Антикризисный менеджмент: особенности и основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 01:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования: анализ особенностей и проблематики антикризисного менеджмента на примере предприятия.
Задачи исследования:
– понятия антикризисного управления и основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии;
– процессы антикризисного управления;
– разработка системы антикризисного управления;
– исследование финансового состояния ОАО «Гидропривод»;
– анализ платежеспособности ОАО «Гидропривод» на основе показателей ликвидности;
– анализ финансовой устойчивости ОАО «Гидропривод»;
– анализ деловой активности ОАО «Гидропривод»;
– антикризисные предложения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного менеджмента
1.1. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 5
1.2. Понятие антикризисного менеджмента 7
1.3. Проблематика антикризисного менеджмента 10
1.4. Стратегия и тактика антикризисного менеджмента 12
Глава 2. Методы и диагностика антикризисного менеджмента
2.1. Оценка кризисного состояния предприятия 17
2.2. Процессы антикризисного управления на предприятии
2.2.1 Механизмы финансовой стабилизации 19
2.2.2 Реструктуризация предприятия 20
2.2.3 Устранение неплатежеспособности 22
2.2.4 Восстановление финансовой устойчивости 23
2.3. Разработка системы антикризисных мероприятий 25
2.4.Рекомендации по со¬вершенствованию механизма антикризисного управления предприятием 29
Глава 3. Исследование финансового состояния ОАО «Гидропривод».
3.1. Общая характеристика организации 31
3.2. Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности 34
3.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия 39
3.4. Анализ деловой активности предприятия 44
3.5. Мероприятия по эффективному принятию и реализации финансовых решений 48
Заключение 57
Список литературы 59

Работа состоит из  1 файл

курсовая2.doc

— 479.50 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ФИЛИАЛ РГГУ В Г. КАЛИНИНГРАДЕ

 

 

 

 

 

 

 

Потапов Константин Владимирович

Антикризисный менеджмент: особенности и основные проблемы

 

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Курсовая работа студента 2-го курса заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

Кандидат  экономических наук, Доцент

______________________ Никитин А.А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград  2011

 

 

Содержание.

Введение           3

Глава 1.  Теоретические  аспекты антикризисного менеджмента 

1.1. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии             5

1.2. Понятие антикризисного менеджмента      7

1.3. Проблематика антикризисного менеджмента     10

1.4. Стратегия и тактика антикризисного менеджмента    12

Глава 2. Методы и диагностика антикризисного менеджмента

2.1. Оценка  кризисного  состояния предприятия     17

2.2. Процессы антикризисного управления на предприятии

2.2.1 Механизмы финансовой  стабилизации     19

2.2.2 Реструктуризация  предприятия      20

2.2.3 Устранение неплатежеспособности      22

2.2.4 Восстановление финансовой устойчивости    23

2.3. Разработка системы антикризисных  мероприятий    25

2.4.Рекомендации по совершенствованию механизма антикризисного управления предприятием         29

Глава 3. Исследование финансового состояния ОАО «Гидропривод».

3.1. Общая характеристика организации      31

3.2. Анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности          34

3.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия     39

3.4. Анализ деловой активности предприятия      44

3.5. Мероприятия по эффективному принятию и реализации финансовых решений            48

Заключение           57

Список  литературы         59

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях, кризисных ситуаций и неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство. Поэтому актуальность исследования антикризисного менеджмента актуально на сегодняшний день.

Исследования  по теме. При анализе вопросов темы курсовой работы, были изучены материалы из периодических изданий, касающиеся темы исследования: «Антикризисный менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», «Антикризисное управление».

Предмет исследования: антикризисный менеджмент: особенности и основные проблемы.

Цель исследования: анализ особенностей и проблематики антикризисного менеджмента на примере предприятия.

Задачи исследования:

– понятия антикризисного управления и основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии;

– процессы антикризисного управления;

– разработка системы антикризисного управления;

–   исследование финансового состояния ОАО «Гидропривод»;

– анализ платежеспособности ОАО «Гидропривод» на основе показателей ликвидности;

–   анализ финансовой устойчивости ОАО «Гидропривод»;

–   анализ деловой активности ОАО «Гидропривод»;

–  антикризисные предложения.

Теоретической основной курсовой работы явились учебные  пособия таких ученых, как . Крутик А.Б., Муравьев А.И., Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Быков А.А., Беляцкая Т.Н. и других.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Антикризисный менеджмент (антикризисное управление) стало  одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. В одних  случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса  экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер.

По моему мнению, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного менеджмента.

1.1. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии.

Кризис предприятия  вызывается несоответствием его  финансово- хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

  1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
  2. Внутренние (непосредственно зависящие от деятельности предприятия).

