Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:45, лекция

Описание

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Работа состоит из  1 файл

антикризисное упр т. 1-6.doc

— 694.50 Кб (Скачать документ)

АНАЛИЗ  РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

 

  3.1. Система маркетинговой  информации

Ф:Котлер определяет систему маркетинговой информации как постоянно действующую систему  взаимосвязи людей, оборудования и  методических приемов, предназначенную  для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Система маркетинговой  информации в сущности, является обратной связью от маркетинговой среды к управляющим, оказывающим на среду воздействиям посредством принятия и реализации решений и установления коммуникаций.

Система маркетинговой  информации включает в себя следующие  вспомогательные подсистемы: внутренней отчетности, сбора внешней информации, маркетинговых исследований, анализа информации.

Ввиду основополагающего  значения маркетинговой информации для проведения исследований, в частности, анализа рыночных возможностей банка, в службах маркетинга нередко  создаются специальные отделы. Они занимаются сбором, обработкой, анализом и представлением необходимых данных.

Система внутренней отчетности создается для сбора, обработки и оперативного представления  необходимой информации о деятельности банка. Источниками внутренней информации служат: статистическая и бухгалтерская отчетность, оценочные отчеты по кредитованию, отчеты отраслевых и региональных управляющих, результаты внутренних исследований, акты ревизий и проверок, справки и др.

Современные средства информатизации позволяют автоматизировать учетный процесс, оперативно получать достаточно полную и точную информацию.

Система сбора  внешней информации предназначена

для поиска, обобщения  и представления руководству

оперативных сведений о состоянии маркетинговой среды

банка. Источниками их сведений являются средства массовой

информации, публикуемые  годовые          отчеты,

производственная  статистика, правительственная статистика потребления, отраслевые журналы, газеты компаний, литература компаний о производимой продукции, прочие специализированные издания, личные контакты с клиентурой, обмен информацией с дирекциями и служащими других банков, приобретение необходимых сведений у специализированных организаций.

Совершенная система  сбора внешней информации предлагает создание отдельных подсистем информации о конкурентах, имеющихся и потенциальных клиентах, контактных аудиториях и иных силах, действующих на рынке. Источниками сведений о конкурентах могут служить: годовые отчеты; история банков и компаний; доклады и выступления руководства конкурирующих организаций, литература о продуктах конкурентов; газеты и журналы банков; реклама; банковские справочники; финансовая пресса; национальная и международная пресса; контакты со служащими и управляющими отделений; исследование мнений клиентов; информация от поставщиков; профессиональные      консультанты;      доклады      биржевых брокеров; контакты с банковскими ассоциациями и обществами; анализ услуг, предоставляемых конкурентами; новые служащие, работавшие ранее у конкурентов; служащие организаций-конкурентов, находящиеся на пенсии и т.д.

Система маркетинговых  исследований служит для сбора, обобщения, анализа и представления руководству  необходимых данных об определенной проблеме в условиях конкретно сложившейся  маркетинговой ситуации.  

Инвестиционная деятельность организации во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей , определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности . На современном этапе все большее число организаций осознают необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды . Эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью организации , подчиненного реализации целей ее общего развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры инвестиционного рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает инвестиционная стратегия .

Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации , определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности организации , следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности организации , характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.

Процесс разработки инвестиционной стратегии  является важнейшей составной частью общей системы стратегического  выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов.

Актуальность  разработки инвестиционной стратегии  организации определяется рядом  условий.

Важнейшим из таких условий является интенсивность  изменений факторов внешней инвестиционной среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной активностью организаций, темпы научно-технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, может привести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений организации будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом.

Одним из условий, определяющих актуальность разработки инвестиционной стратегии  организации, является ее предстоящий  этап жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла организации присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов. Разрабатываемая инвестиционная стратегия позволяет заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность организации к предстоящим кардинальным изменениям возможностей ее экономического развития.

Еще одним  существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии, является кардинальное изменение целей операционной деятельности организации, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т. п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности организации и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной инвестиционной стратегии.

