Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:45, лекция

Описание

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Работа состоит из  1 файл

антикризисное упр т. 1-6.doc

— 694.50 Кб (Скачать документ)

 Сущность  антикризисного управления рисками 

 Кризис  представляет собой крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.

 Объективно  кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления.

 Кризисные ситуации, для которых не было принято  соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия.

 Хотя  кризисы не обязательно являются разрушительными и могут протекать с определенной степенью остроты, в целом они крайне негативно воздействуют на предприятие и снижают возможность эффективного управления таким предприятием. Опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

 В кризисных  условиях у предприятия велика вероятность  оказаться банкротом; отсутствуют  условия и возможности для  нормального производства, сбытовой деятельности, финансовых операций и  других важнейших аспектов работы любого промышленного предприятия. При таком положении дел на предприятии, характеризующемся кризисом, возникает множество рисков разнообразных по содержанию, источнику проявления, величине вероятности и размеру возможных потерь и негативных последствий для данного предприятия.

 Кризис  и риск, обусловленный неопределённостью  внутренней среды предприятия и  внешней среды, неразрывно связаны  друг с другом. Управление рисками  и снижение их воздействия до минимально возможного уровня, способно вывести  предприятие из кризиса.

 Необходимо  делать различие между понятиями "риск" и "неопределенность", хотя в экономической  литературе зачастую этого не делается.

 В реальной ситуации решение, принимаемое предприятием находящемся в кризисной ситуации, практически всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда факторов: прежде всего самим кризисом, а также факторов неопределенности, заранее не предвиденных.

 Неопределенность  ситуации предопределяется тем, что  она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью.

 Сказывается также и отсутствие четкости в  определении целей, критериев и  показателей их оценки.

 Вообще  же понятие риска используется в  целом ряде наук. Право рассматривает  риск в связи с его правомерностью. Теория катастроф применяет данный термин для описания аварий и стихийных бедствий. Исследования по анализу риска и неопределенности можно найти в литературе по психологии, медицине, философии.

 Анализируя  многочисленные определения риска, можно выделить следующие основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации:

 случайный характер события;

 наличие альтернативных решений;

 известны  или можно определить вероятности  исходов и ожидаемые результаты;

 вероятность возникновения убытков;

 вероятность получения дополнительной прибыли.

 Таким образом, категория "риск" определяется как угроза того, что фирма понесет  потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые  она рассчитывала. Или по-другому можно сказать, что риск есть опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов.

 Антикризисное управление в значительной части  решаемых проблем является рисковым. В кризисных ситуациях возникает множество рисков разнообразных по содержанию, источнику проявления, величине вероятности и размеру возможных потерь и негативных последствий для данного бизнеса, а иногда и экономики в целом. Все это обусловливает потребность создания системы управления риском с привлечением квалифицированных “рисковых менеджеров” - специалистов по управлению в рисковых ситуациях. Управление риском наиболее наглядно можно рассмотреть на методологической основе процесса выработки и реализации рисковых управленческих решений. Рисковыми, как уже отмечалось ранее, являются решения, принимаемые в условиях неопределенности, если известна вероятность достижения результата. Надо отметить, что целенаправленный процесс управления предполагает выполнение в логической последовательности взаимосвязанных управленческих функций (управленческих работ) по решению конкретной проблемы с использованием управленческих средств и методов воздействия на персонал, занятый в совместной производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому результаты процесса управления материализуются в продукте и отражаются в итоговых показателях и социальных последствиях деятельности производственно-хозяйственной системы.

 Управленческий  риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры. Информационный аспект процесса управления риском представляет собой преобразование информации о факторах и источниках неопределенности в информацию об уровнях вероятности осуществления условий неопределенности в процессах производства и реализации продукции, которая затем преобразуется в информацию о показателях уровня эффективности или неэффективности результатов деятельности в условиях риска и о негативном воздействии деятельности на экологические и социальные условия жизни.

 В системе  управления организациями формируются  гибкие организационно-управленческие звенья, такие, как "экспертиза и прогнозирование рисков", "консультационные службы в области рисковой деятельности". Наиболее простыми решениями может стать введение должности рискового менеджера в аппарат управления и создание органа, координирующего действия по управлению основными видами риска всех подразделений организации.

 Профессионализм в управлении риск-ситуациями в антикризисном  менеджменте приобретает исключительное и решающее значение. Уровень риска  зависит не только от объективных  факторов развития экономики и рынка, но и в значительной степени от субъективного восприятия ситуации менеджером, принимающим решение, от его опыта, знаний, интуиции. Для успешного управления риском необходимы управленческое образование персонала, профессиональные навыки и система информационного обеспечения, адекватная мировым тенденциям развития информационных технологий.

 Защита  организации от риска выступает  важной функцией управления риском в  условиях антикризисного управления. Зарубежной практикой менеджмента  накоплено множество методов защиты от риска. Главное внимание рискового менеджера направлено на наблюдение за параметрами риска до разработки и принятия решения и в ходе выполнения принятого решения, на быстрое реагирование в случаях отклонения параметров риска и принятие мер по снижению отрицательных последствий деятельности. На успешное выполнение данных функций в значительной степени могут оказать влияние маркетинговый подход в менеджменте и эффективная организация маркетинговой информации и коммуникаций.

 В настоящее время широкое распространение получила диверсификация: развитие производств, находящихся на разных уровнях развития или в разных регионах страны, направление инвестиций в другие сферы деятельности, формирование параллельных структур по изготовлению различных модификаций изделий или для решения одной сложной проблемы.