Внешние (экзогенные) факторы возникновения кризиса можно разделить на:

  1. Социально-экономические факторы общего развития страны:
  • Рост инфляции;
  • Нестабильность налоговой системы;
  • Нестабильность регулирующего законодательства;
  • Снижение уровня реальных доходов населения;
  • Рост безработицы.
  1. Рыночные факторы:
  • Снижение емкости внутреннего рынка;
  • Усиление монополизма на рынке;
  • Нестабильность валютного рынка;
  • Рост предложения товаров-субститутов.
  1. Прочие внешние факторы:
  • Политическая нестабильность
  • Стихийные бедствия
  • Негативные демографические факторы
  • Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние (эндогенные) факторы возникновения кризиса:

  1. Управленческие:
  • высокий уровень коммерческого риска;
  • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
  • неэффективный финансовый менеджмент
  • плохое управление издержками производства;
  • отсутствие гибкости в управлении;
  • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
  1. Производственные:
  • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
  • Устаревшие и изношенные основные фонды;
  • Низкая производительность труда;
  • Высокие энергозатраты;
  • Перегруженность объектами социальной сферы.
  1. Рыночные:
  • Низкая конкурентоспособность продукции;
  • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Именно неэффективность  управления следует отнести к  наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию. Эта проблема обусловлена следующими факторами:

  • Отсутствием стратегии в деятельности предприятия;
  • Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
  • Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Итак, можно сделать  следующий вывод, что, несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.

 

1.2. Понятие антикризисного менеджмента

В настоящее время  существует несколько точек зрения по поводу того, что следует понимать под термином «антикризисный менеджмент», или «антикризисное управление». Традиционно под антикризисным управлением понимается совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Согласно данному определению, область антикризисного управления ограничена рамками судебной процедуры банкротства, проводимой на предприятии. Данное определение, следовательно, трактует антикризисное управление в достаточно узком смысле.

Согласно устоявшемуся как в российских, так и в белорусских деловых кругах мнению, под антикризисным управлением предприятием понимается либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния. В соответствии с данным определением, антикризисное управление отличается от стратегического и тактического менеджмента по своим целям. Последние стремятся к достижению миссии фирмы или долгосрочной максимизации прибыли. Необходимость в антикризисном управлении существует лишь до тех пор, пока предприятие не преодолеет кризисное состояние.

В последних публикациях  некоторых российских экономистов  антикризисное управление рассматривается как более широкое понятие. Оно должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность несостоятельного предприятия, а также обеспечивать достижение предприятием конкурентного преимущества.

Вместо термина «антикризисное управление» в англоязычной литературе используется понятие «кризис-менеджмент». В широком смысле под кризис-менеджментом понимается управление в чрезвычайных ситуациях. С точки зрения кризис-менеджмента, особенность кризисной ситуации состоит в ускорении течения событий, появлении нетипичных ситуаций, т. е. кризис характеризуется увеличением неопределенности.

Кризис-менеджмент изучает  не только экономические, но также техногенные, психологические кризисы и катастрофы. Объектом исследования кризисного менеджмента является не предприятие, а сам кризисный процесс, который может произойти где угодно. Так, Институт кризис-менеджмента (США) занимается созданием базы данных по всем кризисным ситуациям, имевшим место в США за последние десятилетия. Изучение кризисов вряд ли поможет неплатежеспособным предприятиям, но значительная польза от этого состоит в возможности предотвращения кризиса. В теории кризисного менеджмента огромная роль отводится предупредительным мерам, позво ляющим предвидеть наступление кризиса и вовремя скорректировать курс предприятия.

Рассмотрим основные термины, используемые в теории кризис-менеджмента.

Кризисная проблема —  серьезное затруднение, требующее  немедленного решения.

Некризисная проблема —  вопрос, который требует решения, но обычно не такой важный и не требующий  быстрого решения, как кризисная  проблема.

Программируемые решения — решения, принимаемые в рутинных, повторяющихся и хорошо структурируемых ситуациях путем использования стандартных правил принятия решений.

Непрограммируемые решения  — решения, для которых не существует стандартных правил принятия решений, так как ситуация новая или плохо структурирована.

Самодовольство —  условие, при котором менеджер не видит признаков опасности или возможности либо игнорирует их.

Уклонение от защитных действий — условие, при котором менеджеры либо отвергают значимость опасностей или возможностей, либо уклоняются от ответственности за принимаемые решения.

Паника — реакция  менеджеров, когда они расстраиваются и неистово ищут путь решения проблемы.

Решение решать — реакция, в соответствии с которой менеджеры понимают необходимость решения проблемы, знают, как решить проблему, и осуществляют эффективный процесс принятия решений.

Ухудшающиеся кризисные  ситуации — ситуации, которые сигнализируют о возможности увеличения обязательств компании и роста потерь.

Предубеждения в принятии решений — предубеждения менеджеров, проявляющиеся в процессе принятия решений: самонадеянность, ограниченность, пространные теории, представительность, доступность и регулирование.

Информация о работе Антикризисный менеджмент: особенности и основные проблемы