Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:43, реферат
Становление позитивного образа социологической науки в странах Европы, в Америке и России в 30-40-е годы XIX века во многом способствовала институционализация статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества.
Опрос
Опрос ― наиболее распространенный способ получения информации в социологических исследованиях. 2/3 информации получают через опрос. Опрос ― метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из цели и задач исследования. Этим методом пользуются журналисты, педагоги, врачи, юристы, психологи. Это связано с тем, что данный метод необходимо использовать, если источником информации является человек и задача получения информации решается в ситуации общения. Проблема достоверности информации. Для повышения достоверности информации существуют условия: ― учет при подготовке и проведении опроса взаимодействие типов общественного сознания; ― психологические факторы (психодрама); ― социокультурный фон общения. Тип сознания бывает следующий: научный (социолог), практический (заказчик), обыденный (респондент). Специфика социологического опроса, его характеристика как метода получения первичной эмпирической информации, его преимущества и недостатки. Социологический опрос проводится тогда, когда источником информации является человек, когда нельзя проанализировать документы. Этот метод сложен, субъективен, задача получения информации решается в ситуации общения и путем ответа на вопрос, который формулируется социологом. Преимущества опроса: универсальность применения, многообразие информации о респонденте; исследованию доступны мотивы, ценностные ориентации, механизмы общения людей, которые обычно скрыты; возможность направлять ход опроса на получение наиболее полной информации; гибкость исследования, возможность корреляции исследовательских задач, использование опыта, компетентности интервьюеров для получения качественной информации; респондент может решить исследовательские задачи, откорректировать программу. Недостатки опроса: трудность оценки объективности информации; вероятность получения в опросе заведомо ложной, малоценной информации; возможность навязывания респонденту суждений, установок; случайные и неумелые действия интервьюера могут отрицательно сказаться на качестве информации; искажение методических требований опроса, уход от целей и задач исследования. Типичные ошибки и трудности в проведении опроса. 1. не все респонденты, попавшие в выборку, примут участи в опросе; 2. не все респонденты ответят на все вопросы.
Виды опроса: 1. по характеру взаимодействия интервьюера и респондента: заочный анкетный опрос (нет контакта), очный анкетный опрос (анкетер инструктирует), интервью. 2. по месту проведения: по месту жительства, по месту работы, в лабораторных условиях. 3. по уровню компетентности респондента: массовый опрос, массовый опрос в сотрудничестве; экспертный опрос. 4. по типу исследовательской задачи: клиническое, глубинное интервью (сведения о внутренних побуждениях); фокусированный опрос (сбор данных по конкретной ситуации); стандартизированный опрос (статистическая информация); социометрический опрос (внутригрупповые отношения); ненаправленное интервью (терапевтический характер); нарративное интервью (направленный характер). 5. по уровню стандартизации опроса: полностью стандартизированный опрос (закрытые вопросы); частично стандартизированный опрос (с полуоткрытыми вопросами); свободное интервью. 6. по использованию технических средств: почтовый опрос; прессовый опрос; телефонный опрос; телескопия.
Анкетирование и интервьюирование.
Анкетирование – письменный опрос, при котором общение между социологом и респондентом, являющимся необходимым источником информации, опосредуется анкетой. Т.к. анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.
Основные принципы построения анкеты:
Последовательность смысловых разделов анкеты:
1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, — гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.
Надо популярно объяснить цель опроса, не прибегая к сложным объяснениям, и так, чтобы заинтересовать респондента. Не следует писать во введении: «Нас интересует то-то». Такой оборот скорее вызывает неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: «Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области» или «Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему».
Иногда в пространном введении подчеркивают особую значимость темы, цитируют официальные документы, тем самым оказывая давление на респондентов в том смысле, что как бы намекают на сугубо официальный характер опроса. Другая ошибка — заискивание перед респондентом: «Дорогой друг! Приглашаем тебя к беседе на тему...» и т.д. Респондент чувствует себя ребенком, к которому обращаются «взрослые дяди».
Наш опыт говорит о том, что нецелесообразно озаглавливать анкету (например, «Ваш образ жизни»), а тем более в конце анкеты указывать фамилии составителей. Название — фактор включения в действие социальных стереотипов («Ваш образ жизни» может ассоциироваться с газетным заголовком), а фамилии составителей намекают респонденту на то, что его опрашивают не только в интересах общественных, но и в каких-то личных (пишут диссертацию, нуждаются в очередной публикации), то и другое не способствует объективности информации. Указание организации, проводящей опрос, и целей исследования во введении вполне достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу.
В большинстве случаев подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования: «Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщенном виде».
2. Вступительные вопросы выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы сугубо событийного содержания.
Нельзя начинать опрос с «паспортички», которая вообще тревожит некоторых людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в заключение анкетного листа. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если же респондент уже включился в беседу, он будет склонен скорее закончить работу, чем прервать ее на полпути.
3. Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного-двух.
4. «Паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует, особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса. Польские социологи называют этот раздел «метричка», а некоторые российские — «демографичка», социально-демографический раздел.
5. Обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».
Динамика развития опроса — анкетного или интервью, — продолжительность которого варьирует в зависимости от цели и содержания исследования от десяти-пятнадцати минут до полутора-двух часов, в целом выглядит так: в первой половине опроса — плавный подъем, примерно 15% времени уделено «отдыху» (спад), затем около четверти времени самой напряженной работы (к этому моменту респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыванию своих ответов) и резкое снижение трудностей в завершающей фазе.
Виды анкетирования:
Интервью – метод сбора социологической информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии между респондентом и интервьюером с целью получения данных в социологическом исследовании; проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Виды интервью:
Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании полуформализованных или неформализованных его вариантов. В таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок (он может меняться по обстоятельствам), а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу. Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму «возмущающего» влияния личности интервьюера.
Влияние интервьюера сказывается в самых различных направлениях. Прежде всего действует эффект стереотипности восприятия им респондента. Между тем стереотипность восприятия человека человеком — отнюдь не самый лучший путеводитель. Установлено, например, что оценка внешности собеседника и оценка его психологических качеств коррелирует на уровне 0,92. Задача интервьюера состоит в том, чтобы избежать этой вполне реальной опасности постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента на планируемые вопросы, ставить эти вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, проявляя находчивость, быстроту реакции и умение "проигрывать" многообразные гипотезы относительно поведения респондента.
Информация о работе Становление индустрии социологических исследований