Разработка  инвестиционной стратегии предприятия  основана на современной концепции  «стратегического менеджмента», активно  внедряемой с начала 70-х годов  в корпорациях США и большинства  стран Западной Европы. Концепция  стратегического менеджмента отражает четкое стратегическое позиционирование организации (включая и инвестиционную ее позицию), представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Концепция стратегического менеджмента возникла на основе методологии стратегического  планирования, которое составляет его  сущностную основу. В отличие от обычного долгосрочного планирования, основанного на концепции экстраполяции сложившихся тенденций развития, стратегическое планирование учитывает не только эти тенденции, но и систему возможностей и опасностей развития организации, возникновение чрезвычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем периоде.

Основанная  на новой парадигме управления разработка инвестиционной стратегии базируется на предварительной идентификации  достигнутого стратегического инвестиционного уровня предприятия. В процессе такой идентификации должно быть получено четкое представление о следующих параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития инвестиционной деятельности организации:

Идентификация того, на что могла бы пойти организация и на что она в действительности способна.

Что желает делать организация с учетом индивидуальных ценностей и предпочтений ее владельцев и ключевых фигур в руководстве  и финансовом менеджменте?

Что должна делать организация с учетом взятых на себя обязательств перед обществом?

Каков уровень инвестиционного риска  и какова вероятность достижения целей?

Каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и финансовых менеджеров предприятия?

Каков уровень знаний финансовых менеджеров (их информативной осведомленности) о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней инвестиционной среды?

Какими  инвестиционными ресурсами располагает  организация, каковы возможности перспективного их формирования, как обеспечена их антиинфляционная защита в процессе накопления?

Соответствует ли уровень инвестиционной активности организации текущим и перспективным  требованиям ее развития, насколько  полно используется ее потенциал?

Имеется ли на предприятии целостная стратегическая концепция в виде миссии, общей стратегии, системы стратегических нормативов развития и т. п.; в какой мере эта стратегическая концепция структурирована в разрезе отдельных хозяйственных подразделений?

Какова  эффективность действующих на предприятии  систем инвестиционного анализа, планирования контроля; в какой мере они ориентированы на решение стратегических задач?

Существует  ли организационная структура управления инвестиционной деятельностью предприятия  задачам перспективного его развития?

Каков уровень инвестиционной культуры организации, насколько тесно он корреспондирует с общей организационной культурой?

Разработка  инвестиционной стратегии играет большую  роль в обеспечении эффективного развития организации. Эта роль заключается  в следующем:

Разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития организации в целом и отдельных его структурных единиц.

Она позволяет  реально оценить инвестиционные возможности организации, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования инвестиционными ресурсами.

Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней инвестиционной среды.

Разработка  инвестиционной стратегии учитывает  заранее возможные вариации развития неконтролируемых организацией факторов внешней инвестиционной среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности организации.

Она отражает сравнительные преимущества организации  в инвестиционной деятельности в  сопоставлении с его конкурентами.

Наличие инвестиционной стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью организации.

Она обеспечивает соответствующую программу организационного поведения в рамках реализации наиболее важных стратегических инвестиционных решений.

В системе  инвестиционной стратегии формируется  значение основных критериальных оценок выбора реальных инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования.

Разработанная инвестиционная стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры.

В основе разработки инвестиционной стратегии  организации лежат принципы новой  управленческой парадигмы — системы  стратегического управления. К числу  основных из этих принципов, обеспечивающих подготовку и принятие стратегических инвестиционных решений в процессе разработки инвестиционной стратегии организации, относятся:

Принцип инвайронментализма. Этот принцип состоит  в том, что при разработке инвестиционной стратегии организация рассматривается как определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней инвестиционной среды. Открытость предприятия как социально-экономической системы и его способность к самоорганизации позволяют обеспечивать качественно иной уровень формирования его инвестиционной стратегии. В противовес инвайронментализму конституционализм означает закрытую организацию, деятельность которой не предполагает инвестиций и других взаимоотношений с внешней средой.

Информация о работе Антикризисное управление