Современная система образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение современной системы образования в Российской Федерации, поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы системы образования в Российской Федерации
2. Изучить особенности системы образования в г. Новосибирске
3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы образования

Содержание

Введение
Теоретические основы функционирования системы образования в РФ
Понятие и сущность системы образования
Факторы влияющие на развитие системы образования
Специфика системы образования в РФ
Особенности системы образования в Новосибирске
Рынок образовательных услуг в Новосибирске
Основные участники образовательного процесса Новосибирска
Факторы влияющие на систему образования в Новосибирске
Рекомендации по улучшению системы образования
Улучшение системы образования в РФ
Совершенствование образовательных услуг в Новосибирске
Заключение
Список используемых материалов
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа, Сапатькова 0050.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Институт: Международных отношений  и права

Кафедра: Туризма, гостеприимства и  курортного дела

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Современная система  образования в Российской Федерации»

 

 

Выполнила: студентка группы 0050, Сапатькова Ю.А.

     Проверила: Гребенюк Т.В.

 

 

 

 

Новосибирск, 2011 

Содержание

 

Введение

  1. Теоретические основы функционирования системы образования в РФ
    1. Понятие и сущность системы образования
    2. Факторы влияющие на развитие системы образования 
    3. Специфика системы образования в РФ
  2. Особенности системы образования в Новосибирске
    1. Рынок образовательных услуг в Новосибирске
    2. Основные участники образовательного процесса Новосибирска
    3. Факторы влияющие на систему образования в Новосибирске
  3. Рекомендации по улучшению системы образования
    1. Улучшение системы образования в РФ
    2. Совершенствование образовательных услуг в Новосибирске

Заключение

Список используемых материалов

Приложения

 

 

 

 

Введение

 

Начать работу, хотелось бы с объяснения выбора темы, то есть с актуальности её рассмотрения на данный момент. Получение образования, пожалуй, самый волнующий и актуальный момент жизни современного человека. Почти каждый человек посещал детский сад, ходил в школу, учился в среднем специальном или высшем заведении. Тогда можно сказать, что система образования так или иначе связана с жизнью любого человека. Однако, как и в любой другой человеческой деятельности, в системе образования можно заметить множество проблем и преимуществ.

 В данный момент, существующую систему образования в Российской Федерации в целом можно описать так:

 

    • Все больше увеличивается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Примером может послужить то, что специалистов средних специальностей (слесарей, сантехников, наладчиков и т.д.) не хватает, так как считается совсем не престижным идти в среднее специальное учреждение или в ПТУ (колледж), либо выпускники ССУЗ не работают по специальности по причине не выгодности. И наоборот, представителей некоторых специальностей высшего образования (юристов, экономистов, бухгалтеров, психологов и т.д.) просто переизбыток.

 

    • Объемы, структура и качество подготовки кадров все больше ориентируются не на реальные потребности и происходящие изменения на рынке труда, а на сформированные неверным образом потребности населения (родителей и абитуриентов) в образовательных услугах.

 

Похожие проблемы данной работы рассматривались в исследованиях таких авторов как Климов Е.А., Носкова О.Г, Михайлов И.В. и др. (см. список использованной литературы).

 Предметом работы является система образования в Российской Федерации. Объектом работы служит сфера образовательных услуг в городе Новосибирске.

Целью данной работы является изучение современной системы образования в Российской Федерации, поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем.

Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы системы образования в Российской Федерации 

2. Изучить особенности системы образования в г. Новосибирске 

3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы образования 

 

1. Теоретические основы системы образования в Российской Федерации

1.1 Понятие и сущность системы  образования в Российской Федерации

 

 

В Законе Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года        № 3266-1 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под системой образования в Российской Федерации этот же Закон понимает совокупность взаимодействующих [4, с. 36]:

1) преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня и направленности;

2) сети реализующих их образовательных  учреждений независимо от их  организационно-правовых форм, типов  и видов;

3) органов, осуществляющих управление  в сфере образования, и подведомственных  им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц,  общественных и государственно-общественных  объединений, осуществляющих деятельность  в области образования.

Управление  образованием включает в себя различные  аспекты. Это управление процессами развития системы образованием в целом, ее различными подсистемами, структурами и уровнями в особенности. Здесь речь идет о количественных параметрах, численности образовательных учреждений и обучающихся в них людей. В настоящее время система образования отстает от требований рынка труда и, ориентируясь на существующую ситуацию профессий и специальностей, создает избыток выпускников по некоторым из них, что не всегда сопровождается здоровой конкуренцией, более того, может способствовать росту социальной напряженности.

Еще один аспект управления образованием касается качества образования. Сегодня российское общество все больше нуждается не столько в дипломированных специалистах, сколько в знающих и умеющих специалистах. Качество образования включает в себя три основные характеристики [4, с.37]:

1) качество содержания образования;

2) качество процесса образования;

3) качество результата образования.

