Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:43, реферат
Становление позитивного образа социологической науки в странах Европы, в Америке и России в 30-40-е годы XIX века во многом способствовала институционализация статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества.
Прямые и косвенные вопросы. В прямом вопросе предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле. Все ответы на прямой вопрос интерпретируются буквально. Косвенный вопрос ставится в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными — перевод из личной формы в безличную. Личные и безличные вопросы в равной мере относятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер.
Большое количество закрытых, прямых и личных вопросов, т.е. максимальная стандартизация, приводит к тому, что респондента раздражает навязывание мнения организаторами опроса: «им уже все известно заранее, и остается лишь подтвердить их схемы». В противном случае, большое количество открытых, косвенных и безличных вопросов, напротив, снижает престиж исследователя в глазах опрашиваемых: «спрашивают туманно, хитрят». Самая правильная позиция состоит в том, чтобы целесообразно комбинировать все указанные формы вопросов» понимая особенности их восприятия респондентом и особенности содержания информации, извлекаемой из его ответов. Эту позицию иллюстрирует использование разных видов вопросов в качестве основных и контрольных.
Основные и контрольные вопросы. Основные и контрольные вопросы различаются по их функциям в интерпретации данных. С помощью контрольных вопросов уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах. Укажем некоторые формы контроля.
Целевые и функциональные вопросы. Помимо ведущих — целевых, отвечающих прямым задачам исследования, всегда используются так называемые функциональные, или служебные, формулировки и вопросы. Задачи последних — облегчить процесс интервью или анкетного опроса, снять напряжение и усталость, появляющиеся к концу работы респондента, отвлечь его внимание, когда это требуется, или же, напротив, помочь сконцентрироваться.
К числу функциональных относятся «вопросы-фильтры» и «ловушки», отсеивающие некомпетентных и невнимательных; «глушители», с помощью которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой контрольного вопроса; многообразные пояснительные комментарии и оговорки такого, например, типа, как: «По Вашему мнению», «А теперь, если рассматривать в целом, как бы Вы характеризовали...?» и т.п. Цель подобных формулировок — создать психологический комфорт респонденту.
Экспертный опрос.
Опрос специалистов — особая разновидность метода, где многие требования, применимые в массовых опросах, неприемлемы. Эти опросы не анонимны, исключают «ловушки», так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных проблем. Как правило, экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов.
Важный момент: отбор экспертов прежде всего по уровню их компетентности, (численность и представительность группы экспертов здесь оценивается не столько статистическими, сколько качественными показателями) и далее — предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказать свои мнения и аргументы в их пользу.
Тема опроса четко обозначается в строгих формулировках, задачи исследования также должны быть ясно сформулированы, подчеркивается важность именно персонального мнения специалистов (в массовых опросах, напротив, подчеркивают, что мнение опрашиваемого учитывается в рамках общей статистики). Для ответа на каждый вопрос оставляется достаточно пространное поле, анализ данных скорее качественных, чем количественных.
Типичная логика развертывания экспертного опроса такова:
(1) указание существа изучаемой проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста;
(2) сведения, подтверждающие компетентность эксперта: область занятий, стаж в этой области, квалификация;
(3)
информация о порядке (
(4) формулировка каждого проблемного вопроса, предлагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать упущения, слабые места, сомнительные пункты в аргументации, либо обоснование постановки иной проблемы;
(5)
оценка уверенности в
(6)
дополнительные замечания,
Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями, предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Функции программы:
Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т. е. от главной цели исследовательской деятельности.
Тщательно
разработанная программа — гарантия
успеха всего исследования. В идеальном
случае программа теоретико-прикладного
исследования включает следующие элементы.
Методологический раздел программы:
Процедурный раздел программы:
Рабочий план
Рабочий план – приложение к программе. Если программа — это стратегический документ, направленный на решение какой-то социальной проблемы, то рабочий план – это тактика исследования. Элементы рабочего плана:
Главные элементы рабочего плана отельного исследования можно подразделить на 4 временных этапа:
Основные
требования к программе: необходимость
(невозможность проведения без нее исследования),
эксплицитность (ясность, четкость всех
положений программы, соотношение с логикой
исследования), гибкость (допускается
вариативность, изменение элементов программы
без нарушения ее логики), логическая
последовательность
структуры.
Итак, формулировка проблемы и отсюда — выделение объекта и предмета исследования — первый шаг в разработке программы.
Социальная проблема — реальная противоречивая ситуация, поставленная самой жизнью. Исходным пунктом любого научного исследования является проблема. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле, т.е. с точки зрения познавательного процесса, проблема — это знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий. Предметная сторона проблемы социологического исследования — это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов. С одой стороны, последние угрожают стабильности, но одновременно являются главным фактором социальных изменений и потому особенно заслуживают внимания.
Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других случаях — это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становиться очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становиться предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям каких-то общественных сил, организаций, движений. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.
Уровни проявления проблемы:
Информация о работе Становление индустрии социологических исследований