Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современной системы образования в Российской Федерации, поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы системы образования в Российской Федерации
2. Изучить особенности системы образования в г. Новосибирске
3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы образования
Введение
Теоретические основы функционирования системы образования в РФ
Понятие и сущность системы образования
Факторы влияющие на развитие системы образования
Специфика системы образования в РФ
Особенности системы образования в Новосибирске
Рынок образовательных услуг в Новосибирске
Основные участники образовательного процесса Новосибирска
Факторы влияющие на систему образования в Новосибирске
Рекомендации по улучшению системы образования
Улучшение системы образования в РФ
Совершенствование образовательных услуг в Новосибирске
Заключение
Список используемых материалов
Приложения
Рассмотрев основные понятия, сущность
современной системы
Новосибирск по уровню развития образовательного комплекса, потенциалу науки, проектно-конструкторского творчества и опыту инновационной деятельности населения является одним из наиболее подготовленных городов страны к реализации концепции непрерывного образования, особенно в сферах науки, техники и гуманитарных дисциплин.
В городе активно действует система подготовки и переподготовки педагогических кадров, включающая Новосибирский государственный педагогический университет, филиал Московского педагогического госуниверситета, 3 педагогического колледжа и педагогическое училище.
Ежегодно выпускается свыше 3,7 тыс. учителей с высшим образованием и около 2,2 тыс. человек – со средним. Часть выпускников приходит в школы города. Повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений проводится в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. А повышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учреждений – в Новосибирском государственном университете (до 60-70 человек в год), а также в техническом и отраслевых университетах. С 2002 года в городе работает Сибирский центр инновационных педагогических технологий «Открытие», призванный сформировать преподавательскую базу мирового уровня, основанную на современных технологиях [19].
В 50-ти научно-исследовательских
Получают степень доктора наук 20 - 30 человек в год, причем 55 - 58 % с защитой соответствующей диссертации.
Мобилизация имеющегося потенциала образования, доступность его для повышения образовательного уровня населения представляет собой одну из важных стратегических задач.
Таблица 6
Контрольные показатели развития системы непрерывного образования в %
Показатели |
2000 |
2005 |
2010 |
Ожидаемые показатели | |
2015 |
2020 | ||||
Обеспеченность детей младшего возраста местами в дошкольных учреждениях |
40 |
43 - 45 |
55- 60 |
60 - 70 |
65 - 75 |
Численность учащихся государственных дневных школ, занимающихся в первую смену |
77,6 |
78 - 79 |
80 - 82 |
87 - 90 |
95 - 100 |
Индекс затрат из городского бюджета в год на одного ребенка по статьям общего и дополнительного образования. |
100 |
106 - 110 |
108 - 116 |
115 - 125 |
125 - 140 |
Обеспеченность учреждений общего образования квалифицированными кадрами, % |
94 |
95 - 96 |
96 - 98 |
97 - 99 |
97 - 100 |
Коэффициент зачисления в средние специальные заведения |
51,3 |
52 - 53 |
53 - 55 |
54 - 57 |
55 - 59 |
Коэффициент зачисления в
высшую школу |
63,9 |
65 - 67 |
70 - 75 |
77 - 85 |
85 - 97 |
Индекс роста обучающихся в аспирантуре |
100 |
110 - 120 |
120 - 140 |
140 - 170 |
170 - 210 |
Число лиц с высшим образованием на 1000 жителей |
223 |
224 - 225 |
227 - 232 |
235 - 242 |
244 - 255 |
Количество специальностей в вузах города |
293 |
295 - 300 |
300 - 310 |
305 - 320 |
310 - 330 |
По данным таблицы можно отметить тенденцию роста по разным критериям. Таким образом, система образования в городе Новосибирск с каждым годом будет увеличивать свои количественные показатели, что будет благоприятно способствовать уровню образования.
Всего в Новосибирске 44 высших учебных заведения (13 университетов, 11 академий, 20 институтов)[20].
В городе Новосибирск 13 университетов[21]:
Самым крупным вузом является Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), в котором одновременно обучается более 22 тысяч студентов.
В городе Новосибирск 11 академий:
Большинство вузов Новосибирска – государственные. По результатам обучения их студенты получают диплом государственного образца, а на период обучения – отсрочку от армии.
Однако негосударственные университеты также заняли достаточно серьезную нишу в деле высшего образования. Ведь в этих заведениях преподавание ведется по тем же государственным стандартам, что и в государственных образовательных учреждениях. К тому же, в негосударственных вузах есть свои преимущества — индивидуализация обучения, более гибкий план работы и практики, более низкая цена за обучение (на 30-40% меньше, чем в государственных вузах).
В городе Новосибирск 20 институтов:
Кроме заведений высшего образования в Новосибирске существуют: 334 детских сада и яслей (государственных и негосударственных); 268 школ; 22 лицея; 18 гимназий; кроме этого в городе большой выбор дополнительных учреждений для детей (студии, центры детского досуга и творчества, различные секции и т.д.).
Из этого следует, что город Новосибирск имеет многообразный рынок образовательных услуг, причем эти услуги имеют высокие показатели качества. Многие приезжают в Новосибирск, чтобы получить качественное образование, для дальнейшего трудоустройства. По мнению многих людей, Новосибирск, вполне, может стать первым городом в рейтинге предоставления высококачественных образовательных услуг.
В городе сложилась система непрерывного образования, которая включает:
Кроме того, в Новосибирске свыше 100 учреждений дополнительного образования детей, которой охвачено почти 112 тыс. учащихся детей и подростков, и более 200 организаций дополнительного профессионального образования, представляющих образовательные услуги практически всем желающим [19].
Многие общеобразовательные и профессиональные учебные заведения Новосибирска известны достаточно высоким уровнем обучения и использованием современных педагогических систем воспитания. В городе действует несколько новаторских образовательных учреждений, создаются новые образовательные технологии с соответствующим научно-методическим обеспечением. В последние годы возникли и успешно работают частные учебные заведения, получает развитие образовательный бизнес. Удалось сохранить и развить систему дополнительного образования.
Рассмотрим Диаграмму 1, из которой видно соотношение городских и сельских обучающихся дневных общеобразовательных учреждений Новосибирской области.
Диаграмма 1
Численность обучающихся государственных
дневных общеобразовательных
(тысяч человек)
По данной диаграмме видно, что общее число городских учащихся в два раза или даже больше превосходит число сельских учащихся. Данный факт свидетельствует о дисбалансе обеспечения образованием в городской и сельской местностях.
Как показывают периодически проводившиеся социологические исследования жизненных установок молодежи, стремление к получению образования, в первую очередь, высшего профессионального, в молодежной среде растет. Хотя количество бюджетных мест в государственных вузах не изменилось, в Новосибирске с 2007 года объективно наблюдается интенсивный рост студенчества с ежегодным темпом 112 %. Молодые люди и население города в целом уже осознали значимость образования для получения профессии и успеха в жизни. Отвечающие на вопросы анкет «О мотивах стремления к образованию», кроме желания обрести престижную профессию, отмечают:
В образовательной сфере
Первоочередной целью
В то же время цель образовательной организации состоит в предоставлении образования – процесса и содержания – результата определенного уровня и качества; в создании, обеспечении соответствующих уровней поведения образовательного процесса; в отдельных случаях – получение определенного дохода (при предоставлении образования на платной основе).
Цель государства, муниципальных
образовательных услуг состоит
в обеспечении права граждан
на получение образования, в частности
– общедоступного бесплатного основного
общего в государственных и
Информация о работе Современная система образования в Российской Федерации