Современная система образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение современной системы образования в Российской Федерации, поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы системы образования в Российской Федерации
2. Изучить особенности системы образования в г. Новосибирске
3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы образования

Содержание

Введение
Теоретические основы функционирования системы образования в РФ
Понятие и сущность системы образования
Факторы влияющие на развитие системы образования
Специфика системы образования в РФ
Особенности системы образования в Новосибирске
Рынок образовательных услуг в Новосибирске
Основные участники образовательного процесса Новосибирска
Факторы влияющие на систему образования в Новосибирске
Рекомендации по улучшению системы образования
Улучшение системы образования в РФ
Совершенствование образовательных услуг в Новосибирске
Заключение
Список используемых материалов
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа, Сапатькова 0050.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

8) создание регионального учебно-методического объединения  по ряду образовательных направлений с целью ускорения процесса лицензирования новых специальностей, магистерских программ и программ дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями экономики региона и приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий, а также с целью содействия расширению спектра магистерских программ в вузах г. Новосибирска;

9) организация процедуры общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования;

10) поддержка создания вертикально интегрированных образовательных комплексов для развития системы непрерывного образования (вуз – ССУЗ – школа, вуз – ССУЗ,  например, как  СОШ – ВКИ – НГУ, аэрокосмический лицей – НГТУ); 

11) поддержка инициатив по международной аккредитации образовательных программ, по формированию списка компетенций выпускников образовательных учреждений;

12) создание системы стимулирования компаний  к инвестициям в обучение своего персонала.

 

Информационно-коммуникационные:

    • лоббирование интересов образовательного комплекса Новосибирской области в федеральных органах власти;
    • содействие через международные структуры и связи Новосибирской области (зарубежные представительства, договора о сотрудничестве и проч.) привлечению иностранных студентов, бывших соотечественников в образовательные учреждения области, продвижению образовательных услуг за рубежом;
    • создание в Новосибирской области образовательного портала по профессиональному образованию, в перспективе – помощь в осуществлении обоснованного выбора направления и программы обучения, выстраивание собственной образовательной и жизненной (профессиональной) траектории, предусматривающей как горизонтальную, так и вертикальную мобильность;
    • создание в области ресурсного центра, призванного выступать в роли посредника между образовательным комплексом и бизнесом;
    • развитие системы профессиональной ориентации школьников; интеграция начального и среднего профессионального образования;
    • организация системы диалога образовательных учреждений с бизнесом и теми организациями, которые нуждаются в компетенциях, умениях и способностях граждан, и содействие её развитию; формирование культуры такого социального диалога; 
    • развитие форм отбора, в том числе дистанционных, и поддержки талантливой молодежи, таких как межвузовские региональные олимпиады для школьников, победители которых имеют право на поступление в вуз вне конкурса, дистанционные формы участия студентов в международных и региональных олимпиадах и конкурсах;
    • распространение опыта реализации социально ориентированных образовательных программ, в том числе программы «Доступное образование» для людей с ограниченными физическими возможностями.

 

В сфере развития Новосибирской области как научно-образовательного и инновационного центра приоритетными направлениями деятельности должны стать:

    • создание  экономики, основанной на знаниях;
    • подготовка кадров высокой квалификации на основе формирования инновационных компетенций

 

К 2025 г. Новосибирск должен стать  образовательным центром, в котором  будет эффективно работать модель государственно-частного партнерства «образование – наука – бизнес». Это позволит готовить конкурентоспособных, востребованных на современном рынке специалистов для организаций народного хозяйства, а также будет успешно функционировать система обучения в течение жизни, что позволит решить проблему адаптации жителей области к изменению рынка труда.

В целом о рекомендациях по улучшению  систем образования в Российской Федерации в целом и частности  в городе Новосибирске, можно сказать: если будут обеспечены финансовая, материально-техническая и организационная деятельности в системе образовательных услуг, Россия и в частности Новосибирск будут иметь качественную, надежную и доступную систему образования.

 

Заключение

 

Целью данной работы являлось изучение современной системы образования в Российской Федерации. Охватив различные уровни системы образования, мы смогли выделить ряд причин, по которым можно судить о несоответствующем потребностям населения образовании.

В самом начале работы мы ознакомились с понятием системы образования, выяснили, направление основной деятельности государства в отношении системы образования, рассмотрели подходы и уровни в управлении образованием, виды государственных органов управления образованием и негосударственные руководства образовательными учреждениями.

Не мало важным является то, что  мы смогли выделить факторы, которые  влияют на систему образования. Ознакомились со специфическими особенностями сферы  образовательной деятельности.

