Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современной системы образования в Российской Федерации, поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы системы образования в Российской Федерации
2. Изучить особенности системы образования в г. Новосибирске
3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы образования
Введение
Теоретические основы функционирования системы образования в РФ
Понятие и сущность системы образования
Факторы влияющие на развитие системы образования
Специфика системы образования в РФ
Особенности системы образования в Новосибирске
Рынок образовательных услуг в Новосибирске
Основные участники образовательного процесса Новосибирска
Факторы влияющие на систему образования в Новосибирске
Рекомендации по улучшению системы образования
Улучшение системы образования в РФ
Совершенствование образовательных услуг в Новосибирске
Заключение
Список используемых материалов
Приложения
Рассмотрев цели каждого субъекта образовательного процесса, обратимся к статистическим данным, приведенным в Таблице 7.
Таблица 7
Охват населения образованием
(на начало учебного года, тыс. человек)
2006 /07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 | |
Численность обучающихся – всего |
523,4 |
504,9 |
492,0 |
480,6 |
… |
В общеобразовательных |
272,6 |
261,4 |
256,1 |
254,7 |
257,9 |
В учреждениях начального профессионального образования |
25,4 |
21,8 |
19,5 |
17,8 |
… |
В учреждениях среднего профессионального образования |
50,7 |
47,0 |
42,3 |
39,5 |
38,0 |
В учреждениях высшего |
170,9 |
170,9 |
170,6 |
164,6 |
153,7 |
В аспирантуре и докторантуре |
3,8 |
3,8 |
3,5 |
4,0 |
4,1 |
Таблица отражает общую картину количества учащихся, по которой можно сказать: с каждым годом участников образовательного процесса становится меньше, отчасти это связано с демографической проблемой не только в городе Новосибирске, но и в Российской Федерации в целом. Однако если посмотреть внимательно, то количество аспирантов и докторов наук наоборот увеличивается. Возможно, это связано с желанием людей получать научную степень и преподавать, стремление к успеху.
Подводя итог по этому пункту, можно сказать, что в городе Новосибирске в данный момент очень много разных участников образовательного процесса, однако существует тенденция понижения количества учащихся из-за демографической проблемы. Не смотря на столь неприятный факт, у Новосибирска есть ресурсы (выраженные в участниках) для успешного развития образовательной сферы.
Новосибирск занимает 4-е место в Российской Федерации по числу студентов на 10 000 населения.
Высшее, среднее и начальное профессиональное образование являются важной сферой экономической области, в которую вовлечено более 270 тыс. чел.
В системе профобразования Новосибирской области работают 59% докторов и 62% кандидатов наук из общего числа докторов и кандидатов наук, работающих в системе образования Сибирского федерального округа.
Основной проблемой в области образования является разрыв (системное противоречие) между высокими количественными показателями состояния образовательного комплекса Новосибирской области (Таблица 8, Приложение) и качеством подготовки кадров, потребностями организаций области в квалифицированных специалистах.
Это проявляется в несоответствии спроса и предложения на рынке труда в разрезе отдельных специальностей; в превышении динамики получения новых знаний над динамикой их восприятия и реализации; в несоответствии ключевых компетенций выпускников и требований бизнеса; в слабом развитии услуг дополнительного/непрерывного профессионального образования. Проблема требует решения с учетом возможностей и угроз внешней среды (Таблица 9, Приложение).
По Таблице 8 (см. Приложения), мы видим, что в Новосибирске достигнуты высокие планки образования, что в свою очередь дает преимущество, при конкуренции с другими городами и субъектами Российской Федерации.
Таблица 9 (см. Приложения) составленная по правилам менеджмента организации, а в данном случае образовательного комплекса, по таблице четко видны возможности и угрозы для системы образования в городе Новосибирск, также мы видим сильные и слабые стороны всего образовательного комплекса в целом.
Реальная картина сферы образования в Новосибирской области такова:
Чтобы подвести итог по городу Новосибирску, отметим, что рынок образовательных услуг в Сибирской столице достаточно разнообразен и богат, однако существуют внешние угрозы, которые могут повлиять не только на рынок, но и всю систему образования в целом. Чтобы не допустить провалов в данной сфере, чтобы образование было конкурентоспособным, необходимо делать акцент на возможности развития образовательных услуг. Необходимо продолжать создание и реализацию проектов по развитию современной системы образования в городе Новосибирске.
В настоящее время идет процесс реформирования образования в России, связанный с различными трудностями. Наверное, можно сказать, что все отечественное образование, включая и управление образованием, переживает глубокий и затяжной кризис.
