Современная система образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение современной системы образования в Российской Федерации, поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы системы образования в Российской Федерации
2. Изучить особенности системы образования в г. Новосибирске
3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы образования

Содержание

Введение
Теоретические основы функционирования системы образования в РФ
Понятие и сущность системы образования
Факторы влияющие на развитие системы образования
Специфика системы образования в РФ
Особенности системы образования в Новосибирске
Рынок образовательных услуг в Новосибирске
Основные участники образовательного процесса Новосибирска
Факторы влияющие на систему образования в Новосибирске
Рекомендации по улучшению системы образования
Улучшение системы образования в РФ
Совершенствование образовательных услуг в Новосибирске
Заключение
Список используемых материалов
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа, Сапатькова 0050.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

 

Рассмотрев основные понятия, сущность современной системы образования  в Российской Федерации, необходимо выделить:

    • На современную систему образования РФ влияет набор факторов, которые могут нести как положительное, так и отрицательное воздействие;
    • Система образования в России отличается своей специфичностью и имеет ряд особенностей;
    • Существует национальный проект «Образование», направленный на улучшение и развитие системы образования в РФ. 

2. Особенности системы образования  в

г. Новосибирске

2.1 Рынок образовательных услуг  г. Новосибирска

 

Новосибирск по уровню развития образовательного комплекса, потенциалу науки, проектно-конструкторского творчества и опыту инновационной деятельности населения является одним из наиболее подготовленных городов страны к реализации концепции непрерывного образования, особенно в сферах науки, техники и гуманитарных дисциплин.

В городе активно действует система подготовки и переподготовки педагогических кадров, включающая Новосибирский государственный педагогический университет, филиал Московского педагогического госуниверситета, 3 педагогического колледжа и педагогическое училище.

Ежегодно выпускается свыше 3,7 тыс. учителей с высшим образованием и около 2,2 тыс. человек – со средним. Часть выпускников приходит в школы города. Повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений проводится в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. А повышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учреждений – в Новосибирском государственном университете (до 60-70 человек в год), а также в техническом и отраслевых университетах. С 2002 года в городе работает Сибирский центр инновационных педагогических технологий «Открытие», призванный сформировать преподавательскую базу мирового уровня, основанную на современных технологиях [19].

В 50-ти научно-исследовательских организациях и 15 вузах города есть аспирантуры, в которых в настоящее время обучается более 3 тыс. человек, в том числе 23% техническим специальностям, 17% – экономическим, 12% – физико-математическим. Ежегодно заканчивают аспирантуру 500 - 600 человек. Около 100 человек в разных учреждениях (92 % в ВУЗах города) состоят в претендентах на получение докторской степени.

Получают степень доктора наук 20 - 30 человек в год, причем 55 - 58 % с защитой соответствующей диссертации.

Мобилизация имеющегося потенциала образования, доступность его для повышения образовательного уровня населения представляет собой одну из важных стратегических задач.  

Таблица 6

Контрольные показатели развития системы  непрерывного образования в %

Показатели

2000

2005

2010

Ожидаемые показатели

2015

2020

Обеспеченность детей младшего возраста местами в дошкольных учреждениях

40

43 - 45

55- 60

60 - 70

65 - 75

Численность учащихся государственных дневных школ, занимающихся в первую смену

77,6

78 - 79

80 - 82

87 - 90

95 - 100

Индекс затрат из городского бюджета в год на одного ребенка по статьям общего и дополнительного образования.

100

106 - 110

108 - 116

115 - 125

125 - 140

Обеспеченность учреждений общего образования квалифицированными кадрами, %

94

95 - 96

96 - 98

97 - 99

97 - 100

Коэффициент зачисления в средние специальные заведения

51,3

52 - 53

53 - 55

54 - 57

55 - 59

Коэффициент зачисления в  высшую школу  
(без заочного обучения)

63,9

65 - 67

70 - 75

77 - 85

85 - 97

Индекс роста обучающихся  в аспирантуре

100

110 - 120

120 - 140

140 - 170

170 - 210

Число лиц с высшим образованием на 1000 жителей

223

224 - 225

227 - 232

235 - 242

244 - 255

Количество специальностей в вузах  города

293

295 - 300

300 - 310

305 - 320

310 - 330


 

По данным таблицы можно отметить тенденцию роста по разным критериям. Таким образом, система образования в городе Новосибирск с каждым годом будет увеличивать свои количественные показатели, что будет благоприятно способствовать уровню образования.

