Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современной системы образования в Российской Федерации, поиск альтернативных методов выхода из существующих проблем.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы системы образования в Российской Федерации
2. Изучить особенности системы образования в г. Новосибирске
3. Предложить рекомендации по совершенствованию системы образования
Введение
Теоретические основы функционирования системы образования в РФ
Понятие и сущность системы образования
Факторы влияющие на развитие системы образования
Специфика системы образования в РФ
Особенности системы образования в Новосибирске
Рынок образовательных услуг в Новосибирске
Основные участники образовательного процесса Новосибирска
Факторы влияющие на систему образования в Новосибирске
Рекомендации по улучшению системы образования
Улучшение системы образования в РФ
Совершенствование образовательных услуг в Новосибирске
Заключение
Список используемых материалов
Приложения
Таблица 1
Число дошкольных учреждений и детей в них (тысяч)
Страна |
1999 |
2005 |
2010 | ||||||
Население (млн ч.) |
Число учреж-дений |
В них детей |
Население (млн ч.) |
Число учреж-дений |
В них детей |
Население (млн ч.) |
Число учреж- дений |
В них детей | |
Россия |
147,9 |
87,9 |
9009,5 |
147,8 |
68,6 |
5583,6 |
146,7 |
53,9 |
4224,9 |
Белоруссия |
10,2 |
5,4 |
608,0 |
10.2 |
4,6 |
458,0 |
10,0 |
4,5 |
402,0 |
Латвия |
2,7 |
1,1 |
111,5 |
2,5 |
0,6 |
72,8 |
2,4 |
0,6 |
65,1 |
Литва |
3,7 |
… |
134,8 |
3,7 |
0,7 |
80,6 |
3,7 |
0,7 |
|
Польша |
38,1 |
25,7 |
1226,1 |
38,6 |
20,6 |
984,5 |
38,7 |
… |
919,1 |
Украина |
51,6 |
24,5 |
2428,3 |
51,3 |
21,4 |
1535,6 |
49,7 |
17,2 |
1054,9 |
Эстония |
1,6 |
… |
71,7 |
1,5 |
0,7 |
54,7 |
1,4 |
0,7 |
51,5 |
Азербайджан |
7,2 |
2,8 |
180,9 |
7,7 |
2,0 |
136,8 |
8,0 |
1,8 |
112,3 |
Казахстан |
16,3 |
8,7 |
1069,4 |
15,8 |
5,1 |
407,2 |
14,9 |
1,1 |
124,4 |
Как видно из таблицы, существует тенденция к сокращению детских дошкольных учреждений, которая связанна с множеством самых разных причин, и в частности демографической ситуацией в стране.
Подобная демографическая ситуа
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации, которое включает в себя:
Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения.
Таблица 2
Выпуск из 11-х классов средней школы и
прием в вузы (тыс. чел.)
Показатель |
Год | |||||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2005 |
2010 | |
Выпуск средней школы (11кл.) |
1000,0 |
1000,0 |
1100,0 |
1200,0 |
1300,0 |
1200,0 |
1100,0 |
900,0 |
Прием в вузы (федеральный бюджет) |
550,5 |
565,3 |
544,3 |
564,3 |
586,8 |
599,1 |
518,0 |
440,0 |
Прием в вузы (платное обучение) |
123,8 |
183,0 |
287,5 |
382,1 |
553,5 |
534,5 |
460,0 |
240,0 |
Из таблицы видно снижение потока учащихся, заканчивающих 11 класс и поступающих в высшие учебные заведения, как на платной, так и на бесплатной основе. И это может быть связано с рядом причин:
Существует ещё не мало причин, но выше рассмотрены самые явные из них.
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по различным специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.
В современной экономике и
В таблице 3 (см. Приложения) достаточно полно представлена динамика среднего профессионального образования (на основании данных научно-исследовательского института высшего образования России).
По таблице 3 видно, что существует перспектива роста, не смотря на некоторые спады. Можно сказать, что повышение показателей в последние годы, возможно связано с тем, что образование стало более доступным, возрос интерес получения образования. Исходя из приведенных данных можно, сделать вывод о положительной (в целом) динамике развития среднего специального образования России [14, с. 134].
В зависимости от числа направлений обучения студентов высшие учебные заведения делятся на университеты, академии и институты.
Объем и структура приема студентов на первый курс государственного ВУЗа диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится ВУЗ.
В таблице 4 (см. Приложения) приводятся статистические данные по развитию высшего профессионального образования России.
Исходя из представленных в Таблице 4 показателей, качественной прогрессирующей динамикой обладают, прежде всего, государственные ВУЗы.
Одной из преобладающих тенденций в высшем образовании России является увеличение доли платного обучения (см. таблица 5 в Приложениях).
Таким образом, система высшего профессионального образования РФ многое претерпела за последние годы, и характеризуется значительными изменениями.
Во-первых, развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.
Во-вторых, контрольные цифры приема студентов на первый курс государственных вузов только за 5 лет возросли на 50%. Это единственная ступень образования, в которой число государственных образовательных учреждений выросло за 10 лет на 14%. Наблюдалось и открытие заметного числа негосударственных вузов [14, с. 135].
В-третьих, повысились возможности для реализации права граждан на образование.
В-четвертых, на 10 тыс. населения приходится
свыше 300, обучающихся в государственных
и негосударственных вузах
В-пятых, распределение по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте — педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование» [4, с. 121].
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов:
Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности.
Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Стимулирование
Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации. В настоящее время по итогам федеральных конкурсов 2007 и 2008 годов производится государственная поддержка 57 инновационных вузов-победителей.
Формирование сети
Государственная поддержка талантливой молодежи. Ежегодно начиная с 2007 года 1250 молодых людей – победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получают индивидуальные премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.
Организация профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. В течение 2007–2008 годов в 24 воинских частях организованы учебные центры, в которых проводится эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву. В его рамках военнослужащие во время службы по призыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерства обороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании.
Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В 2007 году на конкурсной основе отобран 21 субъект РФ, который в 2007–2009 годах получил субсидии из федерального бюджета. Эти субсидии были предназначены для введения новой системы оплаты труда работников образования, целями которой являются повышение доходов учителей, переход на нормативно-индивидуальное финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений регионов и расширение общественного участия в управлении образованием.
Можно сказать, что в данный момент
существует множество целей, которые
необходимо осуществить. При их осуществлении
современная система образовани
Информация о работе Современная система образования в Российской Федерации