Мы подробно рассмотрели все ступени образовательной сферы: от детских яслей до научной степени. И, как оказалось, в каждой этой ступени можно найти факты не очень успешного развития. Однако, так как система образования, как и любая другая система иной природы, терпит многие изменения, с каждым годом появляются все новые и новые проекты, направленные на улучшение образовательной деятельности.

 

Мы узнали, что существует такой  национальный проект, как «Образование», который предполагает:

    • Поиск учреждений для внедрения инновационных программ
    • Обеспечение доступности получения образования
    • Внедрение новых управленческих механизмов
    • Изменения в финансировании образовательных учреждений и многое другое…

При осуществлении данных целей, как  мы уже сказали, современная система  образования будет иметь положительную, динамическую тенденцию роста.

Также мы рассмотрели наш родной город Новосибирск, который, как  оказалось, занимает приличное положение  в системе Российского образования. Новосибирск имеет все ресурсы, а главное потенциал для развития системы образования. Однако главной задачей государственных органов и органов управления образованием является рациональное распределение наличных ресурсов, формирование правильного подхода к решению возникающих проблем, выход на российский рынок, а после и на международный.

Изучая таблицы со статистическими  данными, мы выявили, что наблюдается  тенденция роста, которая выражена в  количественных показателях развития системы непрерывного образования. То есть, с каждым годом процент  участников образовательного процесса становится больше. И этот факт является большим плюсом, как для города и области, так и для России в целом. Однако в противовес этому существует демографическая проблема, которая, наоборот снижает количественные показатели.

После, мы ознакомились со списками высших учебных заведений Новосибирска (университеты, институты и академии). И заметили: несмотря на то, что большинство выбирает государственные учебные заведения, негосударственные имеют право на существование, хотя бы потому, что обучение в них более доступно, а именно из-за ценовой политики (также более индивидуальный подход, гибкий план работы и практики). В общем, мы отметили, что в Новосибирске вполне приличный выбор не только для абитуриентов, но и для любых участников образовательного процесса. Иными словами: рынок образовательных услуг многообразен, но главное что эти услуги довольно высокого качества.

Мы не исключали тот факт, что  наш город считают престижным местом для получения образования. Ведь с каждым годом иногородних  и даже приезжих из соседних стран (например, Казахстан) становится все больше. А значит, образовательные услуги в городе Новосибирске отвечают требованиям людей.

Город Новосибирск, не только центр  динамического развития науки, инноваций, проектно-конструкторского творчества, но, пожалуй, ещё и один из наиболее готовых городов России к реализации непрерывного, высококачественного, успешного образования.

 

Ещё одной целью работы являлся  поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем в системе  образования.

Как мы уже выяснили, в настоящее  время идет процесс реформирования системы образования Российской Федерации. И пока реформирование не закончено, все отечественное образование  переживает кризис. В данном вопросе  мы рассмотрели все негативные аспекты, существующие в современной системе образования. Мы заключили, что для предотвращения и избегания негативных последствий преобразований, необходимо сертифицировать и стандартизировать любую деятельность, направленную на изменения. Также для успешного развития необходимо грамотное управление образовательной деятельностью и изменениями над ней.

Что касается Новосибирска, то здесь  встала необходимость в обеспечении  города необходимыми ресурсами образовательного комплекса, которые соответствовали  бы потребностям экономики и общества. Мы выделили ряд задач, или направлений политики, по обеспечению Новосибирска такими ресурсами.  Оказалось, для выполнения задач необходимо три основных мероприятия:

    • Финансирование
    • Структуризация
    • Информационно-коммуникационная деятельность

 

В конце концов, мы заключили, что, выполнив все задачи и достигнув  целей развития, к 2025 г. Новосибирск должен стать образовательным центром, в котором будет эффективно работать модель государственно-частного партнерства «образование – наука – бизнес».

 

Подводя итог, важно заметить, что  существуют выходы из типичных проблем  системы образования, как России, так и Новосибирска. Если хотя бы частично воспользоваться рекомендациями по улучшению сферы образования, то вполне возможно появится тенденция  к быстрому росту и качественных, и количественных показателей образовательной деятельности. Ну а пока этого не произошло, придется довольствоваться тем, что есть, но пытаться внести и свой вклад в осуществление целей сферы образовательных услуг.

