Современная система образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение современной системы образования в Российской Федерации, поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы системы образования в Российской Федерации
2. Изучить особенности системы образования в г. Новосибирске
3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы образования

Содержание

Введение
Теоретические основы функционирования системы образования в РФ
Понятие и сущность системы образования
Факторы влияющие на развитие системы образования
Специфика системы образования в РФ
Особенности системы образования в Новосибирске
Рынок образовательных услуг в Новосибирске
Основные участники образовательного процесса Новосибирска
Факторы влияющие на систему образования в Новосибирске
Рекомендации по улучшению системы образования
Улучшение системы образования в РФ
Совершенствование образовательных услуг в Новосибирске
Заключение
Список используемых материалов
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа, Сапатькова 0050.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

Рассмотрев цели каждого субъекта образовательного процесса, обратимся к статистическим данным, приведенным в Таблице 7.

Таблица 7

Охват населения образованием

(на начало учебного года, тыс.  человек)

 

2006 /07

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

Численность обучающихся – всего

523,4

504,9

492,0

480,6

В общеобразовательных учреждениях

272,6

261,4

256,1

254,7

257,9

В учреждениях начального профессионального  образования

25,4

21,8

19,5

17,8

В учреждениях среднего профессионального  образования

50,7

47,0

42,3

39,5

38,0

В учреждениях высшего профессионального  образования

170,9

170,9

170,6

164,6

153,7

В аспирантуре и докторантуре

3,8

3,8

3,5

4,0

4,1


 

Таблица отражает общую картину  количества учащихся, по которой можно  сказать: с каждым годом участников образовательного процесса становится меньше, отчасти это связано с демографической проблемой не только в городе Новосибирске, но и в Российской Федерации в целом. Однако если посмотреть внимательно, то количество аспирантов и докторов наук наоборот увеличивается. Возможно, это связано с желанием людей получать научную степень и преподавать, стремление к успеху.

Подводя итог по этому пункту, можно  сказать, что в городе Новосибирске в данный момент очень много разных участников образовательного процесса, однако существует тенденция понижения количества учащихся из-за демографической проблемы. Не смотря на столь неприятный факт, у Новосибирска есть ресурсы (выраженные в участниках) для успешного развития образовательной сферы.

 

 

 

 

2.3 Факторы, влияющие на систему  образования в                         г. Новосибирске

 

Новосибирск занимает 4-е место  в Российской Федерации по числу студентов на 10 000 населения.

 Высшее, среднее и начальное профессиональное образование являются важной сферой экономической области, в которую вовлечено более 270 тыс. чел.

 В системе профобразования  Новосибирской области работают 59% докторов  и 62% кандидатов наук из общего числа докторов и кандидатов наук, работающих в системе образования Сибирского федерального округа.

Основной проблемой в области  образования является разрыв (системное противоречие) между высокими количественными показателями состояния образовательного комплекса Новосибирской области (Таблица 8, Приложение) и качеством подготовки кадров, потребностями организаций области в квалифицированных специалистах.

Это проявляется в несоответствии спроса и предложения на рынке труда в разрезе отдельных специальностей; в превышении динамики получения новых знаний над динамикой их восприятия и реализации; в несоответствии ключевых компетенций выпускников и требований бизнеса; в слабом развитии услуг дополнительного/непрерывного профессионального образования. Проблема требует решения с учетом возможностей и угроз внешней среды (Таблица 9, Приложение).

По Таблице 8 (см. Приложения), мы видим, что в Новосибирске достигнуты высокие планки образования, что в свою очередь дает преимущество, при конкуренции с другими городами и субъектами Российской Федерации.

Таблица 9 (см. Приложения) составленная по правилам менеджмента организации, а в данном случае образовательного комплекса, по таблице четко видны возможности и угрозы для системы образования в городе Новосибирск, также мы видим сильные и слабые стороны всего образовательного комплекса в целом.

 

Реальная картина сферы образования в Новосибирской области такова:

    • наиболее перспективные направления развития данной сферы определяются приоритетом качественных изменений, связанных с внедрением информационных технологий, с развитием межвузовских, межрегиональных и международных коммуникаций, с реализацией новых форм, в том числе дистанционных, подготовки и переподготовки специалистов, а также с качественным улучшением процесса подготовки и переподготовки преподавателей [19].

