Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:45, лекция

Описание

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Работа состоит из  1 файл

антикризисное упр т. 1-6.doc

— 694.50 Кб (Скачать документ)

Деловой риск связан также с недостатками законодательной основы для совершения и завершения кредитуемой сделки, а также со спецификой отрасли заемщика.

Итак, метод  анализа делового риска, как и  два предыдущих, ориентирован на оценку кредитоспособности предприятия, берущего кредиты на пополнение оборотных  средств или на другие текущие  цели оперативного плана. Поэтому для  оценки реальности возврата долгосрочных инвестиционных кредитов он также не подходит.

В последнее  время определенное распространение  находит методика, разработанная  специалистами Ассоциации российских банков. По этой методике анализ деятельности предприятия и условий его  кредитования предполагает проверку его кредитоспособности по следующим направлениям:

“солидность”  — ответственность руководства, своевременность расчетов по ранее  полученным кредитам; 
“способность” — производство и реализация продукции, поддержание ее конкурентоспособности; 
“доходность“ — предпочтительность вложения средств в данного заемщика; 
реальность достижения результатов проекта; 
обоснованность запрашиваемой суммы кредита; 
возвратность — за счет реализации материальных ценностей заемщика, если его проект не исполнится; 
обеспеченность кредита юри-дическими правами заемщика.

Оценку последних  четырех пунктов рекомендуется  выполнять на основе анализа сгруппированных  статей баланса по направлениям: прибыльность, ликвидность, оборачиваемость основных и оборотных активов, обеспеченность. Из каждой группы необходимо выбрать по одному показателю, наиболее характерному для анализируемого предприятия, и собрать по ним статистику.

Но поскольку  результатом таких поисков и  вычислений будет формализованная  оценка заемщика, базирующаяся в основном на его отчетных балансах и отчетах о прибылях и убытках, то данная методика также мало подходит для анализа кредитоспособности заемщика, претендующего на получение долгосрочного кредита под инвестиционный проект. Ведь она, как и другие методики, предлагаемые в последнее время, тоже не учитывает многие реальные факторы риска, действие которых может сказаться через определенное время.

При анализе кредитоспособности заемщика широко используются финансовые коэффициенты. Их сравнение со среднеотраслевыми уже дает кредитору полезную информацию о том, насколько прочно финансовое положение заемщика. Такой анализ достаточно прост и вследствие этой простоты имеет ряд изъянов, о которых говорилось. Поэтому далее рассмотрим другие методы анализа.

Пять  “С” кредита.

Мировой опыт показывает, что наиболее действенны пять критериев, по которым потенциальный  заемщик должен быть проверен кредитором. Это так называемые 5 «С» кредита. Данное выражение происходит от первых букв следующих английских слов: характер (character), способности (capacity), капитал (capital), состояние экономики (conditions) и залог и (или) гарантии (collateral). У читателя может сложиться впечатление, что эти определения относятся исключительно к заемщику как к частному лицу. Но на самом деле знаменитые 5 «С» применимы как к частным лицам, так и к компаниям. 
Дадим подробную характеристику каждого из критериев. 
Характер. Под этим критерием подразумевается проверка деловой и личной честности заемщика. Проверяется прошлое, привычки, круг общения, стиль жизни, честность в прошлых сделках, возврат ранее сделанных долгов, т.е. то, что называется кредитной историей. Успех подобного анализа в значительной степени зависит от качества и своевременности представленной информации заявителем на кредит. В развитых странах для этой цели уже давно существуют специальные бюро кредитной информации (кредитных бюро).