Всего в Новосибирске 44 высших учебных заведения (13 университетов, 11 академий, 20 институтов)[20].

 

В городе Новосибирск 13 университетов[21]:

  • МПГУ, Московский педагогический государственный университет (филиал);
  • НГАСУ, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет;
  • НГАУ, Новосибирский государственный аграрный университет;
  • НГМУ, Новосибирский государственный медицинский университет;
  • НГПУ, Новосибирский государственный педагогический университет;
  • НГТУ, Новосибирский государственный технический университет;
  • НГУЭУ, Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • НГУ, Новосибирский государственный университет;
  • Российский государственный торгово-экономический университет (филиал);
  • Русско-немецкий университет;
  • СГУПС, Сибирский государственный университет путей сообщения;
  • СибГУТИ, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики;
  • СибУПК, Сибирский университет потребительской кооперации.

Самым крупным вузом  является Новосибирский государственный  технический университет (НГТУ), в  котором одновременно обучается  более 22 тысяч студентов.

 

В городе Новосибирск 11 академий:

    • Академия национальной безопасности, обороны и правопорядка (Новосибирский филиал);
    • МФЮА, Московская финансово-юридическая академия (филиал);
    • НГАВТ, Новосибирская государственная академия водного транспорта;
    • НГАХА, Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия;
    • Российская академия предпринимательства (филиал);
    • Санкт-Петербургская академия управления и экономики (филиал);
    • Санкт-Петербургская астрологическая академия (филиал);
    • САФБД, Сибирская академия финансов и банковского дела;
    • СГГА, Сибирская государственная геодезическая академия;
    • СибАГС, Сибирская академия государственной службы;
    • Современная гуманитарная академия.

 

Большинство вузов Новосибирска – государственные. По результатам  обучения их студенты получают диплом государственного образца, а на период обучения – отсрочку от армии.

Однако негосударственные университеты также заняли достаточно серьезную нишу в деле высшего образования. Ведь в этих заведениях преподавание ведется по тем же государственным стандартам, что и в государственных образовательных учреждениях. К тому же, в негосударственных вузах есть свои преимущества — индивидуализация обучения, более гибкий план работы и практики, более низкая цена за обучение (на 30-40% меньше, чем в государственных вузах).

 

 

 

В городе Новосибирск 20 институтов:

    • Томский экономико-юридический институт (филиал);
    • Институт дистанционного обучения (НГТУ);
    • Институт социальной реабилитации (НГТУ);
    • ИРСО, Институт рекламы и связи с общественностью;
    • КемТИПП, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, (представительство в Новосибирске);
    • Московский институт предпринимательства и права (филиал);
    • НВВКУ, Новосибирское высшее военное командное училище;
    • НГИ, Новосибирский гуманитарный институт;
    • НГТИ, Новосибирский государственный театральный институт;
    • НИЭМ, Новосибирский институт экономики менеджмента;
    • НИЭПП, Новосибирский институт экономики, психологии и права;
    • Новосибирский военный институт внутренних войск им.генерала армии И.К.Яковлева МВД России;
    • НСИ, Новый сибирский институт;
    • НТИ, Новосибирский технологический институт;
    • НЮИфТГУ, Новосибирский юридический институт, филиал Томского государственного университета;
    • РФЭИ, Региональный финансово-экономический институт;
    • Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права (филиал);
    • САУМК, Сибирская академия управления и массовых коммуникаций;
    • СИМОР, Сибирский институт международных отношений и регионоведения;
    • СНИ, Сибирский независимый институт.

 

Кроме заведений высшего  образования в Новосибирске существуют: 334 детских сада и яслей (государственных и негосударственных); 268 школ; 22 лицея; 18 гимназий; кроме этого в городе большой выбор дополнительных учреждений для детей (студии, центры детского досуга и творчества, различные секции и т.д.).