 

Чтобы подвести итог по городу Новосибирску, отметим, что рынок образовательных  услуг в Сибирской столице достаточно разнообразен и богат, однако существуют внешние угрозы, которые могут повлиять не только на рынок, но и всю систему образования в целом. Чтобы не допустить провалов в данной сфере, чтобы образование было конкурентоспособным, необходимо делать акцент на возможности развития образовательных услуг. Необходимо продолжать создание и реализацию проектов по развитию современной системы образования в городе Новосибирске.

 

 

3. Рекомендации по совершенствованию  системы образования

3.1 Улучшение системы образования в Российской Федерации

 

В настоящее время идет процесс  реформирования образования в России, связанный с различными трудностями. Наверное, можно сказать, что все отечественное образование, включая и управление образованием, переживает глубокий и затяжной кризис.

О кризисе современного российского  образования говорят некоторые факты:

    • Уже "разрушен институт бесплатного единого обязательного среднего образования". В результате этого многие дети и подростки оказались "на улице", вне стен образовательных учреждений, чем в значительной степени привлекают к себе внимание криминальных структур [13, с. 83].
    • Заработная плата педагогов не соответствует даже минимальным потребностям работающего человека.
    • В учебных заведениях, и особенно школах, катастрофически не хватает учителей высшей категории, да и вообще учителей.

 

Приходится констатировать и тот  факт, что качество знаний ухудшилось, чему виной является наличие многочисленных учебных программ и нетиповых  учебных заведений, таких как: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов и т.п.

Вместе с тем, с другой стороны, в среде российской молодежи, да и всего населения страны, растет стремление к получению образования, особенно высшего профессионального. В высшие и средние профессиональные учебные заведения значительно вырос конкурс среди абитуриентов.

Существующий кризис образования  все же можно преодолеть. Любой  социальный институт, и институт образования  в том числе, вынужден приспосабливаться  к реальным условиям, что является необходимой предпосылкой его существования.

Образование относят к социальной сфере как систему и социальный институт. А в рамках подхода к  образованию как к социальному  институту основные направления  в отношении образования сводятся к организационной, материально-технической и финансовой деятельности. Соответственно, для улучшения системы образования в Российской Федерации в целом, можно обозначить три направления:

    • Организация системы образования. Под эти направлением, понимается четкое разделение функций и обязанностей субъектов учебного и образовательного процессов; формирование целостной и структурированной системы образования; формирование высококачественного рынка услуг образования и высококвалифицированных специалистов; ужесточение деятельности органов контроля системой образования Российской Федерации. 
    • Материально-техническая база. Сюда также можно отнести формирование и развитие высококачественного рынка образования; снабжение учебных и других образовательных учреждений новейшим оборудованием (компьютерные классы, интерактивные доски, оборудование для конференц-залов и т.д.); обеспечение образовательных учреждений учебными пособиями (новая литература).
    • Финансовая деятельность. Это направление связано с вложением денег в образовательные процессы, а также в улучшение условий образовательного процесса. Так, например, многие школы нуждаются в ремонтных преобразованиях, но в школьном бюджете не достаточно средств для этого. Многие проекты по преобразованию системы образования в целом, либо каких то отдельных её структур, требуют материальных вложений. Такие вложения также требуются для создания комфортного окружения в момент процесса осуществления образовательной деятельности.

Сегодня все чаще образование  так же рассматривается как элемент духовно-идеологической сферы жизни в обществе. Органы государственной власти стремятся ввести в структуру государственного управления в качестве образовательного предмета основы православия, что нарушает принцип отделения церкви от государства, который является конституционным принципом нашего государства. В этом смысле также существует проблема.

Многие считают, что предметы, связанные с определенной религией могут преподаваться только там, где участники образовательного процесса сами выбрали такое условие. Иначе преподавать такие предметы для всех не только не правильно, но и не разумно и не гуманно. Так как в нашей стране существует свобода вероисповедания, и многие люди могут быть даже атеистами. Вводя предметы с основами какой-либо религии государство «принуждает» участников образовательного процесса знать информацию, которую возможно они не хотят знать. Тем самым нарушаются права человека.