Практика  кредитного анализа обычно рекомендует  запрашивать данные о заемщике за три последних года, причем самая  последняя информация должна быть не более чем шестимесячной давности. 
Что должна содержать такая информация? В первую очередь, это — баланс, отчет о прибылях и убытках, таблицу денежного потока, отчет о движении денежных средств, а также если кредит дается под залог, то в зависимости от вида залога кредитор запросит детальную структуру запасов и дебиторской задолженности (желательно не менее чем за последний год). Надо попытаться выяснить, заложены ли уже активы и какие и что было с залогом в прошлом. 
Важной частью запрашиваемой информации является бизнес-план, который должен содержать резюме руководства, описание проекта, продукта или услуги, анализ отрасли и рынка, планы маркетинга, производства и управления; финансовый план, прогноз денежных потоков, ориентировочный финансовый отчет. Разработка бизнес-плана дисциплинирует заемщика, демонстрирует его способности к планированию своей деятельности, является свидетельством того, насколько ясно он представляет свои перспективы. 
Подчеркнем важность самого факта предоставления информации. Ее отсутствие или нежелание предоставить уже само по себе может служить основанием для отказа в кредите. Исходя из представленной заемщиком информации кредитор попытается понять, насколько хорошо подготовлено кредитное предложение, является ли оно реалистичным с деловой точки зрения, является ли цель займа приемлемой для кредитора. 
Требование отчетности дисциплинирует заемщика, само по себе снижает вероятность его банкротства. Очень хорошо, когда кредитор стандартизирует процесс, снабдив заемщика разработанными бланками и формами. Подчеркнем также важность регулярности и своевременности предоставления информации. 
Возможности. Заемщик может быть честным, но иметь слабые деловые качества. Компания может управляться некомпетентными или пассивными менеджерами. Кредитору важно понять, способен ли заемщик делать прибыль, использовать предоставленный кредит эффективно. На это особо следует обращать внимание, когда главным источником возврата кредита является денежный поток от операций, создаваемый заемщиком, а не продажа активов (как часто бывает при кредитовании под залог) или выпуск новых акций или облигаций. Предпочтение следует отдавать заемщиком со стабильным денежным потоком, притом что он достаточен для обслуживания долга.

Капитал. Кредитор будет выяснять, насколько широко заемщик готов использовать собственный капитал для финансирования кредитуемых операций или проекта, иными словами, в какой степени он хочет разделить риск с кредитором. Заемщик с большей величиной собственного капитала имеет меньшую вероятность стать банкротом, более жестко борется за выживание, имеет более высокую ликвидность. Здесь, однако, следует подчеркнуть одну тонкость. 
Когда кредитор заинтересован в долгосрочных отношениях с заемщиком, то для него важна величина чистого денежного потока, который может создать заемщик, и чистая стоимость активов, принадлежащих последнему. Когда же кредитор основной гарантией возврата ссуды делает залог, его должна больше интересовать ликвидационная стоимость его активов, которая может сильно отличаться от их рыночной стоимости на функционирующей фирме.

Роль  стратегии в антикризисном  управлении

Рыночные  формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к  несостоятельности отдельных субъектов  хозяйствования или их временной  неплатежеспособности. Например, по данным статистики, в результате глубокого экономического кризиса в Российской Федерации число убыточных предприятий составляет 80%. В результате этого в России неплатежи достигли астрономической величины (более 800 трлн. руб.), что, в свою очередь, привело к большому объему бартерных сделок (более 80%). Однако даже в случае стабилизации экономики не следует ожидать, что в стране таких предприятий не будет. В США, например, около 50% вновь созданных малых и средних предприятий прекращают свою деятельность в течение одного года. Вместе с тем признанные законом банкроты составляют всего около 1% количества всех предприятий. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости постоянно проводить работу по антикризисному управлению.

Почему ранее  благополучные предприятия оказались в состоянии неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде. Еще 30 лет назад в практике управления предприятиями отсутствовали стратегические принципы. Только на стыке 60–70-х годов появляются новые методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление». Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды бизнеса (рис. 9.1).

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно  считать кризисной. Чтобы этого  не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия  оказалась в кризисе, и принять  меры еще до внешнего проявления трудностей ( финансовых сложностей).

Рис. 9.1. Эволюция организации  и принципов управления  
(Источник: Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1)

Исследования, проведенные на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, изза которых  предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:

  • внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (рис. 9.2);
  • внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Рис. 9.2. Анализ внешних факторов кризисного развития

Внутренние  факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также  могут быть причиной кризиса. Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек — это затраты на энергоносители.

При высокой  оборачиваемости средств причины  экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, причину следует искать в реализации продукции. Дальнейшие вопросы связаны с наличием запасов готовой нереализованной продукции, потребительскими свойствами товара, ценовой политикой и системой распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах кризиса предприятия.

На основании  вышесказанного можно сделать вывод, что выход из кризиса связан с  устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении.

Разработка  антикризисной стратегии  организации

В развитии любой организации существует вероятность  наступления кризиса. Характерной  особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.

Поиск путей  выхода из экономического кризиса непосредственно  связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия. 
 

 

      

      •    Концепция контроллинга с ориентацией на координацию

      •    Деятельности предприятия

      •    Задачи контроллинга на предприятии

      •    Функции контроллинга

      •    Процесс контроля на предприятии

      •    Принципы контроля

Информация о работе Антикризисное управление