Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:45, лекция
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Сущность
антикризисного управления
рисками
Кризис представляет собой крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.
Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления.
Кризисные
ситуации, для которых не было принято
соответствующих
Хотя кризисы не обязательно являются разрушительными и могут протекать с определенной степенью остроты, в целом они крайне негативно воздействуют на предприятие и снижают возможность эффективного управления таким предприятием. Опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.
В кризисных условиях у предприятия велика вероятность оказаться банкротом; отсутствуют условия и возможности для нормального производства, сбытовой деятельности, финансовых операций и других важнейших аспектов работы любого промышленного предприятия. При таком положении дел на предприятии, характеризующемся кризисом, возникает множество рисков разнообразных по содержанию, источнику проявления, величине вероятности и размеру возможных потерь и негативных последствий для данного предприятия.
Кризис
и риск, обусловленный
Необходимо делать различие между понятиями "риск" и "неопределенность", хотя в экономической литературе зачастую этого не делается.
В реальной
ситуации решение, принимаемое предприятием
находящемся в кризисной
Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью.
Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки.
Вообще же понятие риска используется в целом ряде наук. Право рассматривает риск в связи с его правомерностью. Теория катастроф применяет данный термин для описания аварий и стихийных бедствий. Исследования по анализу риска и неопределенности можно найти в литературе по психологии, медицине, философии.
Анализируя многочисленные определения риска, можно выделить следующие основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации:
случайный характер события;
наличие альтернативных решений;
известны
или можно определить вероятности
исходов и ожидаемые
вероятность возникновения убытков;
вероятность получения дополнительной прибыли.
Таким образом, категория "риск" определяется как угроза того, что фирма понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые она рассчитывала. Или по-другому можно сказать, что риск есть опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов.
Антикризисное управление в значительной части решаемых проблем является рисковым. В кризисных ситуациях возникает множество рисков разнообразных по содержанию, источнику проявления, величине вероятности и размеру возможных потерь и негативных последствий для данного бизнеса, а иногда и экономики в целом. Все это обусловливает потребность создания системы управления риском с привлечением квалифицированных “рисковых менеджеров” - специалистов по управлению в рисковых ситуациях. Управление риском наиболее наглядно можно рассмотреть на методологической основе процесса выработки и реализации рисковых управленческих решений. Рисковыми, как уже отмечалось ранее, являются решения, принимаемые в условиях неопределенности, если известна вероятность достижения результата. Надо отметить, что целенаправленный процесс управления предполагает выполнение в логической последовательности взаимосвязанных управленческих функций (управленческих работ) по решению конкретной проблемы с использованием управленческих средств и методов воздействия на персонал, занятый в совместной производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому результаты процесса управления материализуются в продукте и отражаются в итоговых показателях и социальных последствиях деятельности производственно-хозяйственной системы.
Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры. Информационный аспект процесса управления риском представляет собой преобразование информации о факторах и источниках неопределенности в информацию об уровнях вероятности осуществления условий неопределенности в процессах производства и реализации продукции, которая затем преобразуется в информацию о показателях уровня эффективности или неэффективности результатов деятельности в условиях риска и о негативном воздействии деятельности на экологические и социальные условия жизни.
В системе управления организациями формируются гибкие организационно-управленческие звенья, такие, как "экспертиза и прогнозирование рисков", "консультационные службы в области рисковой деятельности". Наиболее простыми решениями может стать введение должности рискового менеджера в аппарат управления и создание органа, координирующего действия по управлению основными видами риска всех подразделений организации.
Профессионализм
в управлении риск-ситуациями в антикризисном
менеджменте приобретает
Защита организации от риска выступает важной функцией управления риском в условиях антикризисного управления. Зарубежной практикой менеджмента накоплено множество методов защиты от риска. Главное внимание рискового менеджера направлено на наблюдение за параметрами риска до разработки и принятия решения и в ходе выполнения принятого решения, на быстрое реагирование в случаях отклонения параметров риска и принятие мер по снижению отрицательных последствий деятельности. На успешное выполнение данных функций в значительной степени могут оказать влияние маркетинговый подход в менеджменте и эффективная организация маркетинговой информации и коммуникаций.
В настоящее время широкое распространение получила диверсификация: развитие производств, находящихся на разных уровнях развития или в разных регионах страны, направление инвестиций в другие сферы деятельности, формирование параллельных структур по изготовлению различных модификаций изделий или для решения одной сложной проблемы.
В условиях
современной России, где финансовое
положение многих промышленных предприятий
длительное время кризисное, управление
рисками имеет своей базой
антикризисное управление, нацеленное
на упрочнение положения предприятий
на рынке, обеспечение стабильности и
благоприятной перспективы.
