Социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Социология"

Работа состоит из  1 файл

Социология все ответы.docx

— 198.78 Кб (Скачать документ)

Для своей успешной реализации управленческая деятельность должна включать в себя мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание определённых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических, моральных и иных рычагов, в первую очередь, с учётом необходимости оценки работы в соответствии с качеством, эффективностью и результатом.

Восьмая функция управления – корректирующая деятельность управляемой системы, направленная на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы подразделений и звеньев данного объекта управления.

Девятая функция управленческой деятельности – удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определённых пределах, обеспечивающее сохранение её целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

Десятая функция управления – обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

Одиннадцатая функция управленческой деятельности – осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие её элементов с помощью нормативного регулирования.

Двенадцатая функция управленческой деятельности – создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

Тринадцатая функция успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранении и упрочении её качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

Четырнадцатая функция управления – повышение качества и эффективности служебной деятельности. Она включает в себя разработку прогнозных оценок внешнесредовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности её деятельности.

Оптимальное соотношение функций  управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования  возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого взаимодействия. Сложная совокупность функций деятельности управляющей подсистемы описана в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 58-63).

Чтобы управление было эффективным, очень  важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности. Управление всегда связано с решением определённой проблемной ситуации, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления, применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и её составных частей, возможные пути и средства разрешения.

Комплексный подход представляет собой конкретизацию системности в управлении, поскольку позволяет разработать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и её взаимодействий с окружающей социальной средой в её системности и целостности, но применяются при этом методы ряда научных дисциплин, например, социологии, психологии, кибернетики и др.

Существенную роль в управленческой деятельности выполняет общенаучный метод моделирования, опирающийся на системный и комплексный подходы к управлению. В тории управления метод моделирования обычно осуществляется путём построения и оперирования моделями, отражающими свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, существенные с точки зрения осуществляемых управленческих решений.

Достаточно широко в управлении применяется специфический метод, называемый социальным экспериментом. Это метод, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.

Общенаучные методы составляют в своей  совокупности тот фундамент, на котором  возводится многоуровневое и многогранное сооружение более конкретных, специфических  методов, применяемых в теории и  практике управления. Всё их многообразие может быть классифицировано по содержанию применяемых методов, их направленности и организационным формам.

Методы управления подразделяются на 1) организационно-административные, основанные на директивных указаниях высших управленческих структур; 2) экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами; 3) социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.

Организационно-административное управление предполагает подчинение сотрудников распоряжениям вышестоящих начальников и управляющих органов. Оно обычно бывает трёх видов:

1. Вынужденное и внешне навязанное  подчинение, которое сопровождается  дискомфортным чувством зависимости  от нажима «сверху».

2. Пассивное подчинение, сопровождаемое  облегчением, связанным с освобождением  от принятия самостоятельных  решений.

3. Осознанное, внутренне обоснованное  подчинение, связанное с пониманием  аргументированности и важности  полученного распоряжения и со  стремлением выполнить его в  намеченные сроки и с возможно  максимальным результатом.

Экономические методы управления ориентированы на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость этих методов возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода. К экономическим методам управления относятся: 1) система заработной платы и других форм материального поощрения работников; 2) система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы; 3) социальную группу или общность, на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития. Более подробно содержание методов социального управления изложено в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 64-78).

Эффективное управление различными социальными  организациями и системами немыслимо  без использования информации. Такая  ситуация предопределяется тем, что  управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление  цепи последовательных решений управляющей  системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта  и окружающей среды, а также степень  исполнения принятых управленческих решений. В контексте использования в  управленческой деятельности информация истолковывается как совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью её оптимизации.

Управление социальными системами, их подсистемами и организациями  предполагает производство и применение различных видов информации. Оно  включает:

а) производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий; обобщения практического  опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.;

б) сбор, отбор, оценку информации, необходимой  для управления;

в) аналитико-синтетическая переработку  информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование);

г) хранение и поиск информации;

д) размножение и распространение информации, передачу её потребителю;

е) использование информации;

ж) контроль за эффективностью использования информации;

Потребность в информации разных субъектов  и звеньев управления неодинакова  и определяется теми задачами, которые  решает в процессе управления тот  или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого  аппарата. Она зависит также от масштаба и важности принимаемых  решений, от количества и характера  управляемых, регулируемых параметров, от количества вариантов возможного состояния и поведения управляемого объекта, от величины и разнообразия возмущающих управляемую систему  внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих результаты функционирования данной системы. Об этих аспектах информационного обеспечения управленческой деятельности идёт речь в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 117-128).

