Становление индустрии социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:43, реферат

Описание

Становление позитивного образа социологической науки в странах Европы, в Америке и России в 30-40-е годы XIX века во многом способствовала институционализация статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по СИ.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

     Формы проявления проблемы:

  1. объективная
  2. субъективная

     Типы  социальных проблем:

  1. по цели (гносеологические, предметные);
  2. по носителю (социальных групп, институтов, организаций);
  3. по масштабам распространения (мировые, федеральные, региональные, муниципальные локальные \ общество, группы);
  4. по длительности (краткосрочные, среднесрочные, длительные);
  5. по глубине (одноплановые, системные).

     Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:

  1. от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний;
  2. от уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий;
  3. от состояния научного и практического знания в соответствующей области.

     Обычно  исследователь начинает с некоторой  общей постановки вопроса, а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т.е. конкретизирует проблему.

     Выделяют  следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

  • возможно более точное разграничение между «проблематичным», т.е. искомым, неизвестным, и «непроблематичным» как данным и известным;
  • отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
  • расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету.

     Социальная  ситуация — широкое понятие, отражает совокупность объективных и субъективных условий, внутренних и внешних условий, в которых реализуется событие (социальный факт).

     Социальная  проблема — противоречие между желаемым и действительным.

     Социальный  факт — это ядро познания социальной проблемы, которую анализируют в рамках социальной ситуации; это мнения, отношения, высказывания, действия, поступки индивидов и социальных групп, материальные и духовные продукты, словесные действия, оценки.

     Этапы работы с проблемой: постановка проблемы — истолкование проблемы (с помощью гипотез) — решение проблемы.

     Объект – это носитель социальной проблемы, это то, на что направлен весь процесс исследования. Им могут быть социальные процессы, общественные отношения, деятельность людей, ее условия, сами люди с их интересами, потребностями. При описании объекта необходимо учитывать следующие характеристики:

  1. профессиональная и возрастная принадлежность;
  2. пространственная ограниченность;
  3. функциональная направленность;
  4. временные границы.

     При описании объекта выделяются также элементы, связи, зависимости, которые определяются социальными проблемами и целями конкретного исследования. Виды факторов в системном анализе объекта:

    • внешние связи, исходящие из среды;
    • внутренние связи, присущие объекту;
    • общие связи, присущие всему классу объектов;
    • объективные и субъективные связи;
    • прямые и косвенные связи.

     Результатом предварительного системного анализа  объекта является предмет исследования.

     Предмет – это та из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению и является наиболее значимой стороной объекта с практической или теоретической точки зрения; выражает анализируемое противоречие.

     Цель  исследования – общее содержательное определение предмета исследования, общая постановка задач в пределах общего замысла. Цель – это модель ожидаемого конечного результата, определяет дальнейшую ориентацию исследования, его тип.

     Задачи  исследования — это системы конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы; это этапы реализации цели. По отношению к цели они являются необходимыми средствами ее реализации, раскрывают содержание предмета исследования и согласуются с гипотезами. Основные задачи ориентированы на решение центральной проблемы исследования; дополнительные — касаются отдельных проблем и способов ее решения.

     Выдвижение  рабочих гипотез. Гипотезы — это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.

     Исходные предпосылки социологических гипотез формируются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснений этих событий в понятиях, имеющихся в социологической теории и смежных научных дисциплинах. Гипотезы строятся на грани известного и неизвестного.

     Логическая  конструкция гипотезы: ЕСЛИ…, ТО……

     Виды  гипотез:

  1. по содержанию (описательная, объяснительная, прогнозная);
  2. по уровню анализа (теоретическая; статистическая, эмпирическая);
  3. по отношению к задачам исследования (основные и неосновные);
  4. по месту в логической структуре (гипотезы-основания, гипотезы-следствия);
  5. по степени научной обоснованности (первичные, вторичные, рабочие).

     Гипотезы  должны соответствовать  требованиям:

    • не должны содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации;
    • не должны противоречить ранее установленным фактам;
    • должны быть относительно простыми;
    • должны быть проверяемы.

     Если  гипотезы истинны, то их можно считать  подтвержденными. В противном случае они отвергаются или переформулируются  в альтернативные гипотезы.