 

Список использованной литературы

 

  1. Дайновский А.Б. Экономика высшего образования. - М.,2006.
  2. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. - СПб.: СПбУЭФ,2009 - 450 с
  3. Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты // Глобализация и образование /ИНИОН РАН. М., 2009
  4. Климов Е.А., Носкова О.Г. История образования в России. М.: МГУ, 2009 - 221 с.
  5. Константиновский Д.Л. Институт образования и социальное неравенство // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А.Ядова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2008
  6. Кравченко А.И. Социология  в ХХ веке. Историко-критический очерк. М.: Наука, 2007. 182 с.
  7. Левин В.И. Политика государства в области науки // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сб. статей XV Междунар. науч.-техн. конф. (25 – 26 мая 2005 г.). – Пенза, 2008. – с. 187 – 191.
  8. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 2005. 448 с.
  9. Мильнер. Б.  Управление знаниями – вызов XXI века// Вопросы экономики. 2007. - № 9.
  10. Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции // Вопросы психологии, 2005. №5. С. 158-163.
  11. Неволин В.Н. Высшая школа как основа возрождения науки в России // Изв. Междунар. акад. наук высш. шк. – 2009. - № 3. – С. 22 – 28.
  12. Носкова О.Г. История высшего образования в России. М.: МГУ, 2007. 334 с.
  13. Российское и общеевропейское образовательное пространство: организационно-экономические проблемы интеграции // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5-6 .
  14. Федосеев А.С. Нацпроект «Образование» // ЭКО, 2009. №2. С. 129-137.
  15. Шмелев А.Г. Основы истории образования. Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 544с.
  16. ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"от 10.07.1992 N 3266-1 
  17. Образование в Новосибирской области. Статистический сборник, Новосибирск, май 2011: Федеральная служба государственной статистики. с.13 - 107
  18. Агафонова Н.Н., Брехач Р.А., Сысуев Ю.Б., Статус участников образовательного процесса: состояние и модернизация, Пермь, 2011: Монография. с.39 - 229

 

Интернет-ресурсы

  1. Стратегия развития г. Новосибирска // http://strateg.novo-sibirsk.ru/4-1-4.htm
  2. Данный ДубльГИС (сентябрь 2011)
  3. Новосибирские институты и университеты http://novosibirsk-universitet.narod.ru/

 

 

 

 
 

Приложения

 

Таблица 3

Сводные показатели развития среднего специального образования (1999-2010г.)

Показатель

Год

1999

2002

2004

2006

2008

2010

1. Количество средних специальных  учебных заведений

Всего

В том числе:

Колледжи

2068 

 

829

2593 

 

876

2584 

 

935

2576 

 

968

2589 

 

989

2593 

 

1010

2. Численность учащихся ССУЗ (тыс. чел.)

Всего

По формам обучения:

Дневное

Вечернее

Заочное

1976 

 

 

 

1434

90

451

2011 

 

 

 

1473

90

447

2052 

 

 

 

1522

87

441

2147 

 

 

 

1599

86

459

2309 

 

 

 

1698

87

519

2410 

 

 

 

1757

87

559

3. Численность учащихся на базе  среднего (полного) общего образования (тыс. чел.)

Всего

По формам обучения:

Дневное

Вечернее

Заочное

1102,6 

 

 

 

576,2

84,8

441,4

1140,8 

 

 

 

620,7

84,8

434,8

1187,9 

 

 

 

671,6

82,5

432,4

1276,3 

 

 

 

741,6

82,1

449,8

1414,0 

 

 

 

816,4

82,6

510,4

1429,6 

 

 

 

853,3

83,9

550,2

4. Прием в ССУЗ (тыс. чел.)

Всего

По формам обучения:

Дневное

Вечернее

Заочное

662 

 

 

 

480

31

151

685 

 

 

 

498

32

155

707 

 

 

 

525

30

151

766 

 

 

 

564

31

169

842 

 

 

 

612

32

195

851 

 

 

 

624

30

193

5. Прием учащихся на базе среднего (полного) образования (тыс. чел.)

Всего

По формам обучения:

Дневное

Вечернее

Заочное

417,2 

 

 

 

238,7

29,9

148,5

436,6 

 

 

 

255,0

30,0

151,3

458,8 

 

 

 

280,4

28,4

148,9

515,7 

 

 

 

317,5

29,8

166,4

576,5 

 

 

 

350,7

30,6

192,0

572,1 

 

 

 

349,5

29,3

189,9

6. Выпуск специалистов со средним  профессиональным образованием (тыс. чел.)

Всего

По формам обучения:

Дневное

Вечернее

Заочное

494 

 

 

 

342

25

127

538 

 

 

 

380

26

132

545 

 

 

 

386

27

131

563 

 

 

 

404

26

132

568 

 

 

 

421

24

120

593 

 

 

 

446

20

124

Информация о работе Современная система образования в Российской Федерации