Чтобы избежать негативных последствий  преобразования системы образования, следует строго сертифицировать  и стандартизировать  любую деятельность, направленную на изменения.

В последнее время широким размахом развернулась стандартизация управления образованием - создание государственных  образовательных стандартов на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Данный факт является довольно значимым. Ведь если улучшить систему управления образованием, возможно, улучшится картина системы образования в целом.

При грамотном управлении, введении стандартов, соблюдении трех основных направлений по улучшению системы образования в Российской Федерации, будет возникать меньше проблем в образовательных процессах, в отношениях субъектов образования, образование станет доступным, будет соответствовать всем высоким качествам, а так же сможет быть конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг.

 

3.2 Совершенствование образовательных услуг в г. Новосибирске

 

Целью развития  сферы образования и подготовки кадров в городе Новосибирск является обеспечение образовательного комплекса всеми необходимыми ресурсами, которые соответствовали бы потребностям экономики и общества [19].

Задачи (направления политики):

    • развитие интеграции «образование – наука – бизнес» при поддержке государства с целью повышения качества образования, обеспечение его соответствия требованиям рынка;
    • расширение доступности образования для разных слоев общества. Развитие системы отбора и поддержки талантливой молодежи, в том числе через формирование стипендиальной системы сообщества и крупных компаний;
    • расширение экспорта образовательных услуг, развитие системы непрерывного образования и образования в течение жизни  (LLL – life-long learning);
    • развитие форм и методов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для организаций Новосибирской области с целью повышения уровня компетенции кадров как ключевого фактора роста эффективности экономики области.

 

Для выполнения указанных задач  предусматриваются следующие основные мероприятия:

Финансовые:

1) поддержка научных и научно-педагогических школ образовательных учреждений со стороны государства и бизнеса (гранды и заказы на проведение исследований, стипендии преподавателям и т.д.);

2) развитие системы финансирования подготовки кадров: целевая контрактная подготовка кадров для села, школ, подготовка управленческих кадров, подготовка специалистов в сфере инноватики, обучение по остро востребованным профессиям и т.д.;

3) создание Фонда развития образования и поддержки талантливой молодежи на принципах государственно-частного партнерства;

4) развитие системы грандовой поддержки студентов, магистрантов, аспирантов: назначение на конкурсной основе стипендий Администрации области, проведение конкурсов инновационных проектов студентов, магистрантов и аспирантов;

5) создание системы образовательных кредитов;

6) поддержка образовательной мобильности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений Новосибирской области за счет привлечения в сферу образования иностранных и российских партнеров, специализированных государственных и частных фондов.

 

Структурные [19]:

1) организация региональных и межрегиональных научно-образовательных центров, лабораторий, совместных кафедр и других структур, позволяющих ускорить создание новых знаний и их использование в образовательном процессе;

2) создание в г. Новосибирске Международной школы бизнеса, сертифицированной по мировым стандартам, со специализацией на подготовке специалистов высшей квалификации в области экономики знаний и инноваций;

3) развитие новых форм подготовки кадров для инновационной деятельности – создание вузовских  и межвузовских центров формирования инновационных компетенций выпускников и развития их инновационной активности; вовлечение в эту деятельность учащихся ССУЗов;

4) расширение интеграции образовательных учреждений; создание совместных информационных фондов, центров коллективного пользования уникальным оборудованием, методических, инжиниринговых центров и иных форм сетевого сотрудничества с привлечением бизнеса; 

5) создание в образовательных учреждениях попечительских, общественных советов и иных структур, способствующих вовлечению общественности и бизнеса в формирование стратегии развития образовательных учреждений (увеличение открытости образовательной системы);

6) создание  регионального экспертного центра по оценке документов об образовании в качестве первого шага на пути взаимного признания дипломов (документов об образовании); 

7) развитие образовательной инфраструктуры Новосибирской области; строительство межвузовского комплекса для привлечения в город иностранных студентов;

Информация о работе Современная система образования в Российской Федерации