Из этого следует, что город Новосибирск имеет многообразный рынок образовательных услуг, причем эти услуги имеют высокие показатели качества. Многие приезжают в Новосибирск, чтобы получить качественное образование, для дальнейшего трудоустройства. По мнению многих людей, Новосибирск, вполне, может стать первым городом в рейтинге предоставления высококачественных образовательных услуг.

 

 

2.2 Участники образовательного  процесса в г. Новосибирске

 

В городе сложилась  система непрерывного образования, которая включает:

    • 282 учреждения дошкольного образования на 44,5 тысячи мест;
    • 225 государственных и 17 негосударственных общеобразовательных учреждений (в которых соответственно обучается 153,1 тыс. и 1,7 тыс. человек, и работает более 12,5 тыс. учителей);
    • 36 учреждений начального профессионального образования, с контингентом учащихся 16,1 тыс. человек;
    • 40 государственных и 5 негосударственных средних специальных учебных заведений (соответственно 53,6 тыс. и 1,2 тыс. человек учащихся);
    • 19 государственных и 17 негосударственных вузов и филиалов вузов с общим числом студентов 159,6 тыс. человек.

 Кроме  того, в Новосибирске  свыше 100 учреждений дополнительного образования детей, которой охвачено почти 112 тыс. учащихся детей и подростков, и более 200 организаций дополнительного профессионального образования, представляющих образовательные услуги практически всем желающим [19].

Многие общеобразовательные и  профессиональные учебные заведения  Новосибирска известны достаточно высоким  уровнем обучения и использованием современных педагогических систем воспитания. В городе действует несколько новаторских образовательных учреждений, создаются новые образовательные технологии с соответствующим научно-методическим обеспечением. В последние годы возникли и успешно работают частные учебные заведения, получает развитие образовательный бизнес. Удалось сохранить и развить систему дополнительного образования.

Рассмотрим Диаграмму 1, из которой  видно соотношение городских  и сельских обучающихся дневных  общеобразовательных учреждений Новосибирской области.

 

Диаграмма 1

Численность обучающихся государственных  дневных общеобразовательных учреждений Новосибирской области в 2005/06  - 2010/11 учебных годах

(тысяч человек)

 

По данной диаграмме видно, что  общее число городских учащихся в два раза или даже больше превосходит число сельских учащихся. Данный факт свидетельствует о дисбалансе обеспечения образованием в городской и сельской местностях.

Как показывают периодически проводившиеся  социологические исследования жизненных  установок молодежи, стремление к получению образования, в первую очередь, высшего профессионального, в молодежной среде растет. Хотя количество бюджетных мест в государственных вузах не изменилось, в Новосибирске с 2007 года объективно наблюдается интенсивный рост студенчества с ежегодным темпом 112 %. Молодые люди и население города в целом уже осознали значимость образования для получения профессии и успеха в жизни. Отвечающие на вопросы анкет «О мотивах стремления к образованию», кроме желания обрести престижную профессию, отмечают:

    • стремление развить свою личность
    • обрести положение в обществе
    • добиться уважения близких

 

В образовательной сфере возникает  и сталкивается целое множество  особых, специфических интересов  субъектов деятельности, разнообразных по своей природе и правовому статусу [18, с.34]: обучающихся, их родителей (иных законных представителей), образовательных учреждений, иных организаций, представляющих интересы работодателей и потребителей результатов образовательной деятельности, государства.

Первоочередной целью обучающихся  и их родителей является получение  первыми образования определенного  уровня и качества, в рамках государственного образовательного стандарта.

В то же время цель образовательной  организации состоит в предоставлении образования – процесса и содержания – результата определенного уровня и качества; в создании, обеспечении соответствующих уровней поведения образовательного процесса; в отдельных случаях – получение определенного дохода (при предоставлении образования на платной основе).

Цель государства, муниципальных  образовательных услуг состоит  в обеспечении права граждан  на получение образования, в частности  – общедоступного бесплатного основного  общего в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в обеспечении условий получения образования, соответствующего потребностям современного общества, государства, в том числе подготовка профессионально обученных специалистов разных уровней, профилей, специальностей.

Информация о работе Современная система образования в Российской Федерации