Становление индустрии социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:43, реферат

Описание

Становление позитивного образа социологической науки в странах Европы, в Америке и России в 30-40-е годы XIX века во многом способствовала институционализация статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по СИ.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

     Прямые  и косвенные вопросы. В прямом вопросе предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле. Все ответы на прямой вопрос интерпретируются буквально. Косвенный вопрос ставится в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными — перевод из личной формы в безличную. Личные и безличные вопросы в равной мере относятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер.

     Большое количество закрытых, прямых и личных вопросов, т.е. максимальная стандартизация, приводит к тому, что респондента раздражает навязывание мнения организаторами опроса: «им уже все известно заранее, и остается лишь подтвердить их схемы». В противном случае, большое количество открытых, косвенных и безличных вопросов, напротив, снижает престиж исследователя в глазах опрашиваемых: «спрашивают туманно, хитрят». Самая правильная позиция состоит в том, чтобы целесообразно комбинировать все указанные формы вопросов» понимая особенности их восприятия респондентом и особенности содержания информации, извлекаемой из его ответов. Эту позицию иллюстрирует использование разных видов вопросов в качестве основных и контрольных.

     Основные  и контрольные  вопросы. Основные и контрольные вопросы различаются по их функциям в интерпретации данных. С помощью контрольных вопросов уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах. Укажем некоторые формы контроля.

  • Контроль по частям, в этом случае сопоставляются ответы в перекрестной схеме и вычленяются наиболее обоснованные оценки. При этом в опросном листе основной и контрольные вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними.
  • Реальная ситуация контролируется вариантами проективной, предполагаемой. Проективные ситуации дают хорошую основу для контроля общей направленности суждений и ценностных ориентации.
  • Косвенные вопросы контролируют ответы на прямой. В этом случае косвенный вопрос предшествует прямому (основному).
  • В таком же отношении находятся личные и безличные вопросы.
  • Открытый вопрос может выступать как контроль к закрытому и наоборот.

     Целевые и функциональные вопросы. Помимо ведущих — целевых, отвечающих прямым задачам исследования, всегда используются так называемые функциональные, или служебные, формулировки и вопросы. Задачи последних — облегчить процесс интервью или анкетного опроса, снять напряжение и усталость, появляющиеся к концу работы респондента, отвлечь его внимание, когда это требуется, или же, напротив, помочь сконцентрироваться.

     К числу функциональных относятся  «вопросы-фильтры» и «ловушки», отсеивающие некомпетентных и невнимательных; «глушители», с помощью которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой контрольного вопроса; многообразные пояснительные комментарии и оговорки такого, например, типа, как: «По Вашему мнению», «А теперь, если рассматривать в целом, как бы Вы характеризовали...?» и т.п. Цель подобных формулировок — создать психологический комфорт респонденту.

     Экспертный  опрос.

     Опрос специалистов — особая разновидность  метода, где многие требования, применимые в массовых опросах, неприемлемы. Эти опросы не анонимны, исключают «ловушки», так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных проблем. Как правило, экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов.

     Важный  момент: отбор экспертов прежде всего  по уровню их компетентности, (численность  и представительность группы экспертов здесь оценивается не столько статистическими, сколько качественными показателями) и далее — предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказать свои мнения и аргументы в их пользу.

     Тема  опроса четко обозначается в строгих  формулировках, задачи исследования также должны быть ясно сформулированы, подчеркивается важность именно персонального мнения специалистов (в массовых опросах, напротив, подчеркивают, что мнение опрашиваемого учитывается в рамках общей статистики). Для ответа на каждый вопрос оставляется достаточно пространное поле, анализ данных скорее качественных, чем количественных.

     Типичная  логика развертывания экспертного  опроса такова:

     (1) указание существа изучаемой  проблемы и мотивов обращения  к данному лицу в качестве  специалиста;

     (2) сведения, подтверждающие компетентность  эксперта: область занятий, стаж в этой области, квалификация;

     (3) информация о порядке (содержании) предлагаемых вопросов в полном их объеме;

     (4) формулировка каждого проблемного вопроса, предлагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать упущения, слабые места, сомнительные пункты в аргументации, либо обоснование постановки иной проблемы;

     (5) оценка уверенности в заключении (мнении) эксперта;

     (6) дополнительные замечания, комментарии, предложения.

     СТРУКТУРИРОВНИЕ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

     Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями, предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

     Функции программы:

  1. методологическая (определяется проблема исследования, исходное представление (концепция), формулируется система целей и задач);
  2. методическая (общий логический план исследования, на основе которого осуществляется переход от теоретических предположений к эмпирическим фактам, их изучению, определяются методы измерения и обработки данных);
  3. организационно-технологическая (интеграция деятельности членов исследовательской группы, разделение труда).

     Содержание  и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т. е. от главной цели исследовательской деятельности.

     Тщательно разработанная программа — гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы. 

     Методологический  раздел программы:

  1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
  2. Определение цели и постановка задач исследования.
  3. Уточнение и интерпретация основных понятий.
  4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
  5. Развертывание рабочих гипотез.
 

     Процедурный раздел программы:

  1. Принципиальный (стратегический) план исследования.
  2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
  3. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
 

     Рабочий план

     Рабочий план – приложение к программе. Если программа — это стратегический документ, направленный на решение  какой-то социальной проблемы, то рабочий  план – это тактика исследования. Элементы рабочего плана:

  • порядок подготовки и обучения группы исследователей;
  • составление. примерной. оценки финансовых расходов.;
  • определение сроков и затрат времени;
  • количество необходимого инструментария, его объем, форма, условия размножения и распространения;
  • определение анкетеров, их количество и персональный состав;
  • определение места проведения исследования и конкретного времени;
  • определение сроков на сбор и обработку информации;
  • подготовка и оформление отчета по проведенному исследованию.

     Главные элементы рабочего плана отельного  исследования можно подразделить на 4 временных этапа:

  1. Период разработки теоретической концепции и программы данного исследования (разработка методологического и методического разделов); на реализацию этой стадии целесообразно затратить 1/3 всего времени, отведенного на исследование.
  2. Полевой период, т.е. время на сбор первичных данных, их подготовку для ввода в компьютер; примерно 20 % отведенного времени.
  3. Период обработки и анализа данных, включая промежуточные отчеты по итогам предварительного анализа; около 40% времени на все исследование.
  4. Время на оформление итоговых отчетов и публикаций; примерно 10% времени.

     Основные  требования к программе: необходимость (невозможность проведения без нее исследования), эксплицитность (ясность, четкость всех положений программы, соотношение с логикой исследования), гибкость (допускается вариативность, изменение элементов программы без нарушения ее логики), логическая последовательность структуры. 

     Итак, формулировка проблемы и отсюда — выделение объекта и предмета исследования — первый шаг в разработке программы.

     Социальная  проблема — реальная противоречивая ситуация, поставленная самой жизнью. Исходным пунктом любого научного исследования является проблема. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле, т.е. с точки зрения познавательного процесса, проблема — это знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий. Предметная сторона проблемы социологического исследования — это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов. С одой стороны, последние угрожают стабильности, но одновременно являются главным фактором социальных изменений и потому особенно заслуживают внимания.

     Предметная  и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других случаях — это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становиться очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становиться предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям каких-то общественных сил, организаций, движений. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.

     Уровни  проявления проблемы:

  1. социально-психологический (межличностный);
  2. институциональный или групповой (противоречия в сложившихся формах организации людей);
  3. социетальный (противоречие в обществе в целом);
  4. мировой или глобальный.

Информация о работе Становление индустрии социологических исследований