Исходя из вышесказанного, в этом аспекте управления образованием требуется  разработать методику оценки качества образования.

Злободневной темой управления образованием является обеспечение общедоступного, гарантированного, бесплатного образования в соответствии с принятыми государственными образовательными стандартами на всех ступенях существующей системы образования.

Сегодня в России остро стоит вопрос о соотношении государственного образования с негосударственным образованием. Здесь необходимо преодолеть дискриминационный подход по отношению к негосударственному образованию с одновременным сохранением над ним государственного контроля.

Помимо вышеперечисленных сложных моментов в управлении образованием каждая подсистема образования (дошкольное, школьное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное, дополнительное профессиональное образование) имеет свои, присущие данной подсистеме, трудности.

К анализу управления образованием применяется несколько подходов[4, с.38]:

1) психолого-педагогический;

2) экономический;

3) социологический.

Психолого-педагогический подход к  управлению образованием акцентирует внимание на психологии управления процессами в педагогических коллективах образовательных учреждений.

Экономический подход к управлению образованием опирается на экономику  образования. В рамках экономического подхода определяются финансовые ресурсы на всех уровнях управления образованием, формы и системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений, экономическое содержание и эффективность управленческих решений в области образования, управление рисками, функционирование системы образования в условиях перехода страны к рынку и развития рыночных отношений.

Управление образованием в обществе осуществляется на трех основных уровнях:

1) общефедеральном;

2) региональном;

3) муниципальном.

На общероссийском уровне образования управление имеет своей целью формирование и развитие единого образовательного пространства субъектов Федерации, городов и муниципальных структур, конкретных учебных заведений. Управление образованием в федеральном масштабе предполагает создание типовых положений об образовательных учреждениях, а также определение порядка их создания, реорганизации и ликвидации.

На региональном уровне управления образованием преобладает системный  подход к процессу управления. Системный  характер управления образованием на региональном уровне означает [4, с. 44]:

1) нацеленность на преодоление  разобщенности между различными  образовательными учреждениями  дошкольного, школьного, профессионального,  дополнительного образования и  формирование единого образовательного  пространства в субъекте РФ;

2) включение этих учреждений  в систему связей с различными  структурами производства, культуры, науки, государственными органами  и установление между ними  социального партнерства;

3) стимулирование инновационной деятельности  образовательных учреждений;

4) подготовка управленческих кадров  для учреждений образования;

5) контроль за своевременным финансированием  и поддержка в финансовом и  материально-техническом обеспечении  образовательных учреждений.

Региональный  уровень управления образованием включает в себя деятельность управленческих структур субъекта Федерации, подчиненных ему органов управления образованием в городах, районах, муниципальных структурах.

Органы  местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

В процессе управления образовательными учреждениями управленческие структуры  разрабатывают концепции развития, в которых фиксируются стратегические цели и тактические средства для  достижения поставленных целей.

В Российской Федерации создаются  и действуют государственные органы управления образованием:

1) федеральные (центральные) органы  управления образованием;

2) федеральные ведомственные органы  управления образованием;

3) государственные органы управления  образованием субъектов РФ.

Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Непосредственное  управление государственным муниципальным  образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. [4, с. 51]

Руководство негосударственным образовательным  учреждением осуществляет непосредственно  его учредитель или по его поручению  попечительский совет, формируемый  учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения и выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

Таким образом, мы ознакомились с понятием системы образования, выяснили, что  основной деятельностью государства  и правительства Российской Федерации в отношении системы образования, является контроль над ней. Также рассмотрели подходы и уровни в управлении образования, виды государственных органов управления образованием и негосударственные руководства образовательными учреждениями.  

1.2 Факторы влияющие на развитие системы образования

 

Российские дошкольные образовательные  учреждения в своей деятельности руководствуются «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении». В соответствии с «Типовым положением»  российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач: от охраны жизни и здоровья детей до приобщения их к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей, – все эти задачи осуществляются в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

Для дошкольных учреждений России характерны:

    • многофункциональность
    • разнотипность
    • свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса
    • использование образовательных программ [15, с. 72].

Современное дошкольное образование России располагает такими видами дошкольных учреждений: детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Кроме перечисленных дошкольных учреждений существуют и ясли. Однако их количество за последние 10 лет резко сократилось. Это произошло из-за того, что ясли перестали выполнять свою основную функцию — оздоровительную, а заболеваемость детей становилась прогрессирующе высокой. Ниже (см. Таблица 1) приведены сравнительные количественные данные по годам по дошкольным учреждениям [14, с.130].

Информация о работе Современная система образования в Российской Федерации