О кризисе современного российского образования говорят некоторые факты:
Приходится констатировать и тот факт, что качество знаний ухудшилось, чему виной является наличие многочисленных учебных программ и нетиповых учебных заведений, таких как: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов и т.п.
Вместе с тем, с другой стороны, в среде российской молодежи, да и всего населения страны, растет стремление к получению образования, особенно высшего профессионального. В высшие и средние профессиональные учебные заведения значительно вырос конкурс среди абитуриентов.
Существующий кризис образования все же можно преодолеть. Любой социальный институт, и институт образования в том числе, вынужден приспосабливаться к реальным условиям, что является необходимой предпосылкой его существования.
Образование относят к социальной сфере как систему и социальный институт. А в рамках подхода к образованию как к социальному институту основные направления в отношении образования сводятся к организационной, материально-технической и финансовой деятельности. Соответственно, для улучшения системы образования в Российской Федерации в целом, можно обозначить три направления:
Сегодня все чаще образование так же рассматривается как элемент духовно-идеологической сферы жизни в обществе. Органы государственной власти стремятся ввести в структуру государственного управления в качестве образовательного предмета основы православия, что нарушает принцип отделения церкви от государства, который является конституционным принципом нашего государства. В этом смысле также существует проблема.
Многие считают, что предметы, связанные с определенной религией могут преподаваться только там, где участники образовательного процесса сами выбрали такое условие. Иначе преподавать такие предметы для всех не только не правильно, но и не разумно и не гуманно. Так как в нашей стране существует свобода вероисповедания, и многие люди могут быть даже атеистами. Вводя предметы с основами какой-либо религии государство «принуждает» участников образовательного процесса знать информацию, которую возможно они не хотят знать. Тем самым нарушаются права человека.
Чтобы избежать негативных последствий преобразования системы образования, следует строго сертифицировать и стандартизировать любую деятельность, направленную на изменения.
В последнее время широким
При грамотном управлении, введении стандартов, соблюдении трех основных направлений по улучшению системы образования в Российской Федерации, будет возникать меньше проблем в образовательных процессах, в отношениях субъектов образования, образование станет доступным, будет соответствовать всем высоким качествам, а так же сможет быть конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг.
Целью развития сферы образования и подготовки кадров в городе Новосибирск является обеспечение образовательного комплекса всеми необходимыми ресурсами, которые соответствовали бы потребностям экономики и общества [19].
Задачи (направления политики):
Для выполнения указанных задач
предусматриваются следующие
Финансовые:
1) поддержка научных и научно-педагогических школ образовательных учреждений со стороны государства и бизнеса (гранды и заказы на проведение исследований, стипендии преподавателям и т.д.);
2) развитие системы финансирования подготовки кадров: целевая контрактная подготовка кадров для села, школ, подготовка управленческих кадров, подготовка специалистов в сфере инноватики, обучение по остро востребованным профессиям и т.д.;
3) создание Фонда развития образования и поддержки талантливой молодежи на принципах государственно-частного партнерства;
4) развитие системы грандовой поддержки студентов, магистрантов, аспирантов: назначение на конкурсной основе стипендий Администрации области, проведение конкурсов инновационных проектов студентов, магистрантов и аспирантов;
5) создание системы образовательных кредитов;
6) поддержка образовательной
мобильности профессорско-
Структурные [19]:
1) организация региональных и межрегиональных научно-образовательных центров, лабораторий, совместных кафедр и других структур, позволяющих ускорить создание новых знаний и их использование в образовательном процессе;
2) создание в г. Новосибирске Международной школы бизнеса, сертифицированной по мировым стандартам, со специализацией на подготовке специалистов высшей квалификации в области экономики знаний и инноваций;
3) развитие новых форм подготовки кадров для инновационной деятельности – создание вузовских и межвузовских центров формирования инновационных компетенций выпускников и развития их инновационной активности; вовлечение в эту деятельность учащихся ССУЗов;
4) расширение интеграции образовательных учреждений; создание совместных информационных фондов, центров коллективного пользования уникальным оборудованием, методических, инжиниринговых центров и иных форм сетевого сотрудничества с привлечением бизнеса;
5) создание в образовательных учреждениях попечительских, общественных советов и иных структур, способствующих вовлечению общественности и бизнеса в формирование стратегии развития образовательных учреждений (увеличение открытости образовательной системы);
6) создание регионального экспертного центра по оценке документов об образовании в качестве первого шага на пути взаимного признания дипломов (документов об образовании);
7) развитие образовательной инфраструктуры Новосибирской области; строительство межвузовского комплекса для привлечения в город иностранных студентов;
Информация о работе Современная система образования в Российской Федерации