Становление индустрии социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:43, реферат

Описание

Становление позитивного образа социологической науки в странах Европы, в Америке и России в 30-40-е годы XIX века во многом способствовала институционализация статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по СИ.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

     Опрос

     Опрос ― наиболее распространенный способ получения информации в социологических исследованиях. 2/3 информации получают через опрос. Опрос ― метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из цели и задач исследования. Этим методом пользуются журналисты, педагоги, врачи, юристы, психологи. Это связано с тем, что данный метод необходимо использовать, если источником информации является человек и задача получения информации решается в ситуации общения. Проблема достоверности информации. Для повышения достоверности информации существуют условия: ― учет при подготовке и проведении опроса взаимодействие типов общественного сознания; ― психологические факторы (психодрама); ― социокультурный фон общения. Тип сознания бывает следующий: научный (социолог), практический (заказчик), обыденный (респондент). Специфика социологического опроса, его характеристика как метода получения первичной эмпирической информации, его преимущества и недостатки. Социологический опрос проводится тогда, когда источником информации является человек, когда нельзя проанализировать документы. Этот метод сложен, субъективен, задача получения информации решается в ситуации общения и путем ответа на вопрос, который формулируется социологом. Преимущества опроса: универсальность применения, многообразие информации о респонденте; исследованию доступны мотивы, ценностные ориентации, механизмы общения людей, которые обычно скрыты; возможность направлять ход опроса на получение наиболее полной информации; гибкость исследования, возможность корреляции исследовательских задач, использование опыта, компетентности интервьюеров для получения качественной информации; респондент может решить исследовательские задачи, откорректировать программу. Недостатки опроса: трудность оценки объективности информации; вероятность получения в опросе заведомо ложной, малоценной информации; возможность навязывания респонденту суждений, установок; случайные и неумелые действия интервьюера могут отрицательно сказаться на качестве информации; искажение методических требований опроса, уход от целей и задач исследования. Типичные ошибки и трудности в проведении опроса. 1. не все респонденты, попавшие в выборку, примут участи в опросе; 2. не все респонденты ответят на все вопросы.

Виды  опроса: 1. по характеру взаимодействия интервьюера и респондента: заочный анкетный опрос (нет контакта), очный анкетный опрос (анкетер инструктирует), интервью. 2. по месту проведения: по месту жительства, по месту работы, в лабораторных условиях. 3. по уровню компетентности респондента: массовый опрос, массовый опрос в сотрудничестве; экспертный опрос. 4. по типу исследовательской задачи: клиническое, глубинное интервью (сведения о внутренних побуждениях); фокусированный опрос (сбор данных по конкретной ситуации); стандартизированный опрос (статистическая информация); социометрический опрос (внутригрупповые отношения); ненаправленное интервью (терапевтический характер); нарративное интервью (направленный характер). 5. по уровню стандартизации опроса: полностью стандартизированный опрос (закрытые вопросы); частично стандартизированный опрос (с полуоткрытыми вопросами); свободное интервью. 6. по использованию технических средств: почтовый опрос; прессовый опрос; телефонный опрос; телескопия.

     Анкетирование и интервьюирование.

     Анкетирование – письменный опрос, при котором общение между социологом и респондентом, являющимся необходимым источником информации, опосредуется анкетой. Т.к. анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

     Основные  принципы построения анкеты:

  1. Программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. При этом разделение групп опрашиваемых производится «вопросами-фильтрами». Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты — ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.
  2. Непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Мы говорили об этом, имея в виду стилистику формулировки вопросов. В данном случае те же требования касаются общей структуры опросного листа. Например, в массовом опросе неразумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
  3. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере Вы удовлетворены... своей нынешней работой... условиями жизни» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.
  4. Смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».
  5. Вопросы должны распределяться по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего — завершающая «паспортичка».

     Последовательность смысловых разделов анкеты:

     1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, — гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.

     Надо  популярно объяснить цель опроса, не прибегая к сложным объяснениям, и так, чтобы заинтересовать респондента. Не следует писать во введении: «Нас интересует то-то». Такой оборот скорее вызывает неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: «Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области» или «Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему».

     Иногда  в пространном введении подчеркивают особую значимость темы, цитируют официальные документы, тем самым оказывая давление на респондентов в том смысле, что как бы намекают на сугубо официальный характер опроса. Другая ошибка — заискивание перед респондентом: «Дорогой друг! Приглашаем тебя к беседе на тему...» и т.д. Респондент чувствует себя ребенком, к которому обращаются «взрослые дяди».