     Интерпретация основных понятий. В социологии «интерпретация» используется в различных случаях, при истолковании фактов, понятий. В социологии используют обыденные понятия, которые отличаются от научных; они употребляются неоднозначно, двусмысленно, что затрудняет их использование в науке. В исследовании необходимо провести интерпретацию понятий. Этапы интерпретации:

  • теоретическая интерпретация (раскрытие содержания понятий через понятия меньшей общности);
  • эмпирическая интерпретация (выявление эмпирических признаков, конкретизирующих содержание основных понятий);
  • операциональная (определение операций, посредством которых проводится измерение эмпирических признаков и нахождение индикаторов для операционализации понятий).

     Приведем  пример процедуры  интерпретации понятия «Условия жизнедеятельности людей».

     1 УРОВЕНЬ интерпретации  ключевого понятия  исследования «Условия  жизнедеятельности  людей» включают  в себя:

  • социально-экономические условия;
  • общественно-политические условия;
  • социально-культурные условия;
  • демографические, этнические, профессиональные, образовательные и социально-групповые условия;
  • социально-психологические условия и т.д.

     2 УРОВЕНЬ интерпретации  на примере «Социально-экономические  условия»:

  • условия труда;
  • условия потребления.

     3 УРОВЕНЬ интерпретации на примере «Условия труда»:

  • позиции респондента в сфере труда;
  • отношение респондента к труду.

     4 УРОВЕНЬ интерпретации  на примере «Отношение  респондента к  труду»:

  • удовлетворенность отдельными элементами социально-производственной ситуации (самооценка) – вопрос №1 анкеты (эмпирический признак);
  • оценка значимости изменений в сфере труда за последние 3 года — вопрос №2 анкеты (эмпирический признак);
  • желание сменить место работы — вопрос №3 анкеты (эмпирический признак);
  • фактическое изменение места работы за последние 5 лет — вопрос №4 анкеты (эмпирический признак).

     5 УРОВЕНЬ интерпретации  на примере «Фактическое  изменение места  работы за последние  5 лет»:

  • причины перехода в связи с мотивацией труда — вопрос №5 анкеты (эмпирический признак).

     6 УРОВЕНЬ интерпретации на примере «Причина перехода в связи с мотивацией труда»:

  • реализация целей перехода как эффективность решения проблемной ситуации в сфере труда — вопрос №6 (эмпирический признак).

     ВЫБОРОЧНЫЙ  МЕТОД — метод исследования, позволяющий делать заключения о характере распределения изучаемых признаков выборочной совокупности на основе рассмотрения ее некоторой части  — выборочной совокупности.

     Выборочная  совокупность — часть генеральной  совокупности, которая подлежит непосредственному  изучению; определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданным правилам.

     Генеральная совокупность — объект исследования, который локализован территориально и во времени и на который распространяются выводы исследования.

     Для обоснования выборки в программе исследования необходимо дать характеристику типа выборки с кратки обоснованием целесообразности его использования в соответствии с целями исследования, требованием репрезентативности и организационными возможностями данного исследования. Этот раздел программы должен содержать вопросы:

  1. каков эмпирический объект исследования;
  2. является ли исследование сплошным или выборочным;
  3. какова генеральная совокупность;
  4. сколько ступеней отбора применяется в выборке;
  5. какова единица отбора на каждой ступени, каков сам отбор (случайный или неслучайный) и какая его разновидность конкретно используется;
  6. что является основой выборки (список, картотека, карта).

     Основное  правило формирования выборочной совокупности — все элементы генеральной должны иметь возможность попасть в выборку.

     Сплошное  исследование и исследование основного массива (около 90 % генеральной совокупности) обладают большой стоимостью, громоздки механизмом организации, устареванием материалов, ограниченностью инструментария, потерей контроля за работой анкетеров и интервьюеров.

     Монографическое исследование — исследование биографии одного человека.

     Способы формирования выборочной совокупности:

     Вероятностные методы отбора (способ отбора, при котором каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность попасть в выборку):

  1. простой случайный отбор (равная вероятность — таблица случайных чисел);
  2. механический отбор (все элементы отбираются через равные интервалы равные шагу выборки);
  3. способ конечных цифр;
  4. отбор по буквам или цифрам дня рождения;
  5. серийная (гнездовая) выборка (случайно отбираться могут не только единицы, но и их группы (класс, группа).

     Не  строго случайная  выборка — способ отбора, характеризующийся выбором единиц или групп единиц каким-либо заранее определенным способом, отличным от случайного:

Информация о работе Становление индустрии социологических исследований