Эффективное управление организациями  и предприятиями требует осуществления  диагностики состояния управляемой  подсистемы и прогнозирования вариантов  её развития с последующим выбором  наиболее приемлемого, оптимального. Средствасоциологической диагностики направлены на оценку состояния социального объекта, включённого в целенаправленную организационную деятельность с целью решения вопроса о необходимости изменения его состояния или режима работы. Основное отличие социологической диагностики от традиционного социологического исследования состоит в том, что исследование всегда имеет целью получение нового знания об объекте, а диагностика – лишь описание состояния объекта и прогнозирование его поведения. Эта информация используется для выработки решения о необходимости воздействия на объект и направленности этого воздействия. Описание объекта ведётся в целом и при этом основная цель диагностики состоит в повышении эффективности изучаемого объекта. Этим и объясняется сфера применения социологической диагностики – сфера управления.

Технология осуществления диагностики  социальной организации, кроме её описания предполагает процедуру соотнесения  реального состояния этой организации  с «идеальным». Такой диагноз  даёт нам возможность оценить  степень отклонения организации  от желаемого состояния, а значит и направление последующих преобразовательных воздействий.

Социальное прогнозирование – это метод научного познания, позволяющий предвидеть будущее состояние социального объекта. Без такого предвидения невозможно принятие обоснованного, эффективного управленческого решения. Социальный прогноз носит вероятностный и альтернативный характер. Отличительной особенностью прогнозирования, как научного метода, является стремление дать количественную оценку перспектив развития объекта, предварительно выбрав из всего множества вариантов возможных изменений наиболее вероятностное.

Цель прогнозирования состоит  в том, чтобы на основе анализа  состояния и поведения системы  в прошлом и изучения тенденций  изменения факторов, влияющих на рассматриваемую  систему, правильно определить количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть содержание ситуации, в которой окажется система. В теории управления прогноз определяется, как вероятностное, научно-обоснованное суждение относительно состояния ненаблюдаемого социального объекта в какой-то момент времени или возможных  путей достижения такого состояния, определённого в качестве цели.

Процедура прогнозирования включает в себя определение объекта прогноза; установление периода деятельности прогнозных оценок; выявление качественных характеристик, которые подлежат прогнозированию; анализ тенденций развития системы  в целом; выделения факторов, оказывающих  влияние на процесс развития; рассмотрение спектра возможностей развития; отбор  наиболее обоснованных вариантов альтернатив; установление показателей прогноза.

Социальное прогнозирование реализует  следующие основные функции:

-   ориентирующая функция, т.к. определяются наиболее реалистические тенденции развития социального объекта;

-   нормативная функция, состоящая в определении основных социальных потребностей будущего объекта и возможностей их реализации;

-   предупредительная функция, которая призвана описать и проанализировать возможные негативные последствия изучаемых тенденций развития системы.

Социальное прогнозирование классифицируется по времени упреждения: до года –  оперативное прогнозирование; от 1 г. до 5 л. – краткосрочное прогнозирование; от 5 л. до 15 л. – среднесрочное; и  свыше 15 л. – долгосрочный прогноз. Специфическими методами прогнозирования  являются сложная экстраполяция, моделирование, эксперимент. Подробнее с этими методами можно ознакомиться в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 433-447).

 
3. Социальные технологии  и их роль в управлении.

Социальная технология – это способ осуществления деятельности на основе её рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства.

В проектировании социальных технологий исходным моментом является формирование цели. Выбор цели – это сложное  социальное действие, включающее в  себя несколько этапов. Прежде всего, это анализ ситуации, основных проблем, из неё вытекающих, прогноз развития основных тенденций и вариантов  новых ситуаций, складывающихся либо стихийно, либо вследствие вмешательства  технологий.

Информация о работе Социология