фундамент закладывается в системе образования. Через различные этапы и формы системы образования так или иначе проходит вся молодежь, но интеллектуальная элита общества формируется в вузах, в студенческой среде. Поэтому качество высшего образования, качество специалистов, которых готовят вузы, напрямую связано с перспективами развития общества. По данным статистических сборников Госкомстата России численность студентов обучающихся в государственных и негосударственных вузах России составляла в 2000 году 4 млн. 072,9 тыс. человек. В том числе, в 590 государственных вузах обучалось 3 млн. 728 тыс., а в 349 негосударственных вузах 344,9 тыс. студентов.
Отсюда напрашивается вывод. Если система высшего образования России сохранит свой высокий статус и будет идти в ногу со временем, то можно быть уверенными и в том, что наша молодежь сумеет достойно и конструктивно ответить на вызовы истории. С другой стороны, необходимо, чтобы качество системы поддерживалось и улучшалось на индивидуальном уровне.
Достаточно уникально в России стоит вопрос значения и привлекательности образования для молодёжи. Интересен анализ студенческой молодёжи в связи с избранной ими профессией. По данным международного опроса молодёжи Санкт-Петербурга и Лейпцига, проведённого в 2000 г., вся совокупность студентов довольно явно разделяется на три группы.
Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализоваться в ней – самое главное. Они отметили склонность продолжать своё обучение в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. В этой группе около трети студентов.
Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.
Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой – задавленными разными проблемами личного, бытового плана. Все их параметры «размыты» по отношению к двум первым группам, в их оценках, позициях нет ясности и направленности представителей двух первых групп. На первый план у них выходят бытовые, личные, семейные проблемы. Можно сказать, что это группа тех, кто «плывёт по течению» – они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, который есть у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдёт позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, целенаправленности не характерен. Студенты данной группы составляют 24%.
Интересно отметить следующий социальный
эффект: среди тех, кто ориентирован
на профессию, значительно меньше социальных
«пессимистов». На образование в
целом более ориентированы
Наименее ориентированными на образование оказались химики, математики и педагоги. Одним из факторов, влияющих на их ценностные ориентации, выступает малый спрос на эти профессии на рынке труда. Что касается педагогов, то здесь следует отметить чисто социальный фактор – престиж учительской профессии в последние годы продолжает падать, хотя найти работу в этой сфере не очень сложно. Кроме того, как и раньше, студенты, ориентированные на профессию учителя составляют чуть больше трети всех учащихся.
Из приведённых данных становится ясно, насколько процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Самоценность образования как социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность
56.Социальные аспекты гос. молодежной политики.
Государственная молодежная политика
ориентирована на решение следующих
основных задач. Во-первых, на создание
системы информационного
Нна практике существует разрыв между целями молодёжной политики и государственной деятельностью по отношению к молодёжи. Очень часто не соответствуют сложившимся реалиям представления об образе жизни молодёжи. Теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, работающих с молодёжью, не соответствует необходимому уровню. Не совпадают требования производства к молодёжи и молодёжи к производственной деятельности.
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).
Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.