Социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"

Работа состоит из  1 файл

Социология все ответы.docx

— 198.78 Кб (Скачать документ)

Молодёжная политика государства  строится с учётом взаимозависимости  и преемственности поколений. Решения  по проблемам молодого поколения  принимаются только после анализа  возможных последствий для смежных  и близко стоящих демографических  общностей, после просчёта долгосрочных последствий этих решений для  самой молодёжи в последующие  периоды. Государственная молодёжная политика – это интегрирование отдельных  программ и проектов, касающихся молодёжи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

Частью молодёжной политики является государственная система социальной защиты молодёжи. Её цель – обеспечение  правовых и экономических гарантий, взаимоувязанных со всеми законодательными решениями разных уровней, соблюдение важнейших социальных прав каждого  молодого человека. Это, прежде всего, право на труд, нормальные условия  работы, получение дохода от деятельности, обеспечивающего достойный уровень  и качество жизни.

В любую историческую эпоху молодёжи приходится нелегко. Сегодняшние молодые  россияне поставлены вдвойне в экстремальные  условия: переворот в социально-экономическом  укладе сопровождается кризисом ценностного  сознания. Молодым приходится решать, что ценнее – быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым  условиям. Отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособленность  к новой действительности? Социологические  исследования показывают, что разброс  мнений в молодёжной среде весьма велик, но в то же время ценности образования, культуры, высокой квалификации, человеческих взаимоотношений не утрачивают лидирующего положения. Вместе с  тем у молодёжи появился прагматизм, утилитарность. Неуверенность в  будущем, необходимость платить  большие суммы за образование, рост безработицы, пренебрежительное отношение  Правительства к главным жизненным  заботам приводят к «запрограммированному  неблагополучию» молодёжи.

Ведущая цель государственной системы  социальной защиты молодёжи – предоставление возможности самоопределения и  самоутверждения. Социальную защиту можно  рассмотреть в четырёх аспектах:

-   Защита самого процесса формирования и развития личности молодого человека. Она направлена на обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития.

-   Защита сферы формирования и развития личности. Государственные институты сосредотачивают внимание на среде обитания человека, на экологических элементах среды, на социальных, экономических и нравственных проблемах.

-   Защита прав молодого человека.

-   Целевая социальная защита. Помощь молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодёжью, для решения строго определённых конкретных задач.

Однако, на практике существует разрыв между целями молодёжной политики и  государственной деятельностью  по отношению к молодёжи. Очень  часто не соответствуют сложившимся  реалиям представления об образе жизни молодёжи. Теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, работающих с молодёжью, не соответствует  необходимому уровню. Не совпадают  требования производства к молодёжи и молодёжи к производственной деятельности. Анализ различных направлений молодёжной политики приведён в учебнике под ред. В.Т. Лисовского (Социология молодёжи. – СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. – С. 198-210).

53.Собственные  проблемы молодежи молодежная  проблематика.

Схожесть проблем, связанных с  возрастом и процессом вхождения  в самостоятельную жизнь, обусловили и сходство многих черт, характеризующих  социальный и духовный облик молодежи. Совокупность этих черт иногда обозначают термином «молодежная субкультура», имея в виду особенности стиля  жизни, поведения, групповых норм, интересов, ценностей и стереотипов, присущих молодому поколению.

Социология молодежи изучает молодежь как наиболее динамичный компонент социальной структуры и главный фактор  мобильности общества, как социальную общность, ограниченную определенными возрастными рамками, особенности ее сознания, поведения и образа жизни, социализации и социально-профессионального становления. Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, её не отрывают от общества, частью которого она является. Акцентируют внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи социально обусловлен, поэтому они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Исходя из этого, молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяют на две большие группы.

К первой относятся специфические  молодёжные социальные проблемы: определение  сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве  общества; установление критериев её возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых  людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.

Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно  касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое  проявление в молодёжной среде (особенности  воспитания молодёжи, эффективность  его различных форм, средств и  методов).

Основными направлениями социологических  исследований проблем молодежи на современном  этапе являются: 1) процесс социальной преемственности и унаследования  молодежью знаний и опыта старших  поколений; 2) социализация личности, воспитание вступающих в жизнь поколений; 3) молодежная мода, вкусы, интересы и  потребности; 4) молодежная семья; 5) неформальные молодежные объединения; 6) образование  молодежи; 7) направления молодежных устремлений в экономике, политике и культуре; 8) молодежное предпринимательство; 9) занятость молодежи; 10) профилактика девиантного

54. Студенческая  молодежь как фактор научно-технического и 

социального прогресса  российского общества.

