Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:43, реферат
Становление позитивного образа социологической науки в странах Европы, в Америке и России в 30-40-е годы XIX века во многом способствовала институционализация статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества.
Формы проявления проблемы:
Типы социальных проблем:
Степень
сложности научно-
Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса, а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т.е. конкретизирует проблему.
Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:
Социальная ситуация — широкое понятие, отражает совокупность объективных и субъективных условий, внутренних и внешних условий, в которых реализуется событие (социальный факт).
Социальная проблема — противоречие между желаемым и действительным.
Социальный факт — это ядро познания социальной проблемы, которую анализируют в рамках социальной ситуации; это мнения, отношения, высказывания, действия, поступки индивидов и социальных групп, материальные и духовные продукты, словесные действия, оценки.
Этапы работы с проблемой: постановка проблемы — истолкование проблемы (с помощью гипотез) — решение проблемы.
Объект – это носитель социальной проблемы, это то, на что направлен весь процесс исследования. Им могут быть социальные процессы, общественные отношения, деятельность людей, ее условия, сами люди с их интересами, потребностями. При описании объекта необходимо учитывать следующие характеристики:
При описании объекта выделяются также элементы, связи, зависимости, которые определяются социальными проблемами и целями конкретного исследования. Виды факторов в системном анализе объекта:
Результатом предварительного системного анализа объекта является предмет исследования.
Предмет – это та из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению и является наиболее значимой стороной объекта с практической или теоретической точки зрения; выражает анализируемое противоречие.
Цель исследования – общее содержательное определение предмета исследования, общая постановка задач в пределах общего замысла. Цель – это модель ожидаемого конечного результата, определяет дальнейшую ориентацию исследования, его тип.
Задачи исследования — это системы конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы; это этапы реализации цели. По отношению к цели они являются необходимыми средствами ее реализации, раскрывают содержание предмета исследования и согласуются с гипотезами. Основные задачи ориентированы на решение центральной проблемы исследования; дополнительные — касаются отдельных проблем и способов ее решения.
Выдвижение рабочих гипотез. Гипотезы — это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.
Исходные предпосылки социологических гипотез формируются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснений этих событий в понятиях, имеющихся в социологической теории и смежных научных дисциплинах. Гипотезы строятся на грани известного и неизвестного.
Логическая конструкция гипотезы: ЕСЛИ…, ТО……
Виды гипотез:
Гипотезы должны соответствовать требованиям:
Если
гипотезы истинны, то их можно считать
подтвержденными. В противном случае
они отвергаются или
Интерпретация основных понятий. В социологии «интерпретация» используется в различных случаях, при истолковании фактов, понятий. В социологии используют обыденные понятия, которые отличаются от научных; они употребляются неоднозначно, двусмысленно, что затрудняет их использование в науке. В исследовании необходимо провести интерпретацию понятий. Этапы интерпретации:
Приведем пример процедуры интерпретации понятия «Условия жизнедеятельности людей».
1 УРОВЕНЬ интерпретации ключевого понятия исследования «Условия жизнедеятельности людей» включают в себя:
2
УРОВЕНЬ интерпретации
на примере «Социально-
3 УРОВЕНЬ интерпретации на примере «Условия труда»:
4 УРОВЕНЬ интерпретации на примере «Отношение респондента к труду»:
5 УРОВЕНЬ интерпретации на примере «Фактическое изменение места работы за последние 5 лет»:
6 УРОВЕНЬ интерпретации на примере «Причина перехода в связи с мотивацией труда»:
ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД — метод исследования, позволяющий делать заключения о характере распределения изучаемых признаков выборочной совокупности на основе рассмотрения ее некоторой части — выборочной совокупности.
Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению; определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданным правилам.
Генеральная
совокупность — объект исследования,
который локализован
Для обоснования выборки в программе исследования необходимо дать характеристику типа выборки с кратки обоснованием целесообразности его использования в соответствии с целями исследования, требованием репрезентативности и организационными возможностями данного исследования. Этот раздел программы должен содержать вопросы:
Основное правило формирования выборочной совокупности — все элементы генеральной должны иметь возможность попасть в выборку.
Сплошное исследование и исследование основного массива (около 90 % генеральной совокупности) обладают большой стоимостью, громоздки механизмом организации, устареванием материалов, ограниченностью инструментария, потерей контроля за работой анкетеров и интервьюеров.
Монографическое исследование — исследование биографии одного человека.
Способы формирования выборочной совокупности:
Вероятностные методы отбора (способ отбора, при котором каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность попасть в выборку):
Не строго случайная выборка — способ отбора, характеризующийся выбором единиц или групп единиц каким-либо заранее определенным способом, отличным от случайного:
Информация о работе Становление индустрии социологических исследований