Современная система образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение современной системы образования в Российской Федерации, поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы системы образования в Российской Федерации
2. Изучить особенности системы образования в г. Новосибирске
3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы образования

Содержание

Введение
Теоретические основы функционирования системы образования в РФ
Понятие и сущность системы образования
Факторы влияющие на развитие системы образования
Специфика системы образования в РФ
Особенности системы образования в Новосибирске
Рынок образовательных услуг в Новосибирске
Основные участники образовательного процесса Новосибирска
Факторы влияющие на систему образования в Новосибирске
Рекомендации по улучшению системы образования
Улучшение системы образования в РФ
Совершенствование образовательных услуг в Новосибирске
Заключение
Список используемых материалов
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа, Сапатькова 0050.doc

— 460.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Таблица 1

Число дошкольных учреждений и детей в них (тысяч)

Страна

1999

2005

2010

Население (млн ч.)

Число учреж-дений

В них детей

Население (млн ч.)

Число учреж-дений

В них детей

Население (млн ч.)

Число учреж-

дений

В них детей

Россия

147,9

87,9

9009,5

147,8

68,6

5583,6

146,7

53,9

4224,9

Белоруссия

10,2

5,4

608,0

10.2

4,6

458,0

10,0

4,5

402,0

Латвия

2,7

1,1

111,5

2,5

0,6

72,8

2,4

0,6

65,1

Литва

3,7

134,8

3,7

0,7

80,6

3,7

0,7

 

Польша

38,1

25,7

1226,1

38,6

20,6

984,5

38,7

919,1

Украина

51,6

24,5

2428,3

51,3

21,4

1535,6

49,7

17,2

1054,9

Эстония

1,6

71,7

1,5

0,7

54,7

1,4

0,7

51,5

Азербайджан

7,2

2,8

180,9

7,7

2,0

136,8

8,0

1,8

112,3

Казахстан

16,3

8,7

1069,4

15,8

5,1

407,2

14,9

1,1

124,4


 

Как видно из таблицы, существует тенденция к сокращению детских дошкольных учреждений, которая связанна с множеством самых разных  причин, и в частности демографической ситуацией в стране.

Подобная демографическая ситуация последовательно сказывается и на системе среднего и высшего профессионального образования.

Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации, которое включает в себя:

    • средние общеобразовательные школы
    • школы с углубленным изучением отдельных предметов
    • гимназии
    • лицеи
    • вечерние школы
    • образовательные учреждения типа интернатов
    • специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии
    • внешкольные образовательные учреждения (музыкальные школы, спортивные школы, центры досуга и др.) [14, с. 132].

Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения.

Таблица 2 
Выпуск из 11-х классов средней школы и прием в вузы (тыс. чел.)

Показатель

Год

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2005

2010

Выпуск средней школы (11кл.)

 

1000,0

 

1000,0

 

1100,0

 

1200,0

 

1300,0

 

1200,0

 

1100,0

 

900,0

Прием в вузы (федеральный бюджет)

 

550,5

 

565,3

 

544,3

 

564,3

 

586,8

 

599,1

 

518,0

 

440,0

Прием в вузы (платное обучение)

 

123,8

 

183,0

 

287,5

 

382,1

 

553,5

 

534,5

 

460,0

 

240,0


 

Из таблицы видно снижение потока учащихся, заканчивающих 11 класс и поступающих в высшие учебные заведения, как на платной, так и на бесплатной основе. И это может быть связано с рядом причин:

    • во-первых, как мы уже сказали, на это влияет демографическая ситуация;
    • во-вторых, на поступление на платной основе может влиять достаток семьи и её финансовое положение;
    • в-третьих, уровень знаний учащихся (результаты ЕГЭ, средний балл аттестата);

Существует ещё не мало причин, но выше рассмотрены самые явные  из них.

Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по различным специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.

В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34% от общей численности занятых.

В таблице 3 (см. Приложения) достаточно полно представлена динамика среднего профессионального образования (на основании данных научно-исследовательского института высшего образования России).