Т№6 Стратегические аспекты антикризисного управления
Основные
понятия:
Потребность – это, с одной стороны,
то без чего человек не может обойтись,
в чем нуждается (дефицит), с другой, то,
к чему стремится, чем хочет обладать (желание),
или то, чего хочет избежать.
Мотив – это потребность с осознанной
целью ее удовлетворения, побуждающая
к действию. Другими словами, когда у нас
есть потребность, и мы понимаем каким
образом она может быть удовлетворена,
и эта цель – удовлетворение данной потребности,
имеет для нас ценность, и толкает нас
на действия по достижению этой цели, тогда
мы имеем мотив.
Или так:
Все вместе
это и будет мотивом.
Мотивация – динамический процесс
формирования мотива (Ильин
Е.П. "Мотивация и
мотивы" Издательство:
“Питер”, 2003, §4.1).
Мотивацию разделяют на внешнюю, т.е. стимулируемую
внешними факторами – вознаграждение,
наказание и пр., и внутреннюю. Но нужно
понимать, что в основе мотива лежит потребность
в том широком смысле, как мы ее определили
выше, а потребность – это внутренний
фактор. Поэтому, внешние обстоятельства
могут стать мотивацией только тогда,
когда станут значимыми для человека,
т.е. превратятся во внутреннюю мотивацию.
Т.о., если у человека нет внутренней потребности,
или он ее не осознает, а вы не смогли эту
потребность в нем сформировать, или “открыть
человеку глаза” на наличие у него такой
потребности и ценности ее удовлетворения
для него, то никакими внешними мотивациями
вы не заставите его совершать необходимые
вам действия.
Мотив и мотивация тесно связаны с “потребностями”,
т.к. в основе мотива всегда лежит потребность.
Потребности делятся на первичные или
базовые (врожденные) и вторичные (приобретенные).
Предлагаемая классификация потребностей:
Материальные
потребности являются первичными, а
статусные и личностные – вторичными.
Потребности не имеют жесткой иерархии
и строго определенной последовательности
их удовлетворения. Конечно, чаще всего,
неудовлетворенные базовые потребности
имеют более сильное влияние на мотивы
поведения человека, чем неудовлетворенные
вторичные. Но, во-первых, нет никакой закономерности,
по которой можно было бы определить с
какой доли удовлетворенности первичной
потребности, у человека начинают возникать
вторичные потребности. А, во-вторых, это
утверждение не является непреложным
правилом. И в истории и в окружающей нас
действительности мы можем часто наблюдать
обратные явления. Таких фактов предостаточно,
я даже не буду их здесь упоминать. Вы сами,
оглядевшись вокруг и покопавшись в своей
памяти, сможете легко привести с десяток
таких примеров.
Все в этом мире переплетается. Поэтому,
совершенно разные потребности могут
быть удовлетворены в той или иной степени
с помощью достижения всего одной общей
для всех цели. В этом случае в каждый конкретный
момент (процессов формирования мотивов)
какой-то один мотив будет доминирующим,
а остальные будут лишь его усиливать.
Но следующий момент, все может изменится,
и на главную роль может выйти другой мотив.
Это может зависеть и от степени неудовлетворенности
тех или иных потребностей, и от сомнений
в правильности выбора цели и др.
У человека одномоментно может быть несколько
совершенно разных потребностей. К тому
же, потребности не являются величиной
постоянной. Они меняются, одни усиливаются,
другие ослабляются. Некоторые затихают
на время, чтоб потом с новой силой напомнить
о себе. Некоторые вытесняются другими
более сильными потребностями и не обязательно
с такой же природой происхождения. Поэтому
и мотивы, которые направляют действия
человека могут меняться, а, следовательно,
приводить к другим, порой неожиданным,
действиям. Наверное, это и есть человеческий
фактор?
Создать классификацию видов мотиваций
по аналогии с потребностями сложно, если
вообще возможно. Эта классификация может
быть весьма условной. Дело в том, что к
одному и тому же действию могут привести
совершенно разные мотивы. Поэтому мотивация
может стимулировать сразу несколько
мотивов. И не обязательно, что некоторые
из них не войдут в противоречие между
собой, ослабляя друг друга.
Понимание природы потребностей и их взаимосвязи
нужно для определения видов мотивации,
которые необходимо применять в тех или
иных случаях.
С точки зрения управления,
мотивация должна быть
направлена, с одной
стороны, на быстрое
устранение нежелательных
мотивов поведения человека,
а с другой – стимулировать
те мотивы, которые способствуют
достижению цели управления.