Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:43, реферат
Становление позитивного образа социологической науки в странах Европы, в Америке и России в 30-40-е годы XIX века во многом способствовала институционализация статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества.
Основой
выборки является перечень элементов
генеральной совокупности, который
удовлетворяет следующим
Объем выборочной совокупности зависит от:
Количество
респондентов. Включенных в выборку,
должно быть, как правило, 10 % от генеральной
совокупности, но не более 2000-2500 человек.
Понятие точности и надежности выборки. Репрезентативность — свойство выборки отражать наиболее важные с очки зрения исследователя характеристики, при котором обеспечивается приемлемый (заданный, выбранный, допустимый) уровень отклонения количественных значений наиболее важных характеристик выборочной совокупности от генеральной. Строго репрезентативную выборку по всем важным параметрам обеспечить невозможно, поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных. В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической репрезентативности оказывается второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представление изучаемых объектов.
Ошибка выборки — мера отклонения выборочной совокупности от генеральной; пределы ошибки выборки зависят от целей исследования: 5% ошибки — повышенная надежность; 5-10% — обыкновенная надежность, 10-20% — приближенная надежность, 20-40% — ориентировочная надежность, более 40 % — прикидочная надежность.
Причины возникновения ошибок могут быть заложены: в инструментарии, т.к. социолог несет в себе элемент субъективизма; в процессе сбора информации; в результате отклонения от планируемой выборки: замена объектов более доступными, но менее полноценными с точки зрения общего плана выборки, неполный охват выборочной совокупности, неправильность при разработке плана выборки и т.д.
Погрешность
выборки — разница межу характерными
особенностями выборки и совокупностью,
на которую мы пытаемся распространить
результаты исследования.
Подготовка документов прикладного социологического исследования к обработке.
Подготовка данных для обработки включает: шифровку, кодирование и перенос кода на перфокарты ручной или машинной обработки или на магнитную ленту — в зависимости от техники обработки.
Шифром обычно называют условную символическую запись первичной информации в бланке протокола (в анкете, шифровальном листе при анализе документов). Шифровку можно производить в разных символах: численных обозначениях (например, пунктов шкалы), в буквенных аббревациях («КЗ» — критические замечания, «ВП» — вопросы и просьбы — при кодировании текстов писем), в различных символах («+», «–», «?»: «согласие», «несогласие», «неясно»). Кодом называют числовую запись тех же данных.
Современные способы общения человека с компьютером позволяют фиксировать на экране не только код признака, но и его сокращенное, а при необходимости и полное наименование.
Обработка и анализ данных осуществляются в соответствии с задачами исследования поэтапно. Логические задачи переводятся теперь в серию технических операций с исходными и производными признаками. Исследователь, если он сам не продолжает анализ на компьютере, передает в вычислительный центр задания в форме макетов нужных таблиц и иных вычислений или группировок, пользуясь кодовыми обозначениями признаков.
Как
правило, социологи используют стандартные
компьютерные программы, пригодные
для обработки различной
Анализ данных производится по порядку задач, объединенных едиными гипотезами. Если в работе участвует много сотрудников, некоторые таблицы дублируются, так как различные гипотезы могут проверяться на общем исходном материале.
Важны
систематические обсуждения
по ходу анализа, сообщения
участников исследования
о добытых результатах,
обсуждения промежуточных
итогов с другими специалистами,
В этих дискуссиях возникают новые догадки,
требующие дополнительного изучения материала.
Изложение итогов
в виде отчета или публикации. Итоговый
документ следует составить так, чтобы
дать возможность читателю самостоятельно
проанализировать обоснованность и достоверность
всех выводов, а также при желании воспользоваться
эмпирическими данными для постановки
иных задач. Поэтому в публикации следует
придерживаться максимальной последовательности
и ясности изложения всех данных и выводов.
Этапы и основные элементы прикладного исследования.
Основные
этапы организации
Итак, представим себе, что, продвигаясь в исследовании, мы подошли к рубежу, за которым начинается «полевая» работа. Позади — долгие поиски, сомнения, страстные дискуссии, связанные с разработкой программы. Мы сформулировали гипотезы, наметили общий план исследования, составили первые наброски методик сбора первичных данных. Теперь предстоит окунуться в реальную жизнь и проверить, насколько придуманные нами инструменты научного поиска отвечают своему назначению. Наступил этап пробы основных процедур исследования.
Предварительная проба («пилотаж») охватывает проверку годности и отдельных методов получения первичной информации, и системы процедур в целом, и организации массового сбора данных (конструирование выборки, организация «полевых» работ и, наконец, в случае использования качественных методов — экспериментальных интервью, наблюдений и т.п.
Проба отдельной методики производится на небольшой выборке обследуемых (25-30 человек). Для этого разумно отобрать представителей крайних групп. В каждом случае это будут разные группы, что зависит от содержания исследования. При использовании опросных методов обычно стремятся к тому, чтобы в пробе участвовали люди с различным уровнем образования и жизненного опыта. Здесь проверяется, насколько вопросник учитывает эти различия. При анализе документов важно обеспечить полный набор характеристик, чтобы проверить, насколько единицы анализа охватывают тексты. Используя метод наблюдения, заботятся о том, чтобы в пробе были представлены наиболее трудные для наблюдения ситуации.
Необходимо, чтобы наряду с авторами исследования в проведении пробы участвовали и другие. Обычно это — будущие интервьюеры, наблюдатели, кодировщики текстов. Иногда к пробе привлекают коллег — ученых, мнение которых в ходе проверки инструментов исследования было бы особенно ценным. Участие в пробе нескольких человек позволяет подвергнуть обсуждению качество инструментов сбора данных. Задача: выяснить, насколько «работают» запланированные вопросы или пункты методик, понятны ли они респондентам (а также интервьюерам или наблюдателям, кодировщикам), дают ли они планируемую информацию и т.п.
Руководитель пробы начинает с устного инструктирования всех участников и комментирует письменную инструкцию. Особое внимание обращает на те пункты информации, которые почему-либо вызывают сомнение. В «поле» проверяют альтернативные варианты. Например, половине обследуемых задают вопрос в одной форме, а другой половине — в иной.
Если участники пробы не имеют опыта, нужна предварительная тренировка интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков. Лучше всего это достигается наглядной демонстрацией. Например, руководитель проводит публичное интервью с «наивным» респондентом. После интервью даются пояснения к отдельным моментам прошедшей беседы. Такие опыты могут быть повторены. Еще лучше комбинировать наглядную демонстрацию интервьюирования с записью на пленку. Проходящие обучение протоколируют интервью, обсуждают тексты, сличая их с записью на аудио-видеопленке.
Начинающие работу анкетеры должны «проиграть» ситуацию респондента: они сами заполняют анкеты, отвечая на все вопросы. Этим достигается более полное включение в роль опрашиваемого, что совершенно необходимо для хорошего выполнения функций анкетера. При заполнении анкеты возникнут вопросы, которые помогут лучше понять состояние респондента, а также способ реакции анкетера на эти состояния. Типичные случаи обсуждаются всей группой, выходящей в «поле».
Кодировщики текстов (при контент-анализе) и шифровальщики должны пройти обучение с помощью заранее составленных инструкций. В период проверки в «поле» инструкции уточняются. Участвующий в полевой работе кодировщик практически выступает соавтором составителя основной процедуры: он обнаруживает неучтенные и важные для исследования термины в текстах, неудачное расположение шифровальных схем и т.п. изъяны.
Проба осуществляется поэтапно, так что после каждой небольшой серии собранных данных производят анализ информации и обмениваются мнениями. Вместе с интервьюерами авторы исследования обсуждают шаг за шагом все элементы методики, начиная со вступительных разделов и кончая «паспортичкой». Замечания тут же анализируются, и принимается решение пробовать новый вариант, продолжать пробу старого или начать пробу двух вариантов одновременно. Итог пробы — окончательный текст методики и инструкции по сбору данных.
В инструкции указывают назначение методики, последовательность операций, способ обращения к источникам информации, отмечают особенности сбора сведений по некоторым пунктам и, наконец, предлагается форма итогового протокола (бланка, кодировального листа и т.д.).
В идеальном случае надо осуществить и пробу инструкции, т.е. убедиться в том, что все ее разделы понятны и отвечают своему назначению. Это делается на группе интервьюеров или кодировщиков, которые будут участвовать в сборе основного массива данных. Однако чаще всего такую пробу относят на стадию генерального пилотажа.
Генеральный «пилотаж» — продолжение пробы, но теперь уже не отдельной методики или инструмента, а всей процедуры сбора первичных данных: методик, способов протоколирования и сведения данных в кодировальные листы, инструкций по сбору данных, организации полевых работ на объектах и, наконец, качества выборки. Это «разведка боем», основная цель которой — проверка на надежность всех звеньев полевой процедуры. Важная функция пилотажа — установить прямой контакт с ответственными лицами на объекте исследования, обеспечить их сотрудничество в дальнейшей работе. Вместе с тем проверяется пригодность всех звеньев собственной организации, особенно уровень подготовки участников исследования, их тренированность, понимание обязанностей.
Значительная нагрузка падает на проверку действий по осуществлению запланированной выборки и оценки ее объема, который зависит от двух основных факторов: характера информации (если нет сведений о нужных параметрах генеральной совокупности, то они извлекаются из данных генерального пилотажа) и доступности единиц наблюдения. Часто отобранные по спискам или иным путем обследуемые по разным причинам оказываются недоступными: находятся в отъезде, больны, слишком заняты, вовсе не проживают или не работают там, где мы ожидаем их найти, и т.д. и т.п. Эти организационные погрешности определяют, насколько следовало бы увеличить первоначальный отбор, с тем чтобы в итоге получить запланированный объем выборки.
Полевое обследование — массовый сбор информации на объектах. Основные требования организации на этом этапе: четкое соблюдение инструкций, контроль доброкачественности исходных данных по мере их поступления, целесообразная система хранения первичной информации.
Контроль доброкачественности материала обеспечивается строгим выполнением инструкций и выборочными проверками действий всех сотрудников: интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков. Материал, собранный одним из сотрудников, выборочно проверяется другим, более опытным. Последний вновь обращается к источнику информации (например, к опрашиваемому), используя ту же методику. Таким путем контролируют добросовестность интервьюера или кодировщика и вместе с тем определяют ошибки, связанные с его индивидуальными характеристиками.
Информация о работе Становление индустрии социологических исследований