По таблице 3 видно, что существует перспектива роста, не смотря на некоторые спады. Можно сказать, что повышение показателей в последние годы, возможно связано с тем, что образование стало более доступным, возрос интерес получения образования. Исходя из приведенных данных можно, сделать вывод о положительной (в целом) динамике развития среднего специального образования России [14, с. 134].

В зависимости от числа направлений  обучения студентов высшие учебные заведения  делятся на университеты, академии и институты.

Объем и структура приема студентов  на первый курс государственного ВУЗа диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится ВУЗ.

 

В таблице 4 (см. Приложения) приводятся статистические данные по развитию высшего профессионального образования России. 

Исходя из представленных в  Таблице 4 показателей, качественной прогрессирующей динамикой обладают, прежде всего, государственные ВУЗы.

Одной из преобладающих тенденций  в высшем образовании России является увеличение доли платного обучения (см. таблица 5 в Приложениях).

 

Таким образом, система высшего  профессионального образования РФ многое претерпела за последние годы, и характеризуется значительными изменениями.

Во-первых, развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число  лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.

Во-вторых, контрольные цифры приема студентов на первый курс государственных вузов только за 5 лет возросли на 50%. Это единственная ступень образования, в которой число государственных образовательных учреждений выросло за 10 лет на 14%. Наблюдалось и открытие заметного числа негосударственных вузов [14, с. 135].

В-третьих, повысились возможности для реализации права граждан на образование.

В-четвертых, на 10 тыс. населения приходится свыше 300, обучающихся в государственных  и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них около 200 обучаются за счет бюджета. Самый большой контингент студентов обучается в университетах.

В-пятых, распределение по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте — педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.

 

1.3 Специфика системы образования в Российской Федерации

 

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование» [4, с. 121].

 

Для реализации данной задачи в проекте  предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов:

 

    1. Выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

 

    1. С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

 

    1. Проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

 

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности.

Принципы установления поощрений  лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

 

    • Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат из федерального бюджета перечисляются средства. Расчет: 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.
    • Поощрение лучших учителей. Ежегодно начиная с 2006 года, путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.

 Стимулирование общеобразовательных  учреждений, внедряющих инновационные  образовательные программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации на конкурсной основе, получают государственную поддержку в размере 1 млн руб. каждая.

 

    • Оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школы производится поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В 2007 году, объявленном Годом русского языка, этот перечень дополнен кабинетами русского языка и литературы [6, с. 55].
    • Поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов.

 

Стимулирование учреждений высшего  профессионального образования, активно  внедряющих инновационные образовательные  программы. На конкурсной основе инновационным  вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации. В настоящее время по итогам федеральных конкурсов 2007 и 2008 годов производится государственная поддержка 57 инновационных вузов-победителей.

 Формирование сети национальных  университетов и бизнес-школ. Цель  создания национальных университетов  – комплексное кадровое и научное  обеспечение перспективного социально-экономического  развития регионов. Сверхзадача  новых бизнес-школ – подготовка современных управленческих кадров мирового уровня.

 

Государственная поддержка талантливой  молодежи. Ежегодно начиная с 2007 года 1250 молодых людей – победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получают индивидуальные премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.

Организация профессионального образования  для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. В течение 2007–2008 годов в 24 воинских частях организованы учебные центры, в которых проводится эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву. В его рамках военнослужащие во время службы по призыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерства обороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании.

Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В 2007 году на конкурсной основе отобран 21 субъект РФ, который в 2007–2009 годах получил субсидии из федерального бюджета. Эти субсидии были предназначены для введения новой системы оплаты труда работников образования, целями которой являются повышение доходов учителей, переход на нормативно-индивидуальное финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений регионов и расширение общественного участия в управлении образованием.

Можно сказать, что в данный момент существует множество целей, которые  необходимо осуществить. При их осуществлении  современная система образования будет иметь положительную, динамическую тенденцию роста. Однако, нельзя утверждать, что все обещанные преобразования будут введены.

Информация о работе Современная система образования в Российской Федерации