     Наш опыт говорит о том, что нецелесообразно  озаглавливать анкету (например, «Ваш образ жизни»), а тем более в конце анкеты указывать фамилии составителей. Название — фактор включения в действие социальных стереотипов («Ваш образ жизни» может ассоциироваться с газетным заголовком), а фамилии составителей намекают респонденту на то, что его опрашивают не только в интересах общественных, но и в каких-то личных (пишут диссертацию, нуждаются в очередной публикации), то и другое не способствует объективности информации. Указание организации, проводящей опрос, и целей исследования во введении вполне достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу.

     В большинстве случаев подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования: «Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщенном виде».

     2. Вступительные вопросы выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы сугубо событийного содержания.

     Нельзя  начинать опрос с «паспортички», которая вообще тревожит некоторых людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в заключение анкетного листа. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если же респондент уже включился в беседу, он будет склонен скорее закончить работу, чем прервать ее на полпути.

     3. Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного-двух.

      4. «Паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует, особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса. Польские социологи называют этот раздел «метричка», а некоторые российские — «демографичка», социально-демографический раздел.

     5. Обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

     Динамика  развития опросаанкетного или интервью, — продолжительность которого варьирует в зависимости от цели и содержания исследования от десяти-пятнадцати минут до полутора-двух часов, в целом выглядит так: в первой половине опроса — плавный подъем, примерно 15% времени уделено «отдыху» (спад), затем около четверти времени самой напряженной работы (к этому моменту респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыванию своих ответов) и резкое снижение трудностей в завершающей фазе.

     Виды  анкетирования:

  • по объему: сплошное, выборочное;
  • по конструкции вопросов: закрытое, полузакрытое, открытое;
  • по численности опрашиваемых: групповое, индивидуальное;
  • по способу доставки анкет: раздаточное, почтовое, прессовое, факсимильное;
  • по месту проведения опроса: по месту работы, по месту жительства, целевые аудитории, клиническое, уличное;
  • по способу заполнения анкет: прямое, косвенное;
  • по степени участия анкетера: прямое, заочное;
  • по темам опросов: событийное, для выяснения ценностных ориентаций, статистическое, хронометраж.

     Интервью – метод сбора социологической информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии между респондентом и интервьюером с целью получения данных в социологическом исследовании; проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Виды интервью:

  • по содержанию беседы: документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов), интервью мнений (выявление оценок, взглядов, суждений), интервью с экспертами;
  • по степени формализации плана интервью: свободное (длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе), глубинное или клиническое (получение сведений о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого), фокусированное (определение того, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что вовсе не осталось в памяти), нарративное (направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни, текст которого подлежит качественному анализу), интервью с открытыми вопросами, полустандартизированное, интервью с закрытыми вопросами;
  • по степени формализации хода беседы: стандартизированное с фиксированными условиями физического окружения; стандартизированное с фиксированными условиями группового и социального окружения; стандартизированное с фиксированными условиями системы «интервьюер – респондент»;
  • по количеству опрашиваемых: индивидуальное, групповое;
  • по статусу опрашиваемых: с должностным лицом, с экспертом, с респондентом, с самим собой);
  • по способу регистрации полученных ответов: в блокнот, в бланк интервью, диктофон, магнитофон, с ассистентом, стенография;
  • по целям исследования: разведывательное, контрольное, основное.

     Преимущества  интервью перед анкетным опросом  раскрываются в полной мере при использовании  полуформализованных или неформализованных его вариантов. В таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок (он может меняться по обстоятельствам), а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу. Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму «возмущающего» влияния личности интервьюера.

     Влияние интервьюера сказывается в самых различных направлениях. Прежде всего действует эффект стереотипности восприятия им респондента. Между тем стереотипность восприятия человека человеком — отнюдь не самый лучший путеводитель. Установлено, например, что оценка внешности собеседника и оценка его психологических качеств коррелирует на уровне 0,92. Задача интервьюера состоит в том, чтобы избежать этой вполне реальной опасности постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента на планируемые вопросы, ставить эти вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, проявляя находчивость, быстроту реакции и умение "проигрывать" многообразные гипотезы относительно поведения респондента.

Информация о работе Становление индустрии социологических исследований