Когда мы говорим о России ХХ1 века, о научно-техническом, социально-экономическом и духовном прогрессе российского общества, следует помнить, что его фундамент закладывается в системе образования. Через различные этапы и формы системы образования так или иначе проходит вся молодежь, но интеллектуальная элита общества формируется в вузах, в студенческой среде. Поэтому  качество высшего образования,  качество специалистов, которых готовят вузы, напрямую связано с перспективами развития общества. По данным статистических сборников Госкомстата России численность студентов обучающихся в  государственных и негосударственных вузах России  составляла в 2000 году 4 млн. 072,9 тыс. человек. В том числе, в 590 государственных вузах обучалось 3 млн. 728 тыс., а в 349 негосударственных  вузах 344,9 тыс. студентов.

Отсюда напрашивается вывод. Если система высшего образования  России сохранит свой высокий статус и будет идти в ногу со временем, то можно быть уверенными  и в том, что наша молодежь сумеет достойно и конструктивно ответить на вызовы истории. С другой стороны, необходимо, чтобы качество системы поддерживалось и улучшалось на индивидуальном уровне.

Достаточно уникально в России стоит вопрос значения и привлекательности  образования для молодёжи. Интересен  анализ студенческой молодёжи в связи  с избранной ими профессией. По данным международного опроса молодёжи Санкт-Петербурга и Лейпцига, проведённого в 2000 г., вся совокупность студентов  довольно явно разделяется на три  группы.

Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализоваться в ней – самое главное. Они отметили склонность продолжать своё обучение в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. В этой группе около трети студентов.

Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.

Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой – задавленными разными проблемами личного, бытового плана. Все их параметры «размыты» по отношению к двум первым группам, в их оценках, позициях нет ясности и направленности представителей двух первых групп. На первый план у них выходят бытовые, личные, семейные проблемы. Можно сказать, что это группа тех, кто «плывёт по течению» – они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, который есть у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдёт позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, целенаправленности не характерен. Студенты данной группы составляют 24%.

Интересно отметить следующий социальный эффект: среди тех, кто ориентирован на профессию, значительно меньше социальных «пессимистов». На образование в  целом более ориентированы экономисты и юристы. Этот факт представляется очень симптоматичным, поскольку  именно эти специальности сейчас пользуются наибольшим спросом. Кроме  того, заметно, что их избирают студенты, уже ориентированные на престижные профессии. Они не планируют заниматься наукой, уверены, что завершат своё образование, среди них лишь 8% допускают  мысль о том, что им придётся подчинить  свои планы обстоятельствам.

Наименее ориентированными на образование  оказались химики, математики и педагоги. Одним из факторов, влияющих на их ценностные ориентации, выступает малый спрос  на эти профессии на рынке труда. Что касается педагогов, то здесь  следует отметить чисто социальный фактор – престиж учительской  профессии в последние годы продолжает падать, хотя найти работу в этой сфере не очень сложно. Кроме того, как и раньше, студенты, ориентированные  на профессию учителя составляют чуть больше трети всех учащихся.

Из приведённых данных становится ясно, насколько процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для  многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Самоценность образования как социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность

56.Социальные аспекты  гос. молодежной политики. 

Государственная молодежная политика ориентирована на решение следующих  основных задач. Во-первых, на создание системы информационного обеспечения  профориентации и учебной деятельности молодежи, повышения ее образовательного уровня, научной и профессиональной квалификации (обеспечение доступности  и полноты информации). Во-вторых, на решение социально-экономических  проблем нового поколения (помощь в  обеспечении жильем, гарантии занятости, поддержка молодежной семьи, содействие молодежному предпринимательству  и т.д.). В-третьих, обеспечение благоприятных  условий для духовного и физического  развития молодежи (поддержка талантливой  молодежи в образовании, труде и  спорте). В-четвертых, стимулирование общественно  значимой деятельности детских и  молодежных объединений. Молодёжная политика государства строится с учётом взаимозависимости  и преемственности поколений. Решения  по проблемам молодого поколения  принимаются только после анализа  возможных последствий для смежных  и близко стоящих демографических  общностей, после просчёта долгосрочных последствий этих решений для  самой молодёжи в последующие  периоды. Государственная молодёжная политика – это интегрирование отдельных  программ и проектов, касающихся молодёжи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Частью молодёжной политики является государственная  система социальной защиты молодёжи. Её цель – обеспечение правовых и экономических гарантий, взаимоувязанных  со всеми законодательными решениями  разных уровней, соблюдение важнейших  социальных прав каждого молодого человека. Это, прежде всего, право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от деятельности, обеспечивающего достойный  уровень и качество жизни.

Нна практике существует разрыв между целями молодёжной политики и государственной деятельностью по отношению к молодёжи. Очень часто не соответствуют сложившимся реалиям представления об образе жизни молодёжи. Теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, работающих с молодёжью, не соответствует необходимому уровню. Не совпадают требования производства к молодёжи и молодёжи к производственной деятельности.

 
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Институт образования имеет  длительную историю от первичных  форм передачи знания от родителей  к детям. Через возникновение  первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

Главная функция системы образования  — накопление и передача теоретических  знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет  и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью  которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование  осуществляет соц. контроль поведения  и мировоззрения детей, подростков.

Информация о работе Социология