 В условиях современной России, где финансовое положение многих промышленных предприятий  длительное время кризисное, управление рисками имеет своей базой  антикризисное управление, нацеленное на упрочнение положения предприятий на рынке, обеспечение стабильности и благоприятной перспективы. 

 Т№6 Стратегические аспекты антикризисного управления

    Потребности в основе мотивации

Основные  понятия: 
 
Потребность – это, с одной стороны, то без чего человек не может обойтись, в чем нуждается (дефицит), с другой, то, к чему стремится, чем хочет обладать (желание), или то, чего хочет избежать. 
 
Мотив – это потребность с осознанной целью ее удовлетворения, побуждающая к действию. Другими словами, когда у нас есть потребность, и мы понимаем каким образом она может быть удовлетворена, и эта цель – удовлетворение данной потребности, имеет для нас ценность, и толкает нас на действия по достижению этой цели, тогда мы имеем мотив. 
 
Или так:

  1. У нас есть нужда, или мы хотим чем-то обладать, т.е. имеем потребность.
  2. Мы знаем, или думаем, что знаем, каким образом мы можем удовлетворить эти потребности – имеем цель.
  3. Удовлетворение этих потребностей имеет для нас важное значение – ценность.
  4. Это толкает нас на действия по достижению данной цели – побуждение.

Все вместе это и будет мотивом. 
 
Мотивация – динамический процесс формирования мотива (Ильин Е.П. "Мотивация и мотивы" Издательство: “Питер”, 2003, §4.1). 
 
Мотивацию разделяют на внешнюю, т.е. стимулируемую внешними факторами – вознаграждение, наказание и пр., и внутреннюю. Но нужно понимать, что в основе мотива лежит потребность в том широком смысле, как мы ее определили выше, а потребность – это внутренний фактор. Поэтому, внешние обстоятельства могут стать мотивацией только тогда, когда станут значимыми для человека, т.е. превратятся во внутреннюю мотивацию. Т.о., если у человека нет внутренней потребности, или он ее не осознает, а вы не смогли эту потребность в нем сформировать, или “открыть человеку глаза” на наличие у него такой потребности и ценности ее удовлетворения для него, то никакими внешними мотивациями вы не заставите его совершать необходимые вам действия. 
 
Мотив и мотивация тесно связаны с “потребностями”, т.к. в основе мотива всегда лежит потребность. 
 
Потребности делятся на первичные или базовые (врожденные) и вторичные (приобретенные). 
 
Предлагаемая классификация потребностей:

  1. Материальные – нужда в одежде, пище, крове, тепле и т.д. Это то, без чего человек не может нормально существовать, прежде всего, с физиологической и биологической точек зрения.
  2. Статусные – желания принадлежать к определенной социальной группе или коллективу, пользоваться уважением и признанием, любить и быть любимым, иметь семью и друзей, общаться. Эти потребности определяют желаемое (необходимое) положение в обществе.
  3. Личностные – желания в полной мере реализовать свои таланты, способности, возможности, познавать и исследовать окружающий мир, добиваться поставленных целей, самовыражаться в творчестве. Эти потребности направлены на формирование человека, как цельной самодостаточной личности.
 

Материальные  потребности являются первичными, а  статусные и личностные – вторичными. 
 
Потребности не имеют жесткой иерархии и строго определенной последовательности их удовлетворения. Конечно, чаще всего, неудовлетворенные базовые потребности имеют более сильное влияние на мотивы поведения человека, чем неудовлетворенные вторичные. Но, во-первых, нет никакой закономерности, по которой можно было бы определить с какой доли удовлетворенности первичной потребности, у человека начинают возникать вторичные потребности. А, во-вторых, это утверждение не является непреложным правилом. И в истории и в окружающей нас действительности мы можем часто наблюдать обратные явления. Таких фактов предостаточно, я даже не буду их здесь упоминать. Вы сами, оглядевшись вокруг и покопавшись в своей памяти, сможете легко привести с десяток таких примеров. 
 
Все в этом мире переплетается. Поэтому, совершенно разные потребности могут быть удовлетворены в той или иной степени с помощью достижения всего одной общей для всех цели. В этом случае в каждый конкретный момент (процессов формирования мотивов) какой-то один мотив будет доминирующим, а остальные будут лишь его усиливать. Но следующий момент, все может изменится, и на главную роль может выйти другой мотив. Это может зависеть и от степени неудовлетворенности тех или иных потребностей, и от сомнений в правильности выбора цели и др. 
 
У человека одномоментно может быть несколько совершенно разных потребностей. К тому же, потребности не являются величиной постоянной. Они меняются, одни усиливаются, другие ослабляются. Некоторые затихают на время, чтоб потом с новой силой напомнить о себе. Некоторые вытесняются другими более сильными потребностями и не обязательно с такой же природой происхождения. Поэтому и мотивы, которые направляют действия человека могут меняться, а, следовательно, приводить к другим, порой неожиданным, действиям. Наверное, это и есть человеческий фактор? 
 
Создать классификацию видов мотиваций по аналогии с потребностями сложно, если вообще возможно. Эта классификация может быть весьма условной. Дело в том, что к одному и тому же действию могут привести совершенно разные мотивы. Поэтому мотивация может стимулировать сразу несколько мотивов. И не обязательно, что некоторые из них не войдут в противоречие между собой, ослабляя друг друга. 
 
Понимание природы потребностей и их взаимосвязи нужно для определения видов мотивации, которые необходимо применять в тех или иных случаях. 
 
С точки зрения управления, мотивация должна быть направлена, с одной стороны, на быстрое устранение нежелательных мотивов поведения человека, а с другой – стимулировать те мотивы, которые способствуют достижению цели управления.

Информация